Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Горизонты развития

 |  Актуально

О роли ВГУВТа в возрождении внутреннего водного транспорта России

Волжский государственный университет водного транспорта – один из ведущих транспортных вузов России с 90–летней историей и славными традициями. Более 100 предприятий отрасли совместно с университетом организуют и проводят производственную практику студентов с их последующим трудоустройством.

5 111

 

О возрождении внутреннего водного транспорта России и его интеграции в систему международных транспортных коридоров, цифровизации отраслевого образования – разговор с ректором университета Игорем Кузьмичевым.


– Игорь Константинович, сегодня много говорится о развитии транспортных коридоров и их значимости для российской экономики. Расскажите, пожалуйста, какой вклад ВГУВТ вносит в этот процесс?
– Тема транспортных коридоров обсуждается профессиональным сообществом уже не одно десятилетие. Только в последние год–два в силу известных событий она стала обретать реальные очертания. С точки зрения развития водного транспорта, перевозки грузов и пассажиров именно водным транспортом, конечно, для нас, как для водников, больший интерес представляет МТК «Север – Юг». Речь идет о возрождении линейного судоходства по Волге, всему каскаду Волжских водохранилищ, крупным боковым рекам Волги. Отмечу, что речь идет не только о перевозке грузов, но и о развитии пассажирского транспорта: скоростного сообщения и круизного судоходства.
ВГУВТ активно участвует в дискуссиях по развитию ТК, эта тема регулярно обсуждается на форумах различного уровня: «Транспорт. Горизонты развития», ВГУВТ организовывал питч–сессию на выставке–форуме «НЕВА». Волжский университет входит в состав различных экспертных групп при правительствах многих волжских регионов (Нижегородская, Астраханская, Самарская области, Республика Татарстан) и дискуссионные площадки при Правительстве Российской Федерации. С точки зрения прикладных исследований ВГУВТ имеет определенный опыт. В частности, университетом разрабатывались программы развития пассажирских перевозок для Ханты–Мансийского автономного округа и Республики Татарстан. Ведутся переговоры по разработке аналогичных программ для Самарской области. Выполнялись исследования по обоснованию строительства новых грузовых портов в Самарской и Нижегородской областях. Университет активно участвовал в обосновании грузовой базы, грузопотоков и т.д.

– Актуальной темой в отрасли является переориентация грузовых потоков. Какие интересные решения в этой области университет может предложить грузовладельцам?
– Мы принимаем активное участие в работе группы по подготовке к заседанию Президиума Государственного Совета Российской Федерации по разработке проекта программы «Великий Волжский путь» и оказываем методическую поддержку в области речной логистики. То же касается любых других экспертных площадок, где обсуждаются вопросы возрождения речного судоходства и развития речной портовой инфраструктуры. С прошлого года мы начали сотрудничать с институтами развития в регионах: Нижегородской, Ульяновской, Самарской областях и Пермском крае.
В дополнение к научно–исследовательской работе мы усиливаем роль Волжского университета в организации отраслевых форумов и конференций. В апреле к открытию навигации 2024 года мы будем проводить 4–й форум «Транспорт. Горизонты развития», где представим концепцию развития речных портов, без которых никакой транспортный коридор, ни «Север – Юг», ни «Северный морской путь», не заработает в полную силу.
Мы не просто видим потенциал внутренних водных путей в экономике страны, но и проводим необходимые экономические обоснования.

– Проблема нехватки кадров на реке сегодня стоит особенно остро. Как, на ваш взгляд, можно повысить привлекательность речных профессий? Что может способствовать дальнейшему возрождению внутреннего водного транспорта России и его интеграции в систему международных транспортных коридоров?
– Проблема нехватки кадров действительно очень острая. Кадры для водного транспорта готовят всего несколько вузов. Прием на плавательские специальности достаточно скромный для всех отраслевых вузов. Также стоит говорить о том, что выпускники были ориентированы на работу на морских судах и в зарубежных судоходных компаниях. То есть получалось так, что российские университеты готовили кадры для зарубежных судоходных компаний. Внутренний водный транспорт обеспечивался кадрами по остаточному принципу. Все это в совокупности и породило сложившуюся на сегодняшний день ситуацию. Морские и зарубежные судоходные компании привлекали выпускников более высокой заработной платой, лучшими условиями труда. Поэтому отечественным судоходным компаниям нужно выстраивать свою работу для привлечения наших выпускников, молодых специалистов, создавая соответствующие условия, обеспечивая высокий уровень заработной платы, достойные бытовые условия на судах, улучшая жилищные условия.

– Какие компетенции имеются у Волжского университета в области развития внутреннего водного туризма? Как они реализуются?
– Развитие внутреннего водного туризма очень хорошо укладывается в общегосударственный тренд по развитию водного туризма вообще. Водный туризм был привлекателен всегда. Однако условия для его развития во многих регионах были весьма скромные. Отсутствовала и отсутствует соответствующая инфраструктура, круизные туристические суда долгое время практически не строились. Круизные теплоходы постройки ГДР, Чехословакии, Австрии на сегодняшний день имеют возраст более 40 лет и сильно изношены. Все это не способствовало развитию водного туризма.
За последние несколько лет со стапелей спущены несколько новых круизных теплоходов разного класса: это и «Мустай Карим», несколько заднеколесных теплоходов типа «Сура», теплоход «Золотое кольцо», заложен и строится еще целый ряд лайнеров со сроком сдачи в 2024–2025 годах.
ВГУВТ очень активно участвует в проектировании и строительстве этих судов. Проявляет активность в формировании повестки круизных маршрутов. Известно предложение по развитию круизных маршрутов «Сура – Ветлуга». Вуз участвует в разработке программ и туристических маршрутов для озера Байкал в тесном сотрудничестве с администрацией Иркутской области и Байкальским содружеством. Студенческое конструкторское бюро ВГУВТа прорабатывает типоразмерный ряд хаус–ботов (плавучих домов для отдыха на воде), развивает направление, связанное с маломерным флотом для активного отдыха на воде, что также способствует развитию водного туризма.

– В последнее время активно обсуждается тема развития скоростных пассажирских перевозок. Расскажите, пожалуйста, что ВГУВТ может предложить партнерам в этой области?
– Действительно, тема скоростных пассажирских перевозок получила второе дыхание. Наш вуз находится, что называется, в тренде, если говорить о подготовке специалистов конкретно для скоростных пассажирских судов. И здесь особо стоит отметить то, что в последние 2–3 года возобновились работы по строительству новых скоростных пассажирских судов на подводных крыльях, которые можно видеть на реках как Нижегородской области, так и других регионов. Это теплоходы типа «Валдай» постройки ЦКБ по СПК и новые теплоходы типа «Метеор», в том числе разработки конструкторского бюро «Ситех», постройки Зеленодольского завода. Они эксплуатируются не только на Волге и Каме, но и на сибирских реках.
Что же касается подготовки кадров именно для скоростных судов, мы ведем работу по корректировке образовательных программ в этой части, но в рамках дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров университет уже сегодня активно работает над созданием виртуального тренажера «Скоростное судно», предназначенного как раз для подготовки специалистов по управлению скоростными пассажирскими судами. Промежуточные результаты этих разработок представлялись на Транспортной неделе и получили высокую оценку со стороны Минтранса России и Федерального агентства морского и речного флота.

– Современный тренд – это наукоемкие технологии автономного судоходства. Насколько активную позицию университет занимает в этом вопросе?
– В Волжском университете уже более 10 лет ведутся исследования и работы по автоматизации судовождения, созданию новых движительно–рулевых комплексов, систем управления и помощи судоводителю при различных режимах движения флота. Да, автономное судоходство – это один из основных отраслевых трендов, и наш вуз занял в нем определенную нишу. В частности, кафедра радиоэлектроники занимается этими разработками, ведутся исследования в рамках диссертаций. Так, сотрудники Волжского университета провели успешные испытания комплекса оборудования автоматизированного обмена информацией между диспетчерскими пунктами и судами на внутренних водных путях.

– Большое внимание сегодня уделяется вопросам экологии. Бытует мнение, что экологи немотивированно ограничивают судоходство, что приводит к запустению малых рек. Какая работа ведется университетом в части сохранения экосистем озер и рек?
– Экологи вуза, как практические специалисты, действительно высказывают такие опасения. Вуз провел уже 9 экспедиций проекта «Плавучий университет Волжского бассейна». Проект поддерживается Русским географическим обществом. Приоритетной задачей является исследование экологии не только магистральных рек и водохранилищ, но и малых рек и боковых притоков. Ценность этих исследований заключается в том, что они позволяют проследить динамику изменения водных экосистем и определить методы их восстановления. В настоящее время вуз выполняет большой государственный контракт по заказу Министерства транспорта РФ, посвященный предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов, в консорциуме со специалистами МГУ имени адмирала Г.И. Невельского. В рамках работы предполагается разработка правовых норм, регулирующих процессы ликвидации разливов нефти, координацию работ между региональными органами власти, бассейновыми управлениями, МЧС и другими структурами.
В рамках работ с экологическим содружеством идут работы по обеспечению снижения влияния развивающегося водного транспорта на флору и фауну на озере Байкал. Это и развитие судов с водородными движительными установками, которые практически не загрязняют окружающую среду, поскольку отсутствуют вредные выбросы.
Профильные кафедры университета участвуют в работах в рамках хоздоговорной тематики, связанной с разработкой планов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, с разработкой мер инженерной защиты окружающей среды для промышленных предприятий.

– В 2014 году при ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» было организовано конструкторское бюро. Какими реализованными проектами гордится КБ? Какие еще ключевые изменения произошли в образовательной и научной деятельности университета?
– Конструкторское бюро сегодня активно работает, практически сразу оно заняло свою нишу в области проектирования маломерного флота, разрабатывает проекты хаус–ботов, ежегодно участвует в выставке–форуме «Мосбоутшоу».
Еще одним направлением деятельности является разработка автономных заправочных станций для маломерных судов. Большой интерес проявляют в Московском регионе, Республике Карелия.
Силами КБ с нуля было спроектировано водолазное судно, которое сейчас находится в процессе постройки.
КБ также занимается вопросами переоборудования судов различных типов и классов, разработки соответствующих проектов. КБ имеет соответствующее признание Российского классификационного общества (переоборудование судов, проверка прочности).

– Игорь Константинович, каким вам видится будущее развитие Волжского университета и какие планы на 2024 год?
– Наш университет видится мне как динамично развивающаяся структура. Мы ожидаем притока на кафедры молодых специалистов, наших выпускников, активизации и развития новых направлений научно–образовательной деятельности. Ведем работу по участию в федеральных проектах «Приоритет 2030». Активны в привлечении индустриальных партнеров для выполнения научно–исследовательских работ. Также в вузе большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Среди вузов, подведомственных Росморречфлоту, мы считаемся флагманом цифровизации отраслевого образования и намерены дальше работать в этом направлении. В целом векторы развития университетского комплекса изложены в стратегии развития до 2030 года и в стратегии цифровой трансформации. Эти основополагающие документы утверждены решением ученого совета.


Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»


просмотры:

681

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться