В ЕАЭС готовы к пилотному проекту по применению электронных накладных e–CMR
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Сегодня технологии искусственного интеллекта активно проникают во все сферы жизни. Необходимость внедрения цифровых технологий в практическую деятельность государственных бизнес–процессов в странах – членах ЕАЭС с применением искусственного интеллекта (ИИ) открывает новые возможности для более оперативного сбора и эффективного анализа данных экономической активности.
Интеграционные объединения и международные организации, так называемый интеграционный сегмент Большого Евразийского партнерства (БРИКС, ШОС, АСЕАН), стремятся получить недискриминационный доступ к новым технологиям, в том числе на транспорте, чтобы преодолеть цифровой разрыв среди стран–участниц для развития транспортных коридоров и обеспечения безопасного функционирования элементов критической инфраструктуры.
Вместе с тем, специалисты предупреждают: применение ИИ порождает не только новые возможности, но и серьезные риски. Посему эта сфера нуждается в скорейшем регулировании как на национальном, так и на международном уровне.
Первые шаги
В рамках прошедшей Транспортной недели–2024 состоялся круглый стол: «Искусственный интеллект на транспорте: новые возможности евразийской интеграции или упущенные выгоды для национальных экономик стран ЕАЭС», где эксперты обсудили возможные пути сотрудничества стран – участниц ЕАЭС в развитии ИИ для обеспечения своего технологического суверенитета и лидерства на транспорте.
Заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Елена Шерышева заметила, что пока преждевременно говорить о полноценном применении ИИ в целях обеспечения технологического суверенитета и лидерства на транспорте на пространстве ЕАЭС, куда входят пять стран – Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызская Республика. Тем не менее уже делаются первые шаги по цифровой трансформации сфер сотрудничества, определенных Договором о ЕАЭС.
Основой цифровизации в ЕАЭС станет интегрированная информационная система (ИИС) Союза, на базе которой будут реализовываться цифровые проекты. Очевидно, что страны Евразийского экономического союза должны синхронизировать работу и аккумулировать ресурсы для наиболее эффективной цифровой трансформации.
В декабре 2023 года главы государств Евразийского экономического союза подписали Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».
Декларация определяет задачи Союза на среднесрочную перспективу до 2030 года на пути превращения ЕАЭС к 2045 году «в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико–технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств – членов Союза». Документ содержит шесть направлений, в том числе – формирование общего транспортно–логистического пространства. Для решения поставленных задач определены ключевые направления развития ЕАЭС по сферам экономического взаимодействия, предусматривающие, в частности, развитие цифровых технологий, раскрытие потенциала систем искусственного интеллекта и обеспечение его применения.
Один из примеров – запущен цифровой проект по формированию экосистемы транспортных коридоров ЕАЭС. Также обеспечена готовность к запуску пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e–CMR при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в странах Евразийского экономического союза. Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно–логистических и контрольно–надзорных процедур. Результаты пилотного проекта будут использованы при запуске одного из сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, а также в деятельности по переходу к применению электронных документов. Использование e–CMR позволит снизить временные затраты перевозчиков. Так, при использовании электронных документов потребуется не более одной минуты против 20 с лишним минут при работе с бумажной транспортной накладной. Кроме того, по данным международных экспертов, себестоимость использования e–CMR, включая выпуск, подписание, отправку, уточнение статуса и архивирование, составляет 1,6 евро против 6,23 евро в случае с бумажной транспортной накладной.
Заместитель руководителя ИТЦ КТС СНГ Юлия Зворыкина отметила такие положительные интеграционные эффекты ИИ для транспортного пространства ЕАЭС, как: снижение транспортных издержек в ЕАЭС, рост конкурентоспособности транзита, упрощение унификации государственных процедур, улучшение отслеживаемости грузов и пассажиров, интеграция в глобальные цепочки поставок, сбалансированное развитие инфраструктуры, рост качества жизни населения и транспортной мобильности.
Ключевыми рисками для транспорта ЕАЭС, по мнению эксперта, могут стать: отсутствие квалифицированного персонала; возникновение энергодефицита; дефицит современных транспортных средств и элементов инфраструктуры; неготовность управленческих структур, банковского сектора и страховых компаний; отказ от услуг экспедиторов.
Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Мария Ильина указала на необходимость гармонизации законодательства стран – участниц ЕАЭС в сфере ИИ. Она напомнила, что в Армении, Белоруссии и Кыргызстане нет отдельного законодательства, которое бы регулировало вопросы ИИ. Казахстан активно работает над своей нормативной правовой базой, принята концепция об ИИ, ведется работа над отраслевым законом.
Эксперт предложила членам ЕАЭС подумать над разработкой рамочного соглашения об ИИ, что позволит создать превентивный механизм для преодоления вызовов и угроз на фоне стремительного развития технологий ИИ, в том числе технологий двойного назначения. «Такое соглашение позволит поступательно адаптировать правовую базу в сфере ИИ на пространстве ЕАЭС», – заключила Мария Ильина.
Фазовый переход
Президент Национального института исследований глобальной безопасности (НИИГлоБ) Анатолий Смирнов подчеркнул, что ИИ – это не седьмой технологический уклад, а фазовый переход человечества, сопоставимый с такими эпохальными событиями, как изобретение типографского станка или электричества.
Специалисты делят ИИ на «слабый» и «сильный». «Слабый» – это развитие систем автоматизации, «сильный» – информационные системы по своим интеллектуальным возможностям близкие к человеческому сознанию. Именно «сильный» ИИ обеспечивает фазовый переход человечества.
Анатолий Смирнов акцентировал внимание на том, что разработки «сильного» ИИ способны привести к 4 ключевым угрозам: вредоносное использование, гонка ИИ, организационные риски, ИИ–мошенничество.
Транспорт России – это кровеносная система страны, а ИИ – это мозг. Именно такой образ был сгенерирован нейросетью. Поскольку транспорт представляет собой критическую инфраструктуру, информационная система на транспорте подлежит особому регулированию. Более того, инфраструктура критически значимых приложений должна строиться на отечественном программном и аппаратном обеспечении, убежден генеральный директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» Сергей Гриняев: «К сожалению, практически все базовые программы, их коды находятся за рубежом, а оте-
чественные операционные системы в большинстве своем не имеют драйверов для эффективного использования больших лингвистических моделей на собственной базе».
Эксперт также обратил внимание на проблему подготовки кадров: «Нужно готовить специалистов, которые непосредственно разрабатывают системы ИИ, и тех, кто будет их эксплуатировать. Несколько вузов уже начали подготовку таких кадров, но мы их получим не ранее чем через пять лет, а насыщение отраслей промышленности произойдет в интервале 5–10 лет. Поэтому крайне важно заниматься переподготовкой кадров в этой сфере».
Главный научный сотрудник Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН Владимир Цыганов призвал перестать ориентироваться на запад и использовать разработки РАН в области «сильного» ИИ. «Мы синтезировали интеллектуальную мультимодальную транспортную систему, которая относится к задачам синтеза «сильного» ИИ. Эта система берет на себя управление транспортной инфраструктурой, транспортными средствами, перевозками и транспортной безопасностью. В результате мы получили увеличение пропускной способности международных транспортных коридоров в 1,5–2 раза», – сказал Владимир Цыганов. По его словам, благодаря применению ИИ удалось оптимизировать мероприятия проекта реконструкции Восточного полигона БАМа за счет сокращения интервалов движения поездов, что позволило значительно увеличить пропускную способность и сэкономить
5 млрд 280 млн руб.
А как у них?
Вице–президент Национального института исследований глобальной безопасности
(НИИГлоБ) Иван Сурма рассказал о международном опыте регулирования использования ИИ.
По прогнозам аналитиков, объем рынка технологий и ИИ–систем в сфере транспорта вырастет с 4,48 млрд долларов США в 2024 году до 23,11 млрд долларов США в 2032 году.
В мае 2023 года был согласован Закон ЕС об ИИ – первый в мире закон, направленный на всестороннее регулирование в ИИ–сфере. По мнению авторов инициативы, такие системы должны находиться под контролем людей, быть безопасными, прозрачными, отслеживаемыми и недискриминационными.
При этом под ИИ–системой подразумевается основанная на машинном обучении система, которая функционирует на различных уровнях автономии и способна генерировать предективную аналитику, рекомендации и решения, которые могут оказывать физическое и виртуальное влияние.
Подход Евросоюза носит риск–ориентированный характер: чем выше риск, тем строже правила. Всего выделены четыре уровня рисков: минимальный, ограниченный, высокий и неприемлемый. К высокорискованным отнесены, в частности, системы ИИ, используемые в критически важных инфраструктурах (транспорт), которые могут подвергнуть риску жизнь и здоровье граждан.
Иван Сурма привел любопытный факт: ИИ дали задание охарактеризовать национальные стратегии в области искусственного интеллекта и получили такой ответ:
– стратегия Китая звучала так: «я взлечу ввысь к глобальному технологическому лидерству»;
– США – «я финансировал ИИ, когда это было мейнстримом»;
– ЕС – «я все зарегулирую самым основательным образом»;
– Великобритании – «я просто буду делать деньги на этом»;
– Германии – «достоинство и технологическая мощь»;
– Франции – «четкая ориентация на военную сферу»;
– Японии – «общество 5.0»;
– Индии – «наш ИИ будет петь и танцевать»;
– Южной Кореи – «я поймаю этого самодовольного дракона за хвост».
В соответствии с рекомендациями ЕС разработка технологий и систем ИИ должны внедряться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение прав человека и неприкосновенность частной жизни, прозрачность, надежность и защищенность, а также подотчетность субъектов, участвующих в их разработке и использовании.
При этом, подчеркнул Иван Сурма, политизация этого процесса сопряжена с проблемой двойных стандартов, неравенством и доминированием высокотехнологически развитых стран.
Транспорт
будущего
Заведующий отделом моделирования нелинейных процессов ИПМ имени М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий в сообщении, посвященном искусственному интеллекту и развитию транспорта России, отметил, что компьютерная индустрия развивается по геометрической прогрессии в соответствии с законом Мура, когда быстродействие каждые два года увеличивается вдвое. В мире работают 6,2 млрд компьютеров, их быстродействие выросло в 1018 раз. Россия не участвует в этой гонке, и эта проблема заслуживает того, чтобы ее рассмотреть на площадке ЕАЭС, считает Георгий Малинецкий. По его словам, сегодня вся компьютерная индустрия представляет собой гигантскую программно–алгоритмическую отрасль стратегического значения. «По данным американских экспертов, это дороже, чем весь транспортный комплекс США», – заявил ученый.
Раньше не было таких задач, для решения которых необходимо было такое быстродействие. Сегодня там, где нужны стандартные действия (работа машинистов, летчиков), вся эта сфера человеческой деятельности скоро перейдет в ведение искусственного интеллекта, уверен Георгий Малинецкий. К чему это приведет? Например, в США через 10–15 лет половину работающих заменит ИИ.
Нашей стране нужна сильная промышленная политика, считает эксперт. «Для России, где огромная часть территории не освоена, это имеет особое значение. Все попытки взять западные технологии, например, в дорожном строительстве, не сработали в силу различных климатических условий. Если в Европе за зиму процесс замерзания–оттаивания происходит 9 раз, то у нас – больше 100 раз, поэтому необходимо развивать свои технологии», – сказал
Георгий Малинецкий.
В Китае разработки в сфере ИИ финансируются в 350 раз больше, чем в России. В КНР ведутся разработки по созданию скоростной железной дороги на магнитном подвесе со скоростью 1000 км/ч. В этой связи на пространстве ЕАЭС открывается огромное поле деятельности для подобных разработок.
«В России 100 лет назад началось строительство железных дорог. Сегодня мы строим второй Транссиб, но скорость не увеличилась. То есть мы строим магистраль третьего технологического уклада, в то время как в мире уже доминируют 5–й и 6–й технологический уклад», – отметил ученый.
По его словам, большие возможности открывает вакуумный магнито–левитационный транспорт, развивающий скорость 6400–8000 км/ч: «Вакуум создать очень легко, это минимальные потери энергии. Если бы такой вакуумный транспорт на магнитном подвесе курсировал между Москвой и Владивостоком, это бы коренным образом изменило наши геоэкономику и геополитику. Естественно, при таких скоростях человек не может тягаться с ИИ при управлении этим процессом. К сожалению, отечественные разработки в этой сфере не финансируются».
Для России крайне важно развивать Северный морской путь. Строительство ледоколов – дорогое удовольствие. В качестве альтернативы ученый предложил обратить внимание на проект контейнерных перевозок по СМП на подводных бетонных лодках, которые также будут управляться искусственным интеллектом.
По мнению Георгия Малинецкого, огромный блок задач может быть выполнен на инновационной основе под управлением ИИ, это – транспорт будущего.
Например, струнный транспорт Юницкого (SkyWay) основан на использовании подвесных рельсов, натянутых между опорами, по которым перемещаются капсулы или транспортные модули. Капсулы SkyWay могут развивать скорость до 500 км/ч, что делает их идеальным решением для межрегиональных и международных перевозок.
«Цифровое небо»
Директор проектов по авиации и БАС АО «ГЛОНАСС» Сергей Кукарев представил технологии искусственного интеллекта в концепции «цифрового неба». По его мнению, на данном этапе развитие ИИ будет идти в закрытых экосистемах, где все бизнес–процессы упорядочены и регламентированы. Исходя из этих предпосылок, строилась концепция «цифрового неба», которое включает все пространство от наземного транспорта и инфраструктуры до геостационарных орбит.
Цифровой транспортный комплекс нуждается в едином регулировании ввиду того, что существует ограниченный ресурс в виде радиочастотного спектра, что исключает выделение отдельных радиочастот для каждого вида транспорта. Кроме того, существуют ограничения в пропускной способности низких орбит, другими словами, невозможно запустить отдельные спутниковые группировки для авиации, железнодорожного или автомобильного транспорта, места на орбите для всех не хватит. Поэтому комплекс решений для управления интеллектуальным транспортным комплексом рассматривает транспортный объект как часть цифрового информационного мира.
Сегодня ИИ применяется при построении интеллектуальных транспортных систем, формировании новых экономических направлений, в транспортных средствах, в логистике, при создании наземной инфраструктуры и разработке технологий контроля неба (анализ видеопотока, акустические средства обнаружения беспилотников).
И мышь
не проскочит!
Генеральный директор ООО «НТС Интернэшнл» Александр Бондаренко рассказал о возможностях искусственного интеллекта на транспорте в целях повышения безопасности на дорогах.
Концерн «Телематика», куда входит НТС Интернэшнл, – лидер на рынке цифровых решений для автомобильных и железных дорог. Разработки концерна представлены в России, странах ЕАЭС и Юго–Восточной Азии.
Программа импортозамещения позволила на 98% избавиться от импортных комплектующих и практически полностью заместить модельный ряд всего применяемого оборудования. Программное обеспечение – на 100% собственные разработки.
Технологическое лидерство обеспечивается на 4 основных направлениях: предиктивная аналитика, нейросетевые технологии, машинное обучение, роботизация.
Разработка «Свободный поток» представляет собой безбарьерную систему взимания платы на дорогах, которая обеспечивает комфортный проезд по платным трассам без остановок за счет передовой системы идентификации транспортных средств на основе искусственного интеллекта. На ЦКАД и М–12 «Восток» через рамки «Свободного потока» уже осуществлены 250 млн проездов. Благодаря «Свободному потоку» на М–12 сохранили площадь, равную 240 футбольным полям.
«Свободный поток» работает и на Московском скоростном диаметре (МСД) – единственной внутригородской магистрали протяженностью 68 км, где с января 2023 года введен платный проезд для транзитного транспорта.
Еще одна разработка – автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) обеспечивает новый уровень взаимодействия автомобильного транспорта с автодорогой. «Умная» дорога позволяет выявлять в автоматическом режиме любые происшествия на дороге. Решение реализовано на ЦКАД, М–12 «Восток», M–11 «Нева» (северный обход Твери), М–4 «Дон» (обход Лосево, обход Богучара, обход Аксая), обходе Тольятти и в особой экономической зоне «Алабуга».
Ущерб дорогам в РФ от перегруженных авто составляет 2,5 трлн руб. в год. Эта проблема также актуальна и для стран ЕАЭС. Концерном НТС реализованы более 20 комплексных внедрений автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), которая обеспечивает контроль грузового транспорта и выявление нарушителей правил перевозок крупногабаритных, тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах. Система позволяет осуществлять оперативный контроль и обнаружение ТС, движущихся с превышением разрешенных осевых нагрузок, полной массы, габаритов. Например, в Татарстане после установки 12 пунктов весогабаритного контроля количество перегруженных ТС за шесть месяцев сократилось на 95%.
Технология спутниковой системы дорожной оплаты позволяет в безостановочном режиме получать оплату с автомобиля за фактически пройденное расстояние. Это самая большая в мире спутниковая система платности для грузовиков свыше 12 тонн, подчеркнул Александр Бондаренко. Система охватывает 50 тыс. км федеральных дорог, 1,3 млн транспортных средств, 590 тыс. перевозчиков.
Подсистема «Золотой отпечаток» противодействует недобросовестным автомобилистам, которые при пользовании платными дорогами закрывают номерной знак ТС. «Наработав огромный массив данных, полученных с наших систем, установленных на дорогах, мы можем выявить любое ТС с закрытым номерным знаком, если оно когда–либо пользовалось платными дорогами на территории РФ», – резюмировал Александр Бондаренко.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.