В Государственной думе прошло расширенное заседание Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, на котором рассматривался вопрос формирования бюджета Минтранса России на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы».
О планах реализации ключевых транспортных проектов депутатам рассказал министр транспорта РФ Роман Старовойт. Он подчеркнул, что бюджет на предстоящие три года нацелен прежде всего на реализацию миссии Минтранса – создание самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни в России.
На реализацию госпрограммы «Развитие транспортной системы» в 2025–2027 годах предусмотрено свыше 4,8 трлн рублей. Все показатели госпрограммы направлены на безусловное достижение национальных целей, реализацию задач национальных, федеральных проектов и комплексных программ развития отраслей, отметил Роман Старовойт. В структуру госпрограммы включены новые национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».
Нацпроект обеспечит рост мощности инфраструктуры единой опорной транспортной сети к 2030 году на 79% (от уровня 2023 года), а также рост авиационной подвижности жителей России на 50% по сравнению с 2023 годом. Планируется выделение финансирования на строительство и реконструкцию 53 аэропортовых комплексов. Основными приоритетами гражданской авиации по–прежнему остаются повышение доступности услуг воздушного транспорта, расширение сети регулярных пассажирских маршрутов в обход Москвы, господдержка перевозок.
В части водного транспорта предусмотрены мероприятия по развитию опорной сети морских портов, внутренних водных путей и Северного морского пути. В железнодорожной отрасли будут поддерживаться субсидирование перевозок, строительство инфраструктуры, в том числе строительство ВСМ и развитие Центрального транспортного узла. Будут продолжены работы на железнодорожных подъездах к морским портам Новороссийска и Мурманска, что обеспечит прогнозируемый рост провозной способности в общем на 35,3 млн тонн.
Отдельное внимание будет уделено строительству, реконструкции и содержанию пунктов пропуска через госграницу. В частности, средства будут направлены на работы на ключевых участках границы (Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай), в ближайшие 3 года будут введены в эксплуатацию 14 пунктов пропуска.
В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» к 2030 году будет обеспечен рост доли федеральных трасс и дорог агломераций в нормативном состоянии до 85%, региональных и местных – до 60%, опорной сети – до 85%. Доля парка общественного транспорта со сроком эксплуатации не старше нормативного составит 85% к 2030 году. В ближайшие три года планируется поставить в регионы 1370 автобусов по программе поддержки лизинга с АО «ГТЛК». Также планируется передать в субъекты более 2 тыс. транспортных средств в рамках региональных программ с федеральной поддержкой.
Юрий НИКИТСКИЙ