В жизни не все так хорошо, как хотелось бы, и не все так плохо, как кажется
Какие факторы существенно повлияли на деятельность транспортно–логистических компаний в последнее время? В основном они, конечно, связаны с пандемией. Это закрытие границ, дефицит свободных перевозочных мощностей, ограничения на передвижение грузового транспорта, изменение цепочек поставок, резкий рост объемов электронной коммерции, сокращение складской вакансии, экстренная цифровизация.
2020 год стал серьезным испытанием на прочность как для транспортно–логистической отрасли в целом, так и для каждого сегмента в частности. Логистам и перевозчикам пришлось перестраиваться на ходу, задействуя в отдельных случаях ресурсы будущих периодов и одновременно полностью отказываясь от невостребованных.
Компания «Логирус» с ведущими экспертами и участниками отраслевого рынка протестировала российскую логистику образца 2020 года. И вот что получилось.
На помощь пришла «цифра»
Главное, что отличает сегодняшний рынок логистики, – это, безусловно, его цифровизация.
Следует добавить, что с 1 января 2021 года вступили в силу обновленные Правила перевозок грузов автомобильным транспортом на территории РФ. Этот документ как раз и устанавливает возможность осуществления грузоперевозок с использованием цифровых путевых листов и транспортной накладной. Развиваются сервисы логистического бизнеса. В их рамках анализируются имеющиеся ресурсы и назначаются водитель и транспортное средство, получается подтверждение операции с помощью простой электронной подписи, формируются задание водителю, электронная транспортная накладная и электронный путевой лист. И уже на основании этого строится оптимальный маршрут следования, высчитываются необходимый лимит топлива и заправочные комплексы по пути следования с оптимальной стоимостью бензина. Совершенствуются системы, позволяющие отслеживать перемещение грузов, улучшаются взаимодействие с перевозчиками, контроль за расходом топлива и манерой вождения водителей.
Тренд – беспилотники
Следующий логистический тренд – это использование беспилотников в реальном перевозочном процессе. В 2020 году прошли сразу несколько знаковых тестов беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.
Одновременно на закрытых территориях уже началась коммерческая эксплуатация беспилотного автотранспорта.
По прогнозам специалистов ГК «Автодор», при нынешних темпах развития инфраструктуры для беспилотного транспорта к 2030 году в России 10–20% грузов будут перевозиться автономными транспортными средствами. А вот массовое применение беспилотников на закрытых территориях начнется, скорее всего, через несколько лет.
Маркировка обязательна
Следующий фактор, который будет определять и корректировать логистику в дальнейшем, – это введение обязательной маркировки для отдельных категорий товаров.
В 2020 году введена обязательная маркировка Data Matrix табачной продукции, обуви, некоторых видов лекарств, фотоаппаратов и ламп–вспышек, шин и покрышек, а также парфюма. В 2021–м маркировка станет необходимой для товаров легкой промышленности (блузки, постельное белье, некоторые виды одежды, пальто), мороженого и сыра, а также для велосипедов.
К сожалению, малый бизнес в России к обязательной маркировке толком не готов. Войдет ли маркировка товаров в логистические опции – время покажет, но этот фактор обязательно надо учитывать при организации перевозок.
Электронная торговля
Примой 2020 года, безусловно, стала электронная торговля, и логистика подстраивается под ее особенности.
Доля онлайн–торговли в России выросла с 6,1% в 2019 году до 9,2% в 2020 году. Существенный рост на рынке показали компании, которые специализируются на доставке продуктов питания, доставке готовой еды, перевозке с терморежимом. В их числе логистические службы ритейловых сетей и логистические сервисы крупных экосистем.
Кроме того, пандемия привела к появлению новых бесконтактных сервисов.
На земле
2020 год оказался переломным для всей транспортной системы, в том числе и железнодорожной, менялись и корректировались грузовые потоки и логистические цепочки, появлялись и закрывались маршруты, развивались цифровые сервисы и технологии.
Ключевым экономическим последствием эпидемии стало заметное сокращение грузооборота. Но нельзя отрицать, что пандемия дала и ряд положительных эффектов: на начальном этапе именно железная дорога стала основным логистическим каналом доставки медикаментов, средств индивидуальной защиты и других социально значимых товаров.
На сегодняшний день можно утверждать, что контейнерные перевозки – наиболее динамично развивающийся сегмент железнодорожной индустрии.
Помимо развития логистики на международных транспортных коридорах одним из перспективных и востребованных сервисов, запущенных в последнее время, стали «грузовые шаттлы». Услуга создана на базе уже действующего сервиса ОАО «РЖД» «Грузовой экспресс» и рассчитана преимущественно на предприятия малого и среднего бизнеса.
Наметившаяся тенденция роста товарооборота между Китаем и Россией и транзитных перевозок несырьевой продукции способствовала организации «Агроэкспресса». Логистика на железных дорогах диверсифицируется не только географически, но и функционально.
В небесах
Кризис в мировой гражданской авиации из–за пандемии привел к кратному росту цен на воздушные перевозки грузов, которые, в отличие от пассажирских перевозок, не подвергались ограничениям из–за коронавируса. Для того чтобы остаться на плаву, авиакомпании стали закупать дефицитные грузовые воздушные суда, подорожавшие почти на треть, или конвертировать в грузовые невостребованные пассажирские самолеты.
Пандемия, как ни парадоксально это звучит, во многом определила будущие векторы развития отрасли. В приоритете – внутренние авиаперелеты, востребованы бесконтактная доставка и удаленная работа сотрудников.
На море
На морском рынке перевозок ситуация непростая. Транспортные компании оказались не готовы к оживлению международной торговли и резкому росту спроса.
Дело в том, что в разгар пандемии на самом торговом маршруте спрос на фрахт был довольно слабым, суда с товарами следовали из Китая на Запад, но обратно не спешили.
С августа прошлого года начала выходить из спячки мировая торговля и стала стремительными темпами расти, а доступных контейнеров оставалось все меньше. И цены на перевозки увеличились.
Ситуация на рынке морских перевозок постепенно выправляется, но очень медленно: сроки ожидания контейнера под загрузку сократились, а цены понемногу снижаются. Но все равно они значительно выше, чем год назад, и довольно нестабильны. Так что море пока штормит…
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
Полностью статью «Пандемийная перестройка» можно прочитать в №20 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.