Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Критерий выбора — профессионализм

Министр транспорта РФ Виталий Савельев: «Голосуя на выборах, гражданин получает право требовать обещанного»

Минтранс России – одно из тех федеральных министерств, чья работа всегда на виду. В последние годы положение в транспортной сфере динамично меняется к лучшему. О работе Министерства транспорта Российской Федерации, личном вкладе сотрудников отрасли и взаимодействии с законодательным корпусом рассказывает министр транспорта РФ Виталий САВЕЛЬЕВ.

– За последние годы с участием Минтранса вписана не одна достойная страница в историю нашего Отечества. Вспомним Крымский мост и трассу «Таврида», Московское центральное кольцо и две дюжины модернизированных или с нуля построенных аэровокзальных комплексов. Все это создавалось при нормативно–правовой регулирующей роли Минтранса. А что бы лично вы назвали главным успехом в проделанной работе?

– Роль министерства в жизни страны растет. Наши проекты открывают возможности для торговли и развития страны, а также связывают воедино ее самые удаленные регионы. Россия становится важным транспортным коридором в силу своего географического положения.

За последние пять лет наше министерство достигло серьезных успехов в реализации масштабных проектов. При их реализации мы тесно сотрудничали с депутатами Государственной думы. Главным событием стал запуск железной и автомобильной дорог Крымского моста. На открытии присутствовал Президент России. Он отметил, что это инфраструктурный проект мирового уровня, самый большой мост по протяженности не только в России, но и в Европе.

Центральная кольцевая автодорога – самый масштабный на сегодня проект в области дорожной инфраструктуры в Московском регионе. Новая трасса стала основой опорной сети скоростных автодорог России и частью международных транспортных коридоров. Дорога пересекает 13 федеральных автодорог. При строительстве ЦКАД построены 225 искусственных сооружений (55 мостов, 144 путепровода, 7 экодуков и 19 пешеходных переходов) и 18 транспортных развязок. Протяженность автомагистрали – 336,5 км. Она разгружает МКАД и дорожную сеть Подмосковья от транзитного транспорта. На открытии ЦКАД присутствовал Президент России и поблагодарил всех причастных к открытию лиц.

Еще один крупный успех транспортной отрасли – четырехполосная автодорога «Таврида» – стала главной артерией полуострова, соединяющей Республику Крым и город федерального значения Севастополь с Крымским мостом. «Таврида» соответствует технической категории 1B, скорость движения составляет 90 км/ч. Пропускная способность дороги – 40 тыс. автомобилей в сутки. Теперь время в пути от Керчи до Севастополя займет менее трех часов, хотя раньше занимало целый день.

Другой важный инфраструктурный проект – автодорога М–11 «Нева» Москва – Санкт–Петербург. М–11 проходит по территориям шести субъектов: Москвы, Санкт–Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. В рамках строительства были возведены 337 искусственных сооружений и 30 транспортных развязок. Трасса на всей протяженности соответствует параметрам высшей технической категории с четырьмя полосами для движения. На участках непосредственно около Москвы и Санкт–Петербурга построены от 6 до 10 полос.

С «Невой» также связан проект «Беспилотные логистические коридоры», направленный на создание инфраструктуры и организацию к концу 2024 года беспилотных грузовых перевозок между Москвой и Санкт–Петербургом. В случае успеха планируется масштабировать протестированные на автодороге М–11 решения на другие трассы, в том числе на участки международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», автодороги М–1 «Беларусь» и М–4 «Дон».

В качестве успешного примера в области международного сотрудничества можно назвать масштабный проект по перевалке белорусских нефтепродуктов в российских портах после переориентации с портов Прибалтики. Данный проект был реализован по указанию Президента России. Согласно договору, подписанному с Белоруссией, в течение следующих лет должны быть перевезены почти 10 млн тонн белорусских нефтепродуктов. В первый же месяц после заключения межправительственного соглашения между Россией и Белоруссией, с 5 марта по 5 апреля 2021 года, объемы перевалки нефтепродуктов превысили 222 тыс. тонн при заявленных изначально 176 тыс. тонн. Таким образом, поставленная Президентом РФ задача была перевыполнена в самые оперативные сроки.

– В России, как и в мире, сегодня заметен общий тренд к цифровизации. Известно, что министерство разрабатывает ряд предложений в этой области. Но исполнительная власть действует в правовом поле, созданном властью законодательной. Каким было взаимодействие Минтранса и Госдумы по этой тематике?

– Я много лет проработал в коммерческих структурах, где самое главное – результат. Этой же политики я придерживаюсь и на посту министра. Моими предшественниками была проделана колоссальная работа, за это я им благодарен. Сейчас наступило новое время – высоких технологий и высоких скоростей, поэтому сейчас вся наша работа сконцентрирована на повсеместном внедрении цифровых технологий.

Летом 2020 года цифровые технологии стали применяться к транзиту товаров, проходящих через территорию России. Это произошло благодаря запуску государственной системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС и наделению полномочиями оператора пломбирования – компании «Центр развития цифровых платформ». С помощью электронных пломб перевозчики и грузоотправители смогли в режиме онлайн отслеживать маршруты своих грузов.

Совсем недавно, 2 июля, был принят закон, внедряющий государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Закон по–настоящему революционный, его принятие – большая победа как Минтранса, так и наших коллег из Госдумы. Суть проста: перевод бумажной транспортной документации в электронный вид. В России логистические компании, перевозчики и грузоотправители ежегодно оформляли более 3 млрд документов в бумажном виде. Расходы на этот процесс составляли 2–2,5% от годового оборота транспортных предприятий. В 2022 году планируется перевод всех транспортных документов в электронный вид не только на российском, но и на межгосударственном уровне.

– Минтрансу, на первый взгляд, трудно жаловаться на невнимание депутатов – в Госдуме приняты десятки законов, разработанных Министерством транспорта РФ в порядке законодательной инициативы. Но на деле – все ли удалось, что хотелось? Как бы вы вообще оценили работу законодателей с, так сказать, эгоистической точки зрения возглавляемого вами министерства?

– Если говорить в сухих цифрах, то за период работы Госдумы седьмого созыва в сфере транспорта были приняты 45 законов, в разработке которых наше ведомство принимало активное участие. Самыми значимыми были законы об электронных перевозочных документах, запрете на высадку из общественного транспорта детей–безбилетников, лицензировании автобусных пассажирских перевозок.

Ввиду специфики министерства мы сотрудничаем не только с профильным комитетом, но и со смежными – комитетами по международным делам, по безопасности и противодействию коррупции, по бюджету и налогам и со многими другими. За продуктивную работу хочу поблагодарить, прежде всего, спикера Госдумы Вячеслава Викторовича Володина. Также благодарность выражаю и депутатам всех парламентских партий: они люди профессиональные и опытные.

– Для вас и вашего министерства излишним кажется вопрос о живых доказательствах того, что министерская работа – не просто документы, а то, что можно пощупать руками, что повышает качество жизни людей, меняет ее к лучшему. Вашу работу и ее результаты и так каждодневно принимают миллионы граждан. И не всегда без критики. Но с новыми дорогами и проектами цифровизации – это, так сказать, работа глобальная. А что лично вы могли бы выделить в деятельности министерства, когда именно ваши, его сотрудников, общие усилия непосредственно улучшали жизнь сограждан?

– Многие наши инициативы нацелены именно на это. Например, субсидирование льготных тарифов для семейных путешествий на поездах дальнего следования. Льготный тариф будет рассчитываться как разница между стоимостью билета в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. Данный проект одобрен Правительством РФ.

Уже сейчас субсидируются полеты граждан из городов Дальнего Востока, Калининграда и Крыма в Москву.

Мы работаем также над тем, чтобы регулярно обновлять подвижной состав пассажирского общественного транспорта. Например, в июле в Новосибирске и Череповце на главные городские маршруты вышли новые автобусы НефАЗ, приобретенные в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автобусы удобные, просторные, оснащенные для маломобильных граждан, имеют систему безналичного расчета, место для кресла–коляски.

На данный момент в нескольких регионах России запущен «Единый» билет – это мультимодальная система транспортных перевозок.

– А если тот же вопрос задать применительно к вашему министерству, к отрасли? Ведь государственное управление – сложная профессиональная сфера, эффективность работы которой в огромной степени зависит от эффективности работы госслужащих. В 2020 году Правительство РФ направило новые ресурсы на повышение оплаты труда государственных служащих. А вообще, сегодня в России 54 миллиона граждан являются получателями господдержки в разных формах. В чем это выражается применительно именно к Минтрансу? Какая вообще ведется в министерстве работа по повышению мотивации госслужащих?

– Правительство России действительно оказывает серьезную материальную поддержку государственным служащим, в том числе сотрудникам нашего министерства, за что мы выражаем правительству благодарность. Данные средства помогают привлекать к госслужбе заслуженных профессионалов и перспективных молодых специалистов и достойно оплачивать их труд.

Если мы говорим о сотрудниках транспортной сферы в целом, то они являются работниками различных подведомственных структур министерства, каждая из которых дает им свои собственные привилегии.

Если же говорить о сотрудниках непосредственно министерства, то они все располагаются в Москве. У них есть некоторые мотивационные привилегии. Прежде всего, стоит упомянуть о ведомственной клинике – Центральной клинической больнице гражданской авиации. К ней прикрепляются все сотрудники министерства и их семьи с детьми и получают там качественное медицинское обслуживание. После масштабной модернизации открылась 18 июня и поликлиника Российского университета транспорта. Помимо масштабного ремонта и закупки оборудования, в поликлинике был реализован проект «Цифровая поликлиника», подразумевающий использование цифровых технологий в административных процедурах.

В целом мотивация сотрудников начинается еще в период обучения их в отраслевых учебных заведениях. Сегодня российские транспортные вузы значительно выросли по качеству подготовки специалистов и по этому параметру достигли лучших мировых стандартов. Обучаясь в современных университетах с мощной научной базой, будущие работники транспортной сферы понимают перспективы и привилегии данного карьерного пути. Выпускники и сотрудники этих учебных заведений привлекаются государственными и бизнес–структурами для различных проектов. В частности, ученые главного отраслевого вуза страны – Российского университета транспорта – участвуют в развитии Арктической зоны и Северного морского пути, Трансполярной экспедиции для изучения возможностей развития Северного широтного хода, занимаются научным сопровождением строительства крупных инфраструктурных проектов (например, транспортных объектов полуострова Ямал), обследованием Полярной магистрали Салехард – Игарка.

Для того чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно в транспортной среде, важно поддерживать их и в других сферах жизни, в частности в семейной. Для детей наших работников организуются праздники и утренники, например новогодняя елка. На День защиты детей мы открываем для них двери нашего министерства: приглашаем в ведомственный музей, рассказываем об истории развития транспорта и о современных тенденциях в нашей стране, чтобы молодое поколение понимало, каким важным делом заняты их родители.

Для людей, посвятивших свою жизнь транспорту, важно понимать, что и после ухода на пенсию они не будут забыты. Поэтому мы с особым почтением относимся к их заслугам, приглашаем на отраслевые мероприятия и праздники. Работники наших отраслевых советов ветеранов регулярно навещают их дома. Ветераны не остаются «за бортом» – к их советам прислушиваются, а их мнение – учитывается.

– Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для всех граждан России, для всех ее ведомств. Как в отрасли справляются с этой напастью?

– За все время пандемии, несмотря на значительное уменьшение числа пассажиров, в стране не закрылось ни одной крупной транспортной компании. Здесь важную роль сыграли сотрудники этих структур, которые, зачастую рискуя здоровьем, продолжали обеспечивать жизнедеятельность нашей страны. В итоге движение в России не прекратилось: самолеты летали, поезда и общественный транспорт ездили по расписанию.

По всей стране продолжали строиться дороги. Более того, в сфере дорожного хозяйства 2020 год стал самым продуктивным за последнее десятилетие: были построены 390 км дорог (для сравнения: в 2019 году – 318), реконструированы 267 км (249 – в 2019 году), проведен капитальный ремонт на 1984 км дорог (1888 – в 2019 году).

Во время стремительного роста числа заболевших было принято решение в срочном порядке эвакуировать российских туристов из разных стран. Для этого под руководством Минтранса была создана рабочая группа, которая организовала взаимодействие крупнейших авиакомпаний страны. Они отправляли самолеты в страны, где располагались наши граждане, и полностью заполняли самолеты вне зависимости от того, билеты какой компании были на руках у туристов. Всего за время работы группы были вывезены более 250 тыс. россиян. При этом их не оставляли в аэропортах прибытия – для них были организованы специальные внутренние маршруты для возвращения в их населенный пункт.

Стоит отметить, что в беспрецедентной ситуации пандемии огромную поддержку транспортной отрасли оказало Правительство России. Эта помощь помогла отрасли удержаться на плаву.

Однако пандемия, к сожалению, пока не отступает. Выход из этой ситуации уже существует – Россия первая в мире изобрела и зарегистрировала вакцину от COVID–19. Я призываю всех последовать моему примеру и привиться. Опыт зарубежных стран говорит, что с ростом количества привитых заболевание неизбежно идет на убыль.

– Минтранс осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в транспортной сфере, где много игроков – и госкорпораций, и компаний с госучастием, и крупных бизнес–структур. Насколько известно, пришлось вести серьезную работу по разграничению полномочий с Росатомом, который получил полномочия по развитию Северного морского пути. Достаточно ли полна, удобна нормативная база, регулирующая взаимоотношения министерства транспорта и других субъектов права и хозяйственной деятельности в транспортной сфере? Над чем предстоит работать уже с новым составом депутатов? Что бы вы пожелали изменить в совместной работе?

– Мы с коллегами из Росатома провели активную работу по разграничению полномочий в развитии Северного морского пути. Эта работа была необходима, чтобы избежать дублирования функций. За такую продуктивную работу хочу поблагодарить коллег из Правительства РФ, Госдумы и Росатома, которые помогли нам решить спорные вопросы.

В сотрудничестве с Госдумой нам важны несколько направлений. Во–первых, это реализуемые нашим министерством национальные проекты: «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», продленные до 2030 года. Во–вторых, это Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года – системный документ, который определит будущее нашей страны в части развития транспорта и инфраструктуры. От нового состава Госдумы мы ждем не менее активной и продуктивной работы по данным направлениям, чем с предыдущим составом.

Отвечая на вопрос о полноте нормативной базы, отмечу, что сейчас один из приоритетов в развитии транспортной отрасли – внедрение цифровых технологий и беспилотных транспортных средств. Такие нововведения потребуют нового законодательства, которое мы будем формировать вместе с нашими коллегами из Госдумы. Поэтому самая удобная нормативная база – та, которая отвечает запросу времени.

– После принятых в прошлом году поправок в Конституцию России роль Государственной думы значительно усилилась. Теперь депутаты будут участвовать в формировании персонального состава Правительства России. Иными словами, правительство отныне будет в известной мере партийным. И чтобы оно могло эффективно работать, не погрязнув в межпартийных склоках и дрязгах, народ страны – включая, разумеется, и госслужащих – голосовать должен осознанно, ответственно и активно. Чтобы депутатами были выбраны достойные и конструктивные политики. Вот в этом смысле – каким, по вашему мнению, должен быть портрет эффективного депутата?

– Несомненно, депутат должен быть профессионалом в выбранной отрасли. Но я бы поставил на первое место именно желание помогать людям. Профессиональные навыки можно наработать, теорию – изучить, а вот личностные качества либо есть, либо нет.

За время взаимодействия с Государственной думой я заметил эти черты в своих коллегах–парламентариях, благодаря чему мы говорили на одном языке.

– Пойдете ли сами на предстоящие выборы? Почему вы считаете важным принять участие в голосовании? За что, за какие ценности, за какие будущие решения вы лично планируете голосовать?

– Для меня нет такого вопроса – голосовать или нет. Я голосую всегда. Это моя гражданская позиция, мой гражданский долг, исходя из которого я, как гражданин, получаю право требовать исполнения обещанного. Как можно жить в демократическом обществе и при этом игнорировать важнейшие его институты?

Как министр, я буду голосовать за профессионализм, приверженность прогрессу и стабильному развитию. Как гражданин, голосовать я буду за близкие каждому ценности: поддержку семьи и материнства, безопасность и будущее для наших детей. В этом я не отличаюсь от других граждан нашей страны.


просмотры:

946

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться