Что необходимо для эффективной работы транспортного коридора
Успех международной торговли во многом определяется наличием соответствующих транспортных коммуникаций. Больше всего для этих целей подходят международные транспортные коридоры (МТК). Россия во многом благодаря протяженности территории, что с севера на юг, что с запада на восток, обладает значительным транспортно–транзитным потенциалом.
20 ЛЕТ. НЕ МНОГО ДЛЯ РАЗГОНА?
Несмотря на его актуальность, политическую волю руководства стран – участниц МТК и принятые 20 лет назад на самом высоком уровне решения по развитию коридора, «Север – Юг» до сих не заработал в полную силу. Возникает законный вопрос: почему?
Как известно, МТК «Север – Юг» создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу. Правовой основой этого проекта является межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг», подписанное тремя странами в сентябре 2000 года в ходе II Международной евроазиатской конференции по транспорту. В мае 2002 года соглашение было ратифицировано всеми его участниками и вступило в силу.
Основное преимущество МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, и в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключается в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. Таким представлялся МТК теперь уже в далеком 2000 году: его маршрут и преимущества.
На сегодняшний день МТК «Север – Юг» существует в виде кластера из нескольких различных транспортных фрагментов с технической пропускной способностью от 5 млн тонн (регион действия иранской и азербайджанской железных дорог) до многих десятков миллионов тонн в год, включая океанские порты России и Ирана, а также высокой пропускной способности железной дороги Белоруссии в рамках сети Панъевропейского транспортного коридора.
Россия в свою очередь сможет обеспечить надежный транзит для Центральной и Северо–Западной Европы (Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, региона Скандинавии и Балтийского моря). Данный маршрут может способствовать формированию замкнутого геополитического треугольника: ЕС – Россия – Иран с выходом на Индийский океан.
По мнению экспертов, участники МТК могут получать дополнительную выгоду на различных уровнях как за счет транзита, так и за счет производства вдоль сегментов маршрута.
Новые реалии потребовали соответствующего документального оформления мероприятий, которые будут способствовать развитию транзитного потенциала МТК.
В феврале 2020 года Правительством РФ был утвержден комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг», включающий различные направления.
Особо выделены инфраструктурные мероприятия по развитию Каспийского региона, и в первую очередь строительство и модернизация транспортной инфраструктуры регионов Каспийского бассейна с учетом фактического и планируемого грузопотоков в рамках МТК.
Без поддержки и развития инфраструктуры, без вложения в Волгу и Каспий можно потерять этот перспективный с точки зрения транспортно–транзитного потенциала регион. Ждать быстрой окупаемости этих проектов не приходится, но на правительственном уровне есть ясное понимание того, что без соответствующей материально–технической базы МТК «Север – Юг» не заработает.
С этой целью в Астраханской области создается особая экономическая зона (ОЭЗ) портового типа, она откроется в районе действующего морского порта Оля.
В мае 2021 года практически во всех странах Каспийского региона на самом высоком уровне прошли мероприятия, посвященные развитию транспортных коридоров континентального значения. Их можно рассматривать как альтернативные маршруты, которые в перспективе будут существенно конкурировать между собой и с МТК «Север – Юг».
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
На данный момент в регионе сформировались два основных вектора развития транспортных проектов: китайский и южный, включающий маршруты в Афганистан и Индию.
Применительно к китайскому направлению заслуживают внимания новости о развитии проектов Международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа – Западный Китай» и Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
А что касается транспортировки индийских грузов в направлении Европы, то у МТК «Север–Юг» есть реальный конкурент – транспортный коридор «Юг – Запад».
Из всего вышеизложенного следует, что как в случае с маршрутами «Восток – Запад», так и в ситуации с южным направлением грузоперевозок, на Каспии конкурируют между собой в основном логистически более простые железнодорожные коридоры через территорию России и альтернативные мультимодальные маршруты, предполагающие пересечение акваторий Черного и Каспийского морей в обход российской территории. На первый взгляд, ответ на вопрос о том, какой маршрут в итоге выберут грузоперевозчики, очевиден, так как здесь будут прежде всего оцениваться удобство, быстрота и стоимость маршрута. Но свою роль здесь могут сыграть политические соображения, поэтому МТК «Север – Юг» должен стать полнокровным маршрутом, преимущества которого будут выше политических дивидендов.
Для нас же главное, чтобы эти маршруты включали и российскую часть.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», к.э.н.
Полностью статью «Север – Юг: придать форсаж транзиту» можно прочитать в №27 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.