чтобы у надзорных органов не возникало вопросов
В новых требованиях по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), не подлежащих категорированию, и транспортных средств (ТС) по видам транспорта содержится положение об обязательной разработке субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиком) паспорта обеспечения транспортной безопасности.
Во время «круглого стола» «Паспорт ОТБ: особенности разработки и типичные вопросы» специалисты и эксперты отрасли обсудили нюансы разработки паспортов ОТБ и трудности, с которыми столкнулись субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ).
ПРИЕМ, УЧЕТ, ОШИБКИ
Представители федеральных агентств по видам транспорта поделились опытом по организации учета и приема паспортов ОТБ, а также озвучили типичные ошибки, допускаемые СТИ при их разработке.
Прием паспортов ОТБ во всех агентствах организован через их территориальные управления.
Начальник отдела УТБ Росжелдора Игорь Мясников рассказал, что с момента вступления в силу постановления Правительства РФ № 1653 они просят СТИ предоставлять еще и форму ТС для внесения изменений в реестр ОТИ и ТС. Представитель Росжелдора подробно остановился на ошибках, выявляемых сотрудниками территориальных управлений агентства при проверке паспортов ОТБ.
Много случаев непредоставления организационно–распорядительной документации в полном объеме.
Заместитель начальника отдела планов и программ ОТБ УТБ Росавиации Дмитрий Митяков отметил, что на момент проведения мероприятия принято 475 паспортов ОТБ ОТИ, не подлежащих категорированию, и 509 паспортов ОТБ ТС. Спикер обратил внимание на то, что Росавиация вышла с предложением в Минтранс России провести в некоторых территориальных управлениях агентства пилотный проект по приему паспортов ОТБ через ЕГИС ОТБ.
Начальник отдела транспортной безопасности Южного межрегионального территориального управления Росавиации Сергей Кокорин выделил основные недостатки в разработке СТИ паспортов ОТБ. Главный из них – СТИ неправильно понимают нормативные акты и не учитывают приведенную в постановлениях форму оформления паспорта ОТБ.
Заместитель начальника УТБ Росморречфлота Леонид Новиков с сожалением заметил, что законодатель не дал возможность объединить ТС морского и речного транспорта в группы.
ТЕРМИНЫ, СРОК ИСПОЛНЕНИЯ
Проблемные вопросы авиации общего назначения (АОН) раскрыл президент федерации АОН России Сергей Минигулов. На всех представителей АОН в короткий промежуток времени свалилось большое количество нормативных документов. У большинства представителей данной отрасли недостаточно компетенций, чтобы разбираться во всех терминах и нормативных правовых актах. Кроме того, это по большей части пилоты, не имеющие авиационного предприятия и большого парка воздушных судов. Соответственно, в паспорте ОТБ они не могут указать маршрут полета, ведь его в принципе нет, так как нет регулярных коммерческих или пассажирских перевозок.
Эксперт в области транспортной безопасности ТС железнодорожного транспорта Дамир Гарифзянов отметил эффективную работу Росжелдора с субъектом транспортной инфраструктуры по решению проблем, но, несмотря на это, вопросы по реализации новых требований остаются.
Срок в один месяц на разработку паспортов ОТБ привел к тому, что перевозчики разработали большое количество паспортов и завалили ими территориальные управления Росжелдора. При этом ни одно ТС не имело уникального реестрового номера, который имеет буквенное значение для обеспечения правильной работы программы. В дополнение, появилась путаница с сетевыми номерами ТС. Сетевой номер не является уникальным – ТС за период службы может несколько раз поменять его.
Выступающий указал, что объединить ТС железнодорожного транспорта (касаемо дальнего следования) в группы не удалось. Получилось огромное количество паспортов и появились новые проблемы. Разделы 2 и 5 паспорта ОТБ ТС и номера приказов у перевозчиков дальнего следования не могут быть постоянными и меняются в процессе эксплуатации.
ПРОВЕРКА, ПРИЕМКА
Директор по работе с корпоративными клиентами ООО «ФБТ» Виктор Кoyров в свою очередь рассмотрел проблематику разработки паспортов ОТБ в свете требований ПП РФ 1637. Он заметил, что в шаблоне паспорта есть место для отметки о приеме в федеральном агентстве. Агентства только принимают паспорта и не наделены функциями по их проверке. И многие СТИ пренебрегают данными Росморречфлотом рекомендациями по разработке паспортов ОТБ, ссылаясь на то, что нужна только отметка о принятии.
Руководитель отдела по работе с автомобильным транспортом ООО «ФБТ» Елена Кондрашова напомнила, что никакой процедуры по внесению изменений в паспорт ОТБ нормативно не установлено. Если специализированная организация по договору разработала для СТИ паспорта ОТБ, а СТИ получил замечания от федерального агентства, то как внести изменения и согласования? Просто внести изменения в паспорта ОТБ, уведомив об этом Ространснадзор или федеральное агентство, либо целиком переделать и переутвердить документы.
РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ
Представитель группы компаний перевозчиков опасных грузов Константин Севостьянов рассказал, с какой проблемой столкнулась компания при выполнении требований действующего законодательства по разработке паспортов ОТБ.
Для этого была выбрана организация, которая взялась за разработку паспортов, не имеющая аккредитацию в Росавтодоре. Были разработаны, утверждены и отправлены в Росавтодор паспорта ОТБ. Через полтора месяца было получено уведомление о приеме паспортов ОТБ, а еще через месяц было получено уведомление от Ространснадзора о проведении внеплановой проверки на основании несоответствия паспортов ОТБ требованиям постановления Правительства РФ № 1640. В итоге был выписан штраф.
Елена Кондрашова порекомендовала обращаться только в специализированные организации, имеющие большой опыт в проведении оценки уязвимости и разработки планов ОТБ, и проверять реестры свидетельств аккредитованных организаций, выложенные на сайте федеральных агентств.
Кроме того, необходимо грамотно составлять договор с любой организацией, которая берется за разработку паспорта, чтобы они несли ответственность за результаты своей работы.
Представители агентств подтвердили, что списки аккредитованных организаций обновляются на постоянной основе, а также упомянули о наличии списков организаций, лишенных аккредитации за какие–то нарушения. Все специалисты, работающие в специализированных организациях, обучены и аттестованы по транспортной безопасности.
Подготовил Виктор ДМИТРИЕВ
Полностью статью «Паспорту нужна прописка» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.