Как будет развиваться транспортная система страны до 2035 года
Развитие национальной экономики определяется принципами стратегического планирования. Системообразующие отрасли экономики, разрабатывая собственные стратегии развития, используют те же принципы с учетом отраслевой специфики.
Отраслевые стратегии, являясь документами с горизонтом планирования 20–25 лет, на определенных этапах актуализируются с учетом изменяющихся условий. Так, принятая в 2008 году Транспортная стратегия РФ была скорректирована в 2014–м. В 2021 году Транспортная стратегия вышла на новый виток своего планирования.
В июле Минтрансом России завершен первый этап разработки Транспортной стратегии на период до 2030 года и с прогнозом до 2035 года. В стратегии представлено обновленное видение развития транспортной системы страны в интересах граждан, грузоотправителей, перевозчиков, государственных институтов и всего общества.
Особое место в актуализированной стратегии отводится созданию опорной сети на каждом виде транспорта. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, опорная сеть – это некий каркас, некий фундамент, на котором будут базироваться, как на кровеносной системе, основные транспортные магистрали.
Правительство РФ в соответствии с поручениями, которые были даны в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», должно обеспечить достижение поставленных целей. В правительственном документе, разработанном рабочей группой по этому направлению, стратегия развития транспорта видится как инфраструктурный прорыв. Механизмом, с помощью которого этот прорыв может быть осуществлен, выступают мегапроекты в различных сегментах.
Но это в будущем, хотя уже и не таком далеком. А как реализуется действующая Транспортная стратегия? Как известно, государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», в последней редакции утвержденная постановлением Правительства РФ в марте 2020 года, включает семь направлений (подпрограмм). Программа в рамках направлений (подпрограмм) состоит из проектной и процессной частей.
Проектная часть утвержденной программы включает 12 федеральных и 7 ведомственных проектов.
К ведомственным проектам относятся: «Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта», «Развитие сети федеральных автомобильных дорог общего пользования», «Развитие инфраструктуры воздушного транспорта», «Развитие инфраструктуры морского транспорта», «Развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта», «Совершенствование контрольно–надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации» и «Строительство и реконструкция объектов многофункционального технологического кластера «Образцово».
Согласно решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, принятому на заседании в августе 2019 года, реализация федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» в 2020 году не осуществлялась.
Реализация мероприятий для запуска работ по проектированию многофункционального технологического кластера «Образцово» в 2020 году проводилась в рамках госпрограммы Российской Федерации «Научно–технологическое развитие Российской Федерации».
Была остановлена реализация мероприятий федерального проекта «Транспортно–логистические центры».
Процессная часть включает 17 ведомственных целевых программ и 6 основных мероприятий.
Плановые значения показателей в 2020 году соответствуют целевым показателям программы, национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», федеральных проектов в их составе, показателям ведомственных проектов и ведомственных целевых программ.
В 2020 году выполнены все показатели, характеризующие достижение целей программы.
Подводя итоги выполнения в 2020 году основной программы, с помощью которой реализуется Транспортная стратегия, можно оценить их как достаточно высокие, особенно с учетом непростой ситуации в прошедшем году.
Определенные изменения произошли в программе в 2021 году. Так, для обеспечения достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» включена цель «Обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%».
Для обеспечения достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» включена цель «Реальный рост инвестиций в основной капитал транспортного комплекса не менее 11% относительно уровня 2020 года». Программа дополнена направлением (подпрограммой) «Развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» с включением в него ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» и ведомственной целевой программы «Содержание (эксплуатация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Актуализированная структура программы включает 5 федеральных проектов национального проекта «Безопасные качественные дороги», 9 федеральных проектов национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», 7 ведомственных проектов, 18 ВЦП и 6 основных мероприятий.
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» переформатирован в национальный проект «Безопасные качественные дороги» и включает федеральные проекты: «Развитие федеральной магистральной сети», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», «Региональная и местная дорожная сеть».
Актуализированная структура национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» включает следующие федеральные проекты:
«Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай»;
«Развитие морских портов России»;
«Развитие Северного морского пути»;
«Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог»;
«Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассейна»;
«Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассейна»;
«Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»;
«Развитие региональных аэропортов»;
«Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей».
Направление «Цифровой транспорт и логистика» дополнен ведомственным проектом «Формирование сети транспортно–логистических центров».
Из анализа перечня мероприятий, намеченных к реализации в рамках национальных проектов на 2021 год, следует, что эти объекты по завершении сформируют единую опорную сеть – ту самую опорную сеть, которая лежит в основе проекта Транспортной стратегии, рассчитанной до 2035 года.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук
Полностью статью «Новый виток планирования» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.