Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Важнейший сегмент рынка перевозок

Эксперты – о проблемах и перспективах развития автомобильного транспорта.

День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, который в просторечье еще называют Днем автомобилиста, в 2024 году отмечается 27 октября, в последнее воскресенье месяца. Праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года «О Дне работников автомобильного транспорта». С тех пор нынешний День автомобилиста еще три раза менял свой статус в силу появлявшихся новых законодательных документов. В своем нынешнем виде День автомобилиста существует с 2012 года, он учрежден Указом Президента Российской Федерации, и вот уже 12 лет его отмечают не только автомобилисты, но и работники городского пассажирского транспорта.

Автомобильный и городской пассажирский транспорт – важнейший сегмент рынка перевозок. Об этом неоднократно говорилось на различных массовых мероприятиях, форумах, «круглых столах». Приводились примеры, свидетельствующие о прогрессивном его развитии, которое сейчас как никогда имеет огромное значение. Но добиться максимального положительного эффекта можно, только имея крепкую законодательную базу.
Достаточно ли отрасль обеспечена нормативно–правовыми актами? Что известно о готовящихся сегодня новых правовых документах, призванных повысить эффективность деятельности участников рынка автомобильных перевозок?
С этого вопроса мы начали тематический «круглый стол», в котором попросили принять участие компетентных экспертов – директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Сергея Семенова и президента Национальной ассоциации предприятий автомобильного транспорта (НАПТА) Алексея Василькова.

Сергей Семенов:
– Прогрессивное развитие рынка автомобильного и городского пассажирского транспорта требует регулярного и систематического мониторинга правоприменения нормативных правовых актов. Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта разрабатывается порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании в сфере перевозок автомобильным и городским пассажирским транспортом.
Так, в 2024 году была проведена масштабная работа по внесению изменений в нормативно–правовые акты в сфере перевозок автомобильным и городским пассажирским транспортом, которые вступили в силу с 1 сентября 2024 года.
Изменения коснулись Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данные изменения позволили:
– расширить перечень оснований для исключения межрегионального маршрута из реестра, а именно: прекращение действия лицензии перевозчика, уклонение от получения разрешительных документов на маршрут, отсутствие начального или конечного остановочного пункта в реестре остановочных пунктов;
– сократить срок исключения межрегионального маршрута из реестра по инициативе перевозчика с 90 до 10 дней;
– определить, что установление в границах субъекта РФ остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам, теперь является полномочием лишь городов федерального значения Москва, Санкт–Петербург и Севастополь.
Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года определено, что в сфере пассажирских перевозок должно быть достигнуто повышение доступности транспортных услуг для жителей удаленных, труднодоступных и
геостратегических территорий; повышение качества транспортных услуг в части комфорта и безопасности перевозок с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду при сохранении ценовой доступности перевозок; повышение качества транспортных услуг в части скорости обслуживания пассажиров и, как следствие, увеличение подвижности населения; создание транспортной инфраструктуры для развития внутреннего туризма.
На сегодняшний день в рамках реализации стратегии разработан проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию и апробации модуля «Система контроля пассажирских перевозок» (СКПП) Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА–ГЛОНАСС» для обеспечения электронного взаимодействия участников процесса перево-
зок пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок». Предусматривается проведение эксперимента на территории Российской Федерации с 15 декабря 2024 г. по 1 сентября 2025 г. Данный эксперимент осуществляется во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 17 сентября 2023 г. № Пр–1855ГС в части создания:
– электронной системы взаимодействия участников перевозок и исключения бумажного документооборота при перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок;
– дополнительного механизма выявления нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего перевозку пассажиров по межрегиональным маршрутам регулярных перево-
зок.
Проведение эксперимента позволит решить следующие задачи:
а) обеспечить электронное ведение реестра остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок (регистрация, внесение изменений, исключение сведений);
б) обеспечить электронное ведение реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (регистрация, внесение изменений, отмена);
в) сформировать и присвоить уникальные идентификаторы рейса и билета;
г) обеспечить формирование пассажирской емкости рейса;
д) обеспечить формирование пакета документов по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, имеющим признаки нелегальных перевозок при осуществлении перевозки пассажиров по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок;
е) организовать информационное взаимодействие СКПП с различными информационными системами, включая информационные системы в сфере транспорта и навигационной деятельности.
Результаты эксперимента позволят определить необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, регламентирующее перевозку пассажиров по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
– Следующий вопрос опять же касается нормотворческой деятельности. Есть данные, что в Российской Федерации в возрастной структуре парка грузовых автомобилей по состоянию на начало 2024 года на технику старше 10 лет приходилось больше половины от всего парка, или более 1,675 млн единиц.

Скажите, есть ли какой–либо нормативный акт, который ограничивал бы возраст грузовиков и не допускал устаревшие автомобили к осуществлению перевозок? Ведь мало того, что это ведет к снижению производительности автотранспорта, есть серьезные угрозы и в плане безопасности дорожного движения.

Сергей Семенов:
– На сегодняшний день в нормативно–правовых актах нет прямых ограничений, связанных с возрастом грузовых автомобилей и сроком их эксплуатации. Данный вопрос на сегодняшний день решается посредством периодического контроля за техническим состоянием транспортных средств, в том числе посредством технического осмотра, периодичность которого зависит в том числе от возраста автомобиля.
Нам важно, чтобы эксплуатировались технически исправные транспортные средства, соответствующие установленным к ним требованиям. Помимо технических осмотров у нас установлена обязанность проведения еще и предрейсового или предсменного технического контроля транспортных средств, который также призван не допускать на линию технически неисправные транспортные средства.
Алексей Васильков:
– Нормативного акта федерального статуса, ограничивающего возраст грузовиков, нет. Я считаю, и не надо. Особенно при дефиците новой автотехники. Техническое состояние автомобиля не всегда зависит от его возраста. Если владелец автомобиля содержит его в отличном состоянии, своевременно проводит техническое обслуживание, ремонт и т.п., то такой грузовик будет менее опасным, чем тот, который более позднего года выпуска, но эксплуатировался без должного ухода. Многое также зависит от производителя автомобиля.
Главное, чтобы автомобиль при выпуске на линию соответствовал требованиям Порядка проведения предрейсового контроля транспортных средств.
Скажу также и об экологической безопасности: у региональных органов власти есть право вводить ограничения по экологическому классу автомобилей на своих территориях, и новый Федеральный закон для этого не нужен.

– Вопрос из области организации автомобильных грузовых перевозок: как современные инструменты аналитики в логистике позволяют перевозчикам повышать свою прибыль, а грузовладельцам – снижать затраты?

Сергей Семенов:
– Все слышали об индексах фондового рынка – это ключевой показатель его состояния в целом и по отдельным отраслям. Подобные индикаторы есть и в других сферах, в том числе в логистике. Появление аналитических инструментов в логистике стало возможным благодаря росту популярности цифровых платформ – чем больше зарегистрированных пользователей и размещенных грузов, тем больше данных для анализа и достоверных выводов.
Так, активность грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков на биржах грузоперевозок позволяет собирать данные для расчета основного показателя отрасли – средних ставок на перевозки по разным направлениям в реальном времени.
Например, можно посмотреть, сколько прямо сейчас в среднем стоит доставка груза из Алматы в Москву или Свердловскую область, а также разброс цен – от минимальной до максимальной. Грузовладельцам это позволит выставить груз по адекватной цене, не переплачивая за услуги партнеров. Перевозчикам такой сервис тоже полезен – он дает аргументы для переговоров по заказам, выставленным по заниженной цене.
Таким образом, все участники рынка получают инструмент повышения рентабельности бизнеса. Важно, что средние ставки – это реальная стоимость услуг действующих перевозчиков без наценки экспедиторов или маржи крупных логистических компаний с большим парком автомобилей. Это позволяет грузовладельцам принимать более обоснованные решения при выборе перевозчика.
Еще один аналитический инструмент предназначен для перевозчиков – он отражает наиболее выгодные направления. На основе средних ставок логистическая платформа способна ранжировать маршруты по цене и объему перевозимых грузов. Например, есть возможность узнать, в какой город или страну прямо сейчас выгоднее всего доставлять грузы. Кроме того, сервис помогает выявить самые перспективные маршруты, где цены имеют тенденцию к увеличению.
Этот инструмент особенно полезен для перевозчиков, стремящихся нарастить свою прибыльность. Также его можно использовать при расширении автопарка, когда необходимо планировать географическое развитие бизнеса.
Почему так важна аналитика рынка? Можно выделить несколько причин, по которым использование аналитических инструментов необходимо всем участникам рынка логистики.
Во–первых, ценообразование в грузоперевозках определяется не только себестоимостью услуг и процентом маржинальности, но и трендами спроса и предложения. Именно поэтому важно активно следить за ними и вовремя реагировать на изменения. Аналитические сервисы предоставляют возможность видеть текущие цены, а также прогнозировать будущие изменения на основе анализа исторических данных и текущих тенденций.
Во–вторых, современные аналитические инструменты учитывают сезонные колебания, погодные условия на маршруте и другие обстоятельства, которые, как правило, трудно учесть при самостоятельном расчете. Это значительно повышает точность прогнозов и позволяет принимать более обоснованные решения.
В–третьих, отслеживание индикаторов рынка помогает увеличить прибыльность бизнеса. Известно, что часто грузопотоки неравномерны: «туда» много грузов, а «обратно» автомобиль едет порожним. Либо в одну сторону грузовладельцы предлагают выгодные ставки, а в обратную – нерентабельные. В этом случае с помощью специализированного сервиса можно подобрать более выгодный обратный маршрут – не из пункта назначения, а из соседних городов и поселков.
Таким образом, результатом применения аналитических сервисов становится более справедливая цена на услуги для перевозчиков, а также возможность для грузовладельцев избегать рисков переплатить.

– Как бы вы вообще оценили сегодняшнее состояние отечественного парка автомобильного и городского пассажирского транспорта?

Сергей Семенов:
Сегодняшнее состояние отечественного автомобильного и городского пассажирского транспорта оценивается как прогрессирующее. Активно проходит модернизация обновления подвижного состава в регионах Российской Федерации, что способствует росту доли новых транспортных средств и оказанию безопасной перевозки пассажиров.
С 2022 года в субъекты РФ поставлено 11 598 единиц транспорта для обеспечения пассажирских перевозок.
На текущий момент по линии Минтранса поставлено 6 004 ед. транспорта (5679 автобусов, 96 троллейбусов, 188 трамваев, 41 электробус).
Планируется достижение показателя по доле подвижного состава в нормативном состоянии – 59,6 % (на конец 2024 года).

– Как, на ваш взгляд, сегодня выглядит рынок пассажирских автоперевозок, инфраструктура, что является первостепенным для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров?

Сергей Семенов:
– На территории Российской Федерации в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок зарегистрировано 6138 маршрутов, в реестре международных маршрутов регулярных перевозок зарегистрировано 349 маршрутов, в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам зарегистрировано 3494 остановочных пункта. Работа по открытию новых международных и межрегиональных маршрутов ведется активно. Так, с начала 2024 года в реестре международных маршрутов было зарегистрировано 75 новых маршрутов.
Активно ведется работа по установлению межрегиональных маршрутов на новых территориях. С начала 2024 года в реестре зарегистрировано 627 новых маршрутов, начальные или конечные остановочные пункты которых расположены в ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областях. В 2023 году было зарегистрировано 183 маршрута.

