Мероприятие прошло во второй день работы XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России». В нем приняли участие Председатель Правительства Михаил Мишустин, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Роман Старовойт, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, Президент РАН Геннадий Красников и Председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Модератором пленарной дискуссии выступила телеведущая телеканала «Россия-24» Александра Суворова.
Открывая мероприятие Михаил Мишустин подчеркнул, что несмотря на непрекращающееся санкционное давление, отрасль продолжает поступательно развиваться. «Президент особо подчеркивал необходимость наращивания возможностей транспортного комплекса. Чтобы он стал более эффективным и современным. Ведь от его четкой, надежной работы во многом зависит качество жизни людей, рост промышленности, туризма, торгового оборота, укрепление всей национальной экономики», − отметил он.
Правительство завершает формирование новых национальных проектов, которые должны быть запущены уже с января. Их главная цель – системная поддержка наиболее приоритетных направлений: в части строительства опорной сети железных дорог, морских портов, аэродромов, пунктов пропуска. В числе других ключевых инициатив – проведение цифровой трансформации. И особое внимание будет уделено укреплению кадрового потенциала.
Председатель Правительства отметил, что сейчас полным ходом идет масштабная работа по глубокому перепроектированию комплектующих всей линейки воздушных судов. Она включает разработку и создание двигателей, широкой номенклатуры авионики, перспективных материалов, огромного числа узлов, агрегатов, другого оборудования. И каждый элемент должен отвечать самым жестким требованиям по качеству, безопасности и удобству. «Это не только требует времени, но и максимальной концентрации ресурсов. Ни одна страна еще не сталкивалась с необходимостью преодоления такого уровня технологического вызова в столь короткие сроки. И это, по сути, уникальная возможность для нашей науки, промышленности, для всех нас. Российский воздушный флот должен приобрести качественно новый облик, основанный на собственных решениях», – добавил он.
Шла речь о повышении интенсивности авиасообщения внутри страны в 1,5 раза. Для этого предстоит модернизировать свыше трети аэропортовой инфраструктуры. Изменения затронут не менее 75 аэродромов. Это будет способствовать расширению сети маршрутов, запуску большего числа прямых рейсов – без пересадки в Москве.
Еще одно важнейшее направление – железные дороги. Весной был дан старт строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Первые поезда нового поколения должны выйти на линию уже через 4 года. Дорога пройдет по территории 6 российских субъектов, где проживает 30 млн человек.
«Для укрепления торговых связей с зарубежными партнерами большое значение приобретает работа по расширению опорной сети железных дорог. По поручениям Президента увеличиваем мощности Восточного полигона, Азово-Черноморского и Северо-Западного направлений, а также коридора «Север – Юг», – сообщил Михаил Мишустин.
Говорилось и о развитии Северного морском пути. Артерия является самым коротким и безопасным маршрутом в сторону государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Грузопоток по СМП уверенно приближается к 40 млн тонн. К концу десятилетия он превысит 100 млн тонн. Для надежного обеспечения круглогодичной навигации будет активнее расширяться ледокольный флот, в том числе атомный. А также строиться вспомогательные и аварийно-спасательные суда.
Председатель Правительства затронул тему отраслевого образования. «России нужны инженеры транспорта. Ни один из проектов мы не сможем реализовать без квалифицированных кадров. Крайне важно подготовить достаточное количество специалистов высокого уровня. С твердой базой классических знаний и практическими навыками, в том числе в сфере новейших технологий, – заявил он. – Сегодня в 19 профильных вузах учится почти полмиллиона человек. Наше молодое поколение – талантливо и трудолюбиво. Им предстоит не только сохранить достигнутые результаты, но и развивать успех под руководством опытных наставников. Надо обеспечить для ребят все условия: новые образовательные центры, хорошо оснащенные лаборатории, комфортные общежития, тренажеры, учебный воздушный флот. Это необходимо для организации качественного процесса обучения».
Марат Хуснуллин в своем выступлении остановился на еще одной важной составляющей транспортной связанности страны – автомобильных дорогах. В этом году завершается национальный проект «Безопасные качественные дороги». «За 6 лет было построено и реконструировано более 150 тысяч километров дорог, приведена в нормативное состояние дорожная сеть в 105 крупнейших агломерациях, – сообщил он. – Несмотря на рост автомобилизации, повышение мобильности населения, у нас количество ДТП сократилось на 22 %, а число погибших – на 20 %. В течение 6 лет это тысячи сохраненных жизней».
Шла речь и о поставках общественного транспорта в регионы. С 2020 года удалось обновить более 13 тысяч транспортных средств. Новая задача – до 2030 года обновить не менее 40 тысяч единиц общественного транспорта.
Романа Старовойта напомнил о миссии Минтранса – создание самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в России. «Да, очень амбициозно звучит эта миссия, но, как говорит наш Президент, если мы не будем перед собой ставить самых амбициозных задач, то мы и никаких не достигнем. Поэтому сегодня миссия закреплена, видение мы определили как доступный транспорт для всех. Имеется ввиду и пассажир, и бизнес», – рассказал Министр.