Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новый виток планирования

Как будет развиваться транспортная система страны до 2035 года

Развитие национальной экономики определяется принципами стратегического планирования. Системообразующие отрасли экономики, разрабатывая собственные стратегии развития, используют те же принципы с учетом отраслевой специфики.

Отраслевые стратегии, являясь документами с горизонтом планирования 20–25 лет, на определенных этапах актуализируются с учетом изменяющихся условий. Так, принятая в 2008 году Транспортная стратегия РФ была скорректирована в 2014–м. В 2021 году Транспортная стратегия вышла на новый виток своего планирования.

В июле Минтрансом России завершен первый этап разработки Транспортной стратегии на период до 2030 года и с прогнозом до 2035 года. В стратегии представлено обновленное видение развития транспортной системы страны в интересах граждан, грузоотправителей, перевозчиков, государственных институтов и всего общества.

Особое место в актуализированной стратегии отводится созданию опорной сети на каждом виде транспорта. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, опорная сеть – это некий каркас, некий фундамент, на котором будут базироваться, как на кровеносной системе, основные транспортные магистрали.

Правительство РФ в соответствии с поручениями, которые были даны в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», должно обеспечить достижение поставленных целей. В правительственном документе, разработанном рабочей группой по этому направлению, стратегия развития транспорта видится как инфраструктурный прорыв. Механизмом, с помощью которого этот прорыв может быть осуществлен, выступают мегапроекты в различных сегментах.

Но это в будущем, хотя уже и не таком далеком. А как реализуется действующая Транспортная стратегия? Как известно, государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», в последней редакции утвержденная постановлением Правительства РФ в марте 2020 года, включает семь направлений (подпрограмм). Программа в рамках направлений (подпрограмм) состоит из проектной и процессной частей.

Проектная часть утвержденной программы включает 12 федеральных и 7 ведомственных проектов.

К ведомственным проектам относятся: «Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта», «Развитие сети федеральных автомобильных дорог общего пользования», «Развитие инфраструктуры воздушного транспорта», «Развитие инфраструктуры морского транспорта», «Развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта», «Совершенствование контрольно–надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации» и «Строительство и реконструкция объектов многофункционального технологического кластера «Образцово».

Согласно решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, принятому на заседании в августе 2019 года, реализация федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» в 2020 году не осуществлялась.

Реализация мероприятий для запуска работ по проектированию многофункционального технологического кластера «Образцово» в 2020 году проводилась в рамках госпрограммы Российской Федерации «Научно–технологическое развитие Российской Федерации».

Была остановлена реализация мероприятий федерального проекта «Транспортно–логистические центры».

Процессная часть включает 17 ведомственных целевых программ и 6 основных мероприятий.

Плановые значения показателей в 2020 году соответствуют целевым показателям программы, национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», федеральных проектов в их составе, показателям ведомственных проектов и ведомственных целевых программ.

В 2020 году выполнены все показатели, характеризующие достижение целей программы.

Подводя итоги выполнения в 2020 году основной программы, с помощью которой реализуется Транспортная стратегия, можно оценить их как достаточно высокие, особенно с учетом непростой ситуации в прошедшем году.

Определенные изменения произошли в программе в 2021 году. Так, для обеспечения достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» включена цель «Обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%».

Для обеспечения достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» включена цель «Реальный рост инвестиций в основной капитал транспортного комплекса не менее 11% относительно уровня 2020 года». Программа дополнена направлением (подпрограммой) «Развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» с включением в него ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» и ведомственной целевой программы «Содержание (эксплуатация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Актуализированная структура программы включает 5 федеральных проектов национального проекта «Безопасные качественные дороги», 9 федеральных проектов национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», 7 ведомственных проектов, 18 ВЦП и 6 основных мероприятий.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» переформатирован в национальный проект «Безопасные качественные дороги» и включает федеральные проекты: «Развитие федеральной магистральной сети», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», «Региональная и местная дорожная сеть».

Актуализированная структура национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» включает следующие федеральные проекты:

«Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай»;

«Развитие морских портов России»;

«Развитие Северного морского пути»;

«Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог»;

«Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассейна»;

«Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассейна»;

«Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»;

«Развитие региональных аэропортов»;

«Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей».

Направление «Цифровой транспорт и логистика» дополнен ведомственным проектом «Формирование сети транспортно–логистических центров».

Из анализа перечня мероприятий, намеченных к реализации в рамках национальных проектов на 2021 год, следует, что эти объекты по завершении сформируют единую опорную сеть – ту самую опорную сеть, которая лежит в основе проекта Транспортной стратегии, рассчитанной до 2035 года.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук

 Полностью статью «Новый виток планирования» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

782

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться