или Как создать условия для интеграции инвалидов в общество
В настоящее время в РФ насчитывают около 12 млн инвалидов, что составляет 8,6% от всего населения страны.
В 2022 году исполняется 10 лет, как Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в 2021 году – 10 лет с момента старта программы «Доступная среда».
УСТРАНИТЬ БАРЬЕРЫ
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, направленных на устранение барьеров и опасных для инвалидов участков. Поэтому все эти годы шла работа по корректировке и модернизации госпрограммы с учетом мнения инвалидного сообщества, приняты правовые нормы, направленные на практическую реализацию государственной программы «Доступная среда». С 2014 года были внесены изменения в более чем 40 федеральных и более 700 региональных законов, разработаны сотни нормативных правовых актов.
По поручению Президента России Владимира Путина государственная программа «Доступная среда» продлена до 2025 года. В период с 2011 по 2025 год общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составит 716,4 млрд руб., а объем средств государственных внебюджетных фондов (за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – 305,8 млрд руб.
В результате реализации программы к 2025 году должны быть достигнуты, в частности, такие целевые показатели, как: увеличение до 70,7% доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; увеличение до 64,9% доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов; увеличение до 51,7% доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Как показывает мониторинг, в 2020 году практически все показатели были достигнуты.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
В каждом субъекте Федерации существуют свои особенности при исполнении программы «Доступная среда». В большинстве регионов доступность объектов для инвалидов составляет как минимум 50%.
Например, Саратовская область наряду с Республикой Татарстан и Тверской областью стала полигоном, где в течение двух лет, с 2011 по 2012 год, отрабатывался пилотный проект государственной программы «Доступная среда».
Очевидно, что важной составляющей активной социальной и трудовой жизни людей является общественный транспорт. В Саратовской области в рамках пилотного проекта был приобретен 21 низкопольный автобус, однако это решило проблему пассажирских перевозок людей с ограниченными возможностями лишь частично. В итоге сегодня такой транспорт имеется на всех маршрутах в областном центре и крупных городах региона.
Надо сказать, что все три региона–участника инициировали вопрос о включении муниципалитетов в реализацию программы. В результате для обеспечения комплексной доступности дополнительно были обустроены 439 объектов городской среды, в том числе: пешеходные коммуникации – 240, рекреационные зоны – 40, игровые площадки – 26, места парковки для инвалидов – 400, остановочные пункты общественного транспорта – 48, светофоры, оборудованные звуковыми и световыми сигнализаторами, – 85.
У регионов существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем местах находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской областям.
МОБИЛЬНОСТЬ В ДЕЙСТВИИ
Безбарьерная мобильность является главным условием обеспечения возможности для инвалидов вести независимый образ жизни – учиться, работать, заниматься спортом, получать различные социальные услуги, участвовать в культурно–досуговой деятельности.
В 2013 году в Московском метрополитене был образован Центр обеспечения мобильности пассажиров для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в передвижении.
Помощь в передвижении маломобильным пассажирам оказывается не только в метрополитене, но и по территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения; до автовокзалов города Москвы; на аэроэкспрессе; по городской территории до социальных объектов; по Московскому центральному кольцу.
РАВНЫЙ ДОСТУП
Еще одна цель программы «Доступная среда» – обеспечение равного доступа в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству. Министерство транспорта Российской Федерации стало полноценным участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» уже на первом этапе ее принятия, поскольку статья 9 подписанной и ратифицированной нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов определила беспрепятственное пользование инвалидами и другими категориями граждан с ограниченными возможностями здоровья объектами транспортной инфраструктуры и транспортными средствами.
Российский университет транспорта стал головным учебным заведением по достижению целевых показателей государственной программы «Доступная среда», которое организует обучение как сотрудников и персонала транспортного сектора на базе созданного в 2015 году Отраслевого ресурсного учебно–методического центра доступной среды для инвалидов на транспорте, так и студентов–инвалидов в транспортных вузах, подведомственных Минтрансу России, в рамках деятельности созданного в 2018 году Ресурсного учебно–методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на принципах инклюзивного образования.
В 2018–2020 годах в транспортных вузах ежегодно обучались до 350 инвалидов, 142 студента–инвалида получили дипломы о высшем образовании, трудоустроены 103 молодых специалиста. Всего же в 2020/2021 учебном году в Российской Федерации численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся по программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), составила 28,7 тыс. человек, или 0,7% от общей численности студентов. По сравнению с 2017 годом численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам высшего образования, выросла на 23,4%.
В настоящее время ведется планомерная работа по совершенствованию правовых, финансовых, информационных и организационных механизмов, направленных на повышение доступности и качества образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Доступная среда как норма жизни» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.