Алексей Васильков:
– Одной из примет времени стало развитие сервиса краткосрочной аренды (шеринга), который распространился и на автомобильный транспорт. В 2023 году количество таких поездок достигло 10 миллионов. Это, конечно, не очень много по сравнению с общим объемом пассажирских перевозок автомобильным транспортом, но сопоставимо с перевозками на внутреннем водном транспорте. Пока непонятно, за счет чего будет расширяться этот сегмент рынка: кто–то сравнивает стоимость километра каршеринга со стоимостью километра в такси, кто–то со стоимостью владения личным автомобилем. В то же время шеринговые сервисы проникают и в область использования личного транспорта, в частности, например, сервисы совместных поездок, которые в отдельных случаях дополняют пассажирский транспорт общего пользования и повышают доступность транспортных услуг для населения.
Объем перевозок автобусным транспортом в истекшем полугодии, согласно статистическим данным Минтранса России, незначительно вырос – на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4 443,3 млн пассажиров. По этому показателю автобусные перевозки по–прежнему на первом месте и составляют 86% всех перевозок.
С точки зрения бизнес–моделей маршрутных автомобильных перевозок в большинстве случаев организаторы перевозок (исполнительные власти субъектов РФ и администрации муниципалитетов) обращаются к модели нетто–контракта, при которой перевозчик получает выручку от продажи билетов по установленному тарифу и, грубо говоря, дополнительное бюджетное финансирование за соблюдение определенных условий перевозок. В меньшей степени распространена так называемая система брутто–контрактов, когда организатор перевозок осуществляет сбор билетной выручки самостоятельно, а перевозчику оплачивает осуществленную транспортную работу – то есть определенные показатели движения автобусов по маршрутам. Эта модель, может быть, более затратная для организатора перевозок, но позволяет более точно понимать объемы осуществляемых перевозок.
И, конечно, значительную роль в качестве транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом играет инфраструктура. Понятно, что на дорогах, не соответствующих нормативным показателям, или дорогах без усовершенствованного и даже твердого покрытия невозможны ни быстрое перемещение, ни комфортное пребывание в салоне транспортного средства. К сожалению, в части дорог местного значения в 2023 году доля дорог с твердым покрытием составила чуть больше половины (58,6%). Из них только половина с усовершенствованным покрытием (51,3%). Это снижает качество транспортного обслуживания жителей сельской местности и транспортную доступность этих территорий.
Но кроме собственно дорожного покрытия есть и другие важные элементы инфраструктуры. Дорожное движение в наших крупных городах в основном организовано в расчете на личный транспорт. В результате пассажиры транспорта общего пользования теряют много времени в пробках, от которых они могли быть избавлены при целенаправленной организации приоритета в виде выделенных полос и светофорных объектов.
Для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров первостепенным является комплексный подход к осуществлению транспортного обслуживания. Строительство новых дорог, организация движения, прокладка маршрутов движения транспорта общего пользования и закупка подвижного состава должны дополнять друг друга и быть направлены на удовлетворение запросов пассажиров.

– Еще одна животрепещущая проблема – экология. Здесь к категории безвредных видов автомобильного и городского пассажирского транспорта отнесены электромобили, электробусы, троллейбусы и трамваи, метро и электропоезда. Однако транспорта с ДВС, дизельным двигателем все еще очень много. Как вы думаете, когда безвредный транспорт возьмет верх над вредным?

Сергей Семенов:
– Сегодня полным ходом идет развитие электротранспорта, не только как транспорта для перевозки пассажиров, но и грузов. Электробусы начинают активно внедряться в современную городскую инфраструктуру. Грузовой транспорт пока отстает по темпам внедрения электрогрузовиков, но при этом ожидается рост грузоперевозок малотоннажным электротранспортом. Так, например, завод АвтоВАЗ уже выпустил обновленную «Ладу Ларгус» с индексом «Е», что означает электропривод. Необходимо проработать множество вопросов, связанных с производством электротранспорта, до вопросов производства зарядки транспортных средств.
Развиваются и другие направления минимизации вреда для окружающей среды от использования транспортных средств, включая использование биотоплива, топлива с высоким октановым числом. При этом корректно говорить именно о минимизации вреда трудно, поскольку абсолютно безвредного или безопасного транспорта не бывает, любая техника имеет риски оказать вред людям или окружающей среде. Важно максимально уменьшить эти риски.

– Для многих компаний серьезной проблемой стал дефицит водительских кадров. Поиск их занимает месяцы. Как, на ваш взгляд, можно повлиять на сложившуюся ситуацию в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

Сергей Семенов:
– Минтранс России работает над реализацией мер, а также над разработкой новых подходов к решению проблемы дефицита водительских кадров.
В краткосрочной перспективе для решения проблемы дефицита водительского состава нужно повышать имидж предприятий и самой специальности в глазах потенциальных кандидатов, а именно:
– популяризировать специализацию на разных интернет–ресурсах, в социальных сетях, через профессиональные союзы;
– отмечать преимущества данной специализации;
– проводить разные социальные мероприятия для привлечения кандидатов, привлекать к участию в кампаниях успешных и уважаемых водителей, которые могут служить положительным примером для других, проводить рекламные кампании, интервью;
– открывать учебные комбинаты/группы на базе автотранспортных предприятий с дальнейшим трудоустройством, развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и компаниями–перевозчиками для создания современных программ подготовки водителей городского транспорта;
– обеспечивать транспортную доступность для работников такой категории (корпоративный транспорт).
В рамках среднесрочного планирования необходимо:
– обеспечить рост заработной платы водителя городского пассажирского транспорта;
– разработать и внедрить программы поддержки водителей общественного пассажирского транспорта (единоразовая выплата при трудоустройстве, компенсация затрат на транспорт в границах одного или нескольких субъектов, предоставление полиса ДМС, поощрения по результатам годовой работы);
– продолжать увеличивать количество новых единиц подвижного состава в субъектах, их своевременное обслуживание, вместе с тем исключить случаи ремонта за счет водительского состава;
– добиться снижения возраста кандидатов в водители на допуск к обучению по категории «D» и к началу трудовой деятельности на автотранспортных предприятиях.

Алексей Васильков:
– За последние пять лет средний возраст водителей грузовых автомобилей увеличился с 48 до 54 лет. Новых кадров практически нет, а возраст тех, кто приходит на должность водителя, составляет свыше 45 лет.
Чтобы обеспечить приток молодых кадров, для начала надо решить проблему с подготовкой профессиональных водителей в автошколах. Хороших автошкол мало, а стоимость обучения значительная и составляет на категории «С» и «СЕ» 150 тыс. руб.
Во время обучения большинство автошкол используют устаревшую технику. Выпускники не знают, как заполнять транспортные документы, как крепить грузы и т.п. Компания, принимая на работу новичков, рискует снизить качество обслуживания клиентов и повысить риск аварийности. В результате у выпускников нет гарантии дальнейшего трудоустройства.
В целях сокращения дефицита кадров, возможно, надо снизить стоимость и сроки обучения с улучшением его качества, использовать для обучения современную технику и давать знания, необходимые для реальной работы на предприятии. Руководителям предприятий для своих работников важно не только решать материальные и социальные вопросы, но и заботиться о повышении профессиональной переподготовки и совершенствовании навыков управления транспортными средствами, привлекая их к конкурсам мастерства.
Компании могут самостоятельно организовать соревнования по знанию ПДД, скоростному маневрированию и бережной перевозке хрупкого груза.
Для водителей проводятся Всероссийские конкурсы профессионального мастерства. Их организует ОАО «Научно–исследовательский институт автомобильного транспорта» по заказу Министерства транспорта Российской Федерации и ФБУ
«Росавтотранс».

– Кстати, о конкурсах. Это действительно один из способов проверки водителя на профессионализм. В каких регионах они проходили в этом году?

Алексей Васильков:
– Начну с того, что целями конкурсов являются повышение уровня профессиональной подготовки водителей как грузового, так и пассажирского транспорта, популяризация и пропаганда профессии водителя грузовика среди молодежи, информационная и методическая поддержка для вовлечения субъектов Российской Федерации в мероприятия, предусмотренные целями, основными направлениями, задачами, принципами и показателями Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса» проводится со времен СССР. Последний конкурс в Советском Союзе состоялся в 1990 году. Потом был 10–летний перерыв, после которого в 2000 году в городе Пермь прошел Всероссийский конкурс «Лучший водитель автобуса». Далее соревнования организовывались в Коломне, Москве, Новосибирске, Липецке, Красноярске, Иваново, Тюмени, Санкт–Петербурге.
Традиционно в конкурсах участвуют около 100 водителей из разных регионов России.
Целями конкурса «Лучший водитель автобуса» являются повышение уровня профессиональной подготовки водителей, совершенствование профессиональных знаний, повышение роли и популяризация профессии водителя автобуса, формирование у участников дорожного движения сте-
реотипов безопасного поведения.
Традиционно конкурс проходит по двум категориям: «водители автобусов средней вместимости» и «водители автобусов большой вместимости». В некоторые годы на состязаниях была категория «автобус особо большой вместимости», так называемая гармошка. Иногда водителям предлагалось проявить свое мастерство в «экономном» вождении, где измерялся расход топлива, в знаниях устройства автобуса и нахождении неисправностей.
Конкурс проводится на различных площадках площадью не менее 100х100 м. (автодромы, парковки торговых центров и спортивные комплексы). За состязаниями наблюдают зрители непосредственно на площадке и транслируют состязания в прямом эфире в интернете, привлекая внимание большого количества зрителей онлайн.

Сергей Семенов:
– Отмечу, что Минтрансом России на протяжении 10 лет проводятся Всероссийские конкурсы профессионального мастерства среди водителей разных транспортных средств: автобуса, грузовика, троллейбуса и трамвая. Для поддержки и привлечения к участию в таких соревнованиях от Министерства транспорта Российской Федерации утвержден призовой денежный фонд в размере 500 тыс. руб. и 1 млн руб. Такие конкурсы проводятся по каждому из указанных видов транспорта один раз в два года на площадках разных городов с привлечением региональных и федеральных средств массовой информации и организацией прямой трансляции мероприятия на всю Россию. В этом году состоялись Всероссийские конкурсы профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса» в г. Чебоксары и «Лучший водитель грузовика» – в г. Грозном.

– Что бы вы хотели пожелать всем, кто ежедневно садится за руль?

Сергей Семенов:
– Поскольку любое транспортное средство на дороге является средством повышенной опасности, тот, кто им управляет, должен прежде всего быть дисциплинированным и ответственным водителем. Как с точки зрения соблюдения закона, так и личностных качеств. Когда речь идет о перевозке пассажиров или грузов, ответственность возрастает.
Пользуясь случаем, поздравляю всех причастных к автомобильным перевозкам с профессиональным праздником и от души желаю успехов в нашем важном деле, а водителям – безопасных дорог и удачи в пути!

Алексей Васильков:
– День автомобилиста празднуют все, кто участвует в организации и обслуживании автоперевозок, обеспечивает комфорт и безопасность перевозки пассажиров, своевременную помощь оперативных служб, качество доставки товаров и грузов. Профессия автомобилиста – это ежедневный напряженный труд, требующий физической и эмоциональной самоотдачи. Организованность и дисциплинированность водителя являются залогом надежной и бесперебойной работы автомобильных парков всех служб и предприятий России.
От всей души желаю всем автомобилистам безопасных и легких дорог, надежной техники, взаимопонимания, взаимовыручки и взаимоуважения в пути, здоровья, семейного благополучия, новых трудовых и профессиональных ус
пехов!


просмотры:

168

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться