Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В ГОСДУМЕ РФ

Кадры решают все! Необходимо ликвидировать нехватку квалифицированных специалистов в авиационной и судостроительной промышленности

 |  В Госдуме РФ

В Госдуму внесен проект федерального закона, направленный на решение кадровой проблемы в авиационной и судостроительной промышленности.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан группой депутатов в целях решения проблемы кадрового дефицита, состоящей в нехватке как высококвалифицированных специалистов (инженеров, конструкторов, технологов, проектировщиков, инженеров–программистов и т.д.), так и представителей рабочих специальностей в авиационной и судостроительной отраслях промышленности Российской Федерации.
В настоящее время дефицит квалифицированных кадров в авиационной промышленности превышает 14 тыс. человек. Аналогичная ситуация наблюдается в судостроительной отрасли, где также остро стоит вопрос нехватки как высококвалифицированных специалистов, так и представителей рабочих (токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, технологов, слесарей и др.) и инженерных специальностей (конструкторов, проектировщиков, сервисных инженеров и т.д.) при одновременном росте спроса на новых работников.
Так, по данным HeadHunter, в 2022 году судостроительными предприятиями было открыто более 20 тыс. новых вакансий, в начале 2023 года – еще 2 тыс. Для решения указанной проблемы законопроектом предлагается: внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», исключив возможность подготовки специалистов для авиационной и судостроительной промышленности по двум уровням высшего образования – программе бакалавриата с последующим освоением программы магистратуры. Вместо этого кадры для указанных отраслей промышленности предлагается готовить на основе программ специалитета с единым подходом к обучению без возможности реализации вариативной части образовательной программы.
Целесообразность перехода к указанной модели обучения обусловлена недостаточной эффективностью двухуровневой системы высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации по ряду образовательных направлений в сферах, связанных с разработкой сложной техники (авиатехники, судов и т.д.). Все эти образовательные направления характеризуются высокой степенью сложности систем, с которыми работают и/или которые создают соответствующие специалисты, а также чрезвычайно высокой ценой ошибок, которые могут быть сделаны этими специалистами. В связи с этим соответствующие образовательные процессы не могут быть полностью или в значительной степени вариативными, а набор и последовательность изучаемых учебных дисциплин должны быть подчинены строгой логике системного подхода.
Эффективность предложенной настоящим проектом федерального закона модели обучения подтверждается зарубежным опытом подготовки специалистов для данных отраслей (Китая, Южной Кореи, Франции, Италии, Испании). В частности, в большинстве университетов, осуществляющих обучение специалистов в области авиационной промышленности, их подготовка ведется на специализированных факультетах либо кафедрах, например, авиакосмической или авиационной техники (aerospace, aeronautical engineering). Подобный подход также используется для подготовки специалистов по проектированию другой сверхсложной техники и организационно–технических систем (в частности, ракетно–космического оборудования, судов и т.д.). Специалистов по проектированию менее сложных систем за рубежом обычно готовят на более общих технических факультетах и кафедрах: механической техники (mechanical engineering), электро– и радиотехники (electro–radio engineering), гражданской техники (civil engineering) и т.д.
Таким образом, принятие настоящего проекта федерального закона позволит создать необходимые условия для реализации системного подхода к подготовке кадров и решения конкретных кадровых задач судостроительной и авиационной отраслей промышленности, а также для развития программ целевого обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку кадров для судостроительной отрасли с гарантированным трудоустройством успешных выпускников на предприятия отрасли.
Законопроектом предлагается также внесение изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исключив требование к уровню заработной платы как одного из условий признания иностранного специалиста высококвалифицированным. Целесообразность предложенных изменений обусловлена необходимостью мотивации иностранных специалистов (прежде всего из «дружественных» государств) к осуществлению трудовой функции в Российской Федерации посредством модернизации правового статуса высококвалифицированного специалиста с точки зрения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации независимо от получаемой ими заработной платы.


просмотры:

215

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться