Группа парламентариев внесла в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», разработанный в целях формирования нормативно–правовой базы для заключения договоров на вывоз железнодорожным транспортом продукции по принципу «вези или плати»; повышения дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта; обеспечения гарантии загрузки перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечения перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров; обеспечения гарантии вывоза продукции в объеме, предусмотренном договором по принципу «вези или плати».
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показывает, что грузоотправители, чья продукция доставляется железнодорожным транспортом, заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров. Действующая нормативно–правовая база, регулирующая железнодорожный транспорт, на законодательном уровне не содержит норм, позволяющих заключать договоры между перевозчиками и грузоотправителями о взаимодействии по вывозу грузов, предусматривающие вопросы организации перево-
зок на принципах «вези или плати», а также четких положений об ответственности сторон. При этом в других отраслях экономики регулирование данного вопроса предусмотрено. Например, с 1 января 2024 года вступили в силу изменения в статью 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35 «Об электроэнергетике», которыми закреплен принцип «бери или плати» в отношении договоров купли–продажи электрической энергии. Согласно договору покупатель обязан оплатить весь заявленный им объем электроэнергии вне зависимости от фактического его потребления. Очевидно, что этот принцип внедрен как инвестиционный инструмент, поскольку предполагает заключение таких договоров, в том числе применительно к создаваемым в будущем генерирующим объектам.
На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке. Такие гарантии позволили бы загружать создаваемые инфраструктурные мощности, что особенно актуально в условиях реализации Комплексного плана модернизация и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101–р.
С другой стороны, грузоотправители при систематическом пользовании услугами железнодорожного транспорта заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров.
Статья 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусматривает возможность заключения договоров об организации перевозок грузов, однако не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.
Предлагаемые изменения позволят гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечение перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров. Заключение долгосрочных договоров для участников перевозочного процесса является добровольным волеизъявлением.
В результате внесения предлагаемых изменений в проект федерального закона будут созданы условия для развития института перевозок грузов на принципах «вези или плати» и повышения культуры планирования перевозок грузов, что позволит осуществлять равномерную загрузку инфраструктуры, а также гарантировать ритмичный и своевременный вывоз заявленного объема груза, в том числе в рамках исполнения международных договоров Российской Федерации.