Проект федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан председателем Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгением Москвичевым.
Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина от 29 ноября 2011 года № ВП–П9–8452 в отношении введения квалификационных требований для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок.
В органах МВД России зарегистрированы 6,79 млн грузовых автомобилей, которые, по экспертной оценке, принадлежат 250–300 тыс. собственников, отмечается в пояснительной записке.
В 2023 году в общей работе транспортного комплекса подавляющий объем перевозки грузов (73,6%, или 6,2 млрд тонн) приходился на автомобильный транспорт.
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 поручено принять меры по снижению к 2024 году по сравнению с 2017–м смертности в результате дорожно–транспортных происшествий (ДТП) в 3,5 раза.
В 2023 году произошли 9,893 тыс. ДТП из–за нарушений водителями грузовых автомобилей правил дорожного движения, в которых погибли 1588 человек, что в девять раз больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 человек).
Основной причиной аварий является отсутствие должного контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования и введением с 2009 года требования об уведомлении о начале осуществления перево-
зочной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По данным Ространснадзора, на 2 апреля 2024 года о перевозочной деятельности уведомили только 46 121 владелец автомобилей, или менее 20% от общего числа их собственников. Таким образом, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется, полностью отсутствует контроль за используемыми ими для осуществления перевозок грузов транспортными средствами.
По экспертным оценкам, в настоящее время 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физических лиц. Однако более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют ТС по договорам аренды, предоставляя также и объем работ.
В этих условиях добросовестные перевозчики, подавшие уведомление о своей деятельности, находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками. В случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов от перевозки грузов могут ежегодно составить порядка 450 млрд руб.
Законопроект разработан в целях формирования правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышения качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, обеспечения поступления дополнительных доходов в бюджет.
Указанные цели достигаются посредством обеспечения прозрачности деятельности грузоперевозчиков для грузоотправителей, контрольных и надзорных органов посредством включения сведений о перевозчиках, осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе, а также о принадлежащих им транспортных средствах, в общедоступный единый реестр перевозчиков грузов. Исключение сведений из реестра влечет прекращение права на осуществление перевозок грузов.
Требование о размещении в реестре сведений устанавливается в отношении грузовых автомобилей, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонны, то есть категорий N2 и N3. Уведомление о начале деятельности в отношении транспортных средств, имеющих массу более 2,5 тонны и не более 3,5 тонны (категория N1), предоставляется в соответствии с ранее установленным порядком.
Требование в отношении внесения в реестр сведений о грузовых автомобилях, осуществляющих перевозку для собственных нужд, не применяется.
Ведение реестра перевозчиков в соответствии с положениями законопроекта осуществляется в форме электронного документа. Перевозчики представляют уведомления с использованием личного кабинета на едином портале в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», что позволит использовать существующие отраслевые и межведомственные информационные ресурсы, в том числе портал государственных услуг, и не потребует дополнительных бюджетных средств на ведение реестра.
Законопроектом предусмотрен конечный перечень случаев отказа от включения предусмотренных законопроектом сведений в реестр и исключения таких сведений.
Для обеспечения подготовки перевозчиков к исполнению требований закона, контрольных органов, грузоотправителей, экспедиторов сроки вступления в силу норм законопроекта в отношении направления уведомлений о перевозках грузов транспортными средствами, имеющими максимальную массу более 12 тонн и более 3,5 тонны, разнесены на 180 дней.