О создании безбарьерной зоны в транспортных узлах – в аэропортах, на железнодорожных и морских вокзалах
Современные подходы к организации транспортной безопасности (ТБ), организационно–технологические решения и технологии выявления угроз и контроля доступа физических лиц на территорию объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) повысят пропускную способность входных групп и обеспечат комфорт пассажиров. Разделение потоков пассажиров, организация досмотровых коридоров на основе инновационных технологий позволят повысить эффективность контрольно–досмотровых операций и минимизировать человеческий фактор.
Как это происходит, на Форуме ТБ–2024 рассказал директор по специальным технологиям безопасности Национальной компьютерной корпорации (НКК) Андрей Прозоров.
Начал он с рассказа о том, как корпорация провела необычную работу в конце 2022–го и начале 2023 года после обращения к ней одной крупной проектной организации с просьбой решить нелегкую задачу: максимально расширить сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, но при этом ни в коем случае не нарушить требования ТБ. В корпорации были проведены исследования крупных вокзальных комплексов в нашей стране и за рубежом. И сделаны следующие выводы.
Прежде всего, во многих странах мира сегодня проводятся исследования в области транспортной безопасности с целью найти баланс между требованиями ТБ, общественной безопасностью, коллективными правами на неприкосновенность частной жизни и качеством предоставления транспортных услуг.
В настоящее время для защиты ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с действующим законодательством применяются специальные регламенты и технические средства контроля и надзора. Вот и получается дилемма. С одной стороны, на крупнейших вокзалах мира внедряются специальные досмотровые комплексы, образующие так называемые барьеры безопасности (КПП с установленным на них досмотровым оборудованием), а с другой стороны – там поощряют открытость пространства, обеспечение свободного передвижения людей, развитие ретейла и других коммерческих услуг (магазины, рестораны, бары, аптеки, кинотеатры, мелкие мастерские и даже спортивные сооружения).
Очевидно, что вокзальные комплексы являются объектами с массовым пребыванием людей, и они не могут существовать без надежной защиты.
И наравне с природными, техническими угрозами для пассажиров существуют еще так называемые угрозы антропогенные, как внешние, так и внутренние, а также незаконное вмешательство в деятельность ОТИ. И для того чтобы защитить пассажиров и сотрудников вокзальных комплексов, применяются специальные технические средства, позволяющие в оперативном порядке проводить и контроль физических лиц, и досмотр их багажа, ручной клади, верхней одежды, личных вещей и т.д. Они применяются как раз с целью предотвращения актов несанкционированного проноса в зону ТБ веществ и предметов повышенной опасности, способствующих вмешательству в деятельность ОТИ.
Здесь надо сказать, что НКК принимала активное участие во внедрении стационарных и мобильных комплексов, которые применяются для разных задач на ОТИ. В зданиях аэровокзалов – это комплексы на основе рентгеновских установок, металлодетекторов, впоследствии сканеров, достаточно современных –
на миллиметровых волнах (это устройства для визуализации поверхности тела человека и обнаружения объектов, скрытых под одеждой). Также разрабатывали мобильные досмотровые комплексы, которые внедряли уже на Северном речном вокзале.
– Наша компания в этом плане была, если хотите, первопроходчиком. Богатые зарубежные конкуренты максимум чего смогли добиться – так это рисовать такую технику только на бумаге. А наши пять подобных комплексов работают вдоль Волги в крупных городах, когда есть необходимость в досмотре пассажиров, – отметил Андрей Прозоров.
Надо заметить, что владельцы ОТИ за рубежом заинтересованы не только в развитии ретейла и других коммерческих услуг в зданиях вокзальных комплексов, но и в повышении их инвестиционной привлекательности, что особенно актуально в современных условиях. Все это способствует максимальному раскрытию зоны свободного доступа. Именно поэтому там исторические здания вокзальных комплексов, имеющие серьезные ограничения по площадям, модернизируются либо строятся новые – с большими павильонами и открытыми галереями при одновременном соблюдении необходимых мер ТБ.
– Специалисты нашей компании считают, что современные здания достаточно удобны для решения поставленных задач и обеспечения ТБ. К сожалению, в силу их архитектурных особенностей, специфики организации там зон транспортной безопасности, размещения на их границах КПП и постов с большим количеством досмотрового оборудования значительно снижается пропускная способность. В часы пик эти «барьеры безопасности» дестабилизируют процесс посадки пассажиров, создают большие очереди, заторы толпы, замедляют проход людей в перевозочный сектор зоны ТБ. Если добавить к этому встречному потоку пассажиров, идущих после высадки с ТС, то барьеры безопасности приходится полностью открывать, предоставляя свободный проход пассажирам, дабы избежать давки и снизить уровень угроз, – рассказал Андрей Прозоров. – В нашей компании считают весьма перспективным применение в зонах ТБ интеллектуальной видеоаналитики (захват и распознавание лиц, обнаружение агрессивного поведения людей, нахождение оставленных предметов), биометрических систем.
Конечно, никуда не деться от билетно–пропускной системы, которая, например, доступна на пригородных поездах. Здесь тоже идет активное внедрение, в том числе на новых транспортных узлах. Держит компания в центре внимания и развитие ситуационных центров управления безопасностью, как тех, что уже внедрены, так и тех, которые связаны с единым центром безопасности, где можно еще внедрять и аналитические системы, и платформы, которые позволят прогнозировать появление сложных и чрезвычайных ситуаций.
В своей работе мы постарались предложить новый подход к организации ТБ. По нему процесс контроля, досмотра физических лиц должен стать более удаленным от них. Теперь уже востребованы не барьеры безопасности, не просто досмотровые коридоры, а коридоры по сути дела с невидимой безопасностью для физических лиц, идущих в чистые секторы зоны ТБ.
В принципе сейчас такие системы уже имеются. И сантиметровые, и миллиметровые. Вплоть до таких, которые позволяют проводить контроль и досмотр проходящих пассажиров в непрерывном потоке и даже с их ручной кладью.
Очевидно, что подобные коридоры должны быть основаны на комбинации технологий. Здесь обязательно предусматриваются радиационный контроль, применение радиочастотного сканирования, средств выявления пассажиров с повышенной температурой тела. Кроме этого, необходимо внедрять детекторы выявления веществ повышенной опасности. Кроме взрывчатых и отравляющих, еще радиоактивные и патогенные биологические агенты.
Нами были предложены и определенные подходы к организации потоков пассажиров. Чтобы не смешивались те, кто отправляется, с теми, кто прибывает. При обследовании объектов установлено, что там есть огрехи в обес-
печении ТБ. Например, прибывающие на железнодорожный вокзал могут попасть в чистый сектор зоны ТБ через местные кафе, туалетные комнаты. Нами были приготовлены 3D–модели разделения потоков, выходящих на перроны и сходящих с них, а также варианты с подземными и надземными пешеходными переходами. На эскизах показали современные технические средства с широкими проходами, с одновременным выявлением веществ и материалов изделий как на теле человека, так и в его ручной клади.
В завершение хотелось бы сказать, что НКК имеет большой опыт внедрения таких инновационных средств, которые в свое время пытались всячески отторгнуть. Пример тому – миллиметровые волновые сканеры, когда ставили их в наших крупнейших аэропортах. Но жизнь показала: все возможно, все достижимо.
Виктор ДМИТРИЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.