Решит ли проблему нехватки водителей снижение их возраста?
Необходимость снижения минимального возраста профессиональных водителей в грузовых и пассажирских перевозках до 18 лет имеется во многих странах мира. Причина – нехватка водительских кадров. Сегодня средний возраст таких водителей составляет 55 лет, что, по мнению специалистов, недопустимо. Необходимо срочное пополнение автопредприятий молодыми кадрами.
На данный момент в разных странах минимальный возраст профессиональных водителей разный. Всемирная организация автомобильного транспорта предлагает этот возраст сделать единым для всех стран. Между тем в России уже сегодня допускаются к экзамену граждане, достигшие 17–летнего возраста, но получить права они смогут лишь через год, когда им исполнится 18 лет. Впрочем, сейчас идет обсуждение законопроекта, предусматривающего одновременную сдачу экзамена и получение водительского удостоверения.
Есть, правда, вероятность, что после получения прав потребуется довольно длительное время для адаптации молодого водителя к условиям, в которых работают водители профессиональные. Ведь зачастую учиться на водителя приходят люди, решившие приобрести именно профессию водителя. Не случится ли так, что рядом с новичком для его поддержки должен будет, опять же долгое время, находиться водитель со стажем и, таким образом, одно транспортное средство будут обслуживать два водителя и предприятие в сущности ничего не выиграет? На этот и другие вопросы, касающиеся сегодняшней ситуации, в частности, в АО «Мострансавто» – одном из крупнейших пассажирских автобусных перевозчиков страны, мы попросили ответить его генерального директора Владислава Мурашова.
– Что касается идеи снизить минимальный возраст профессиональных водителей, скажу следующее: если такое решение будет принято на законодательном уровне, мы, естественно, будем придерживаться новых правил. Можно предположить, что молодые люди, получившие права в 17 лет и целенаправленно желающие связать жизнь с профессиональными перевозками, к 21 году будут уже не новичками, а водителями со стажем.
Сегодня в АО «Мострансавто» трудятся свыше 8,7 тыс. водителей, это больше 55% от общей численности работников. Пройти здесь профессиональную подготовку и получить водительские права категории D соискатель может только по достижении 21 года. Как подчеркнул Владислав Мурашов, на предприятии четко действует механизм подготовки молодого водителя. Водитель–наставник, помогающий новому сотруднику, как и оборудованные для этих целей автобусы с кабиной для стажировки водителей, в АО «Мострансавто» предусмотрены априори.
Количество часов предмаршрутной стажировки, которая включает в себя два этапа: теоретические занятия в классе безопасности движения и практические занятия на учебной площадке (на территории филиала), а затем маршрутную стажировку, то есть самостоятельное управление автобусом на маршруте под контролем водителя–наставника, – зависит от стажа соискателя. Возраст здесь не играет решающей роли, важны опыт и навыки.
Например, лица, ранее не работавшие водителями и открывшие категорию D, стажируются суммарно 168 часов. В том числе 18 часов – предмаршрутная стажировка и 150 часов – маршрутная. Обучение проводится на новых автобусах ЛиАЗ–529265–73 с той самой специальной кабиной для стажировки водителей.
Владислав Мурашов
Руководитель АО «Мострансавто» также отметил, что сегодня штат водителей предприятия укомплектован на 90%. Несмотря на пандемию, удалось эту численность сохранить. Заработная плата выплачивается в полном объеме с учетом фактически отработанного времени.
– Мы готовы не только принимать на работу водителей со стажем, но и обучать или переучивать водителей, у которых не открыта категория D, – отметил Владислав Мурашов. – Для соискателей, имеющих водительские права категории B, есть программа профессиональной переподготовки на категорию D. Кандидат должен быть старше 21 года, во время обучения ему выплачивается стипендия. Ученик оплачивает только 30% стоимости программы, и эта сумма полностью компенсируется после года его работы в АО «Мострансавто».
Полностью статью «Когда не рано сесть за руль» можно прочитать в №17 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.