Министр транспорта РФ Роман Старовойт в беседе с корреспондентом отраслевой газеты «Транспорт России» подвел итоги 2024 года
– Роман Владимирович, уходящий год был полон событий, которые важны для бизнеса, для пассажиров, в целом для отрасли. На прямой линии Президенту РФ Владимиру Путину задавали вопросы про дороги, про авиацию. Мы знаем, что Минтранс России уже работает над поручениями, данными главой государства по итогам этого мероприятия. Если говорить в целом о показателях в отрасли, есть положительная динамика?
– Прежде всего хочу поздравить всех в наступающим Новым годом! Пожелать интересных проектов, здоровья и счастья.
Итак, давайте начнем с авиации. В 2024 году авиаперевозки, несмотря на продолжающееся санкционное давление, демонстрируют положительную динамику. К концу текущего года, с учетом фактических показателей за истекший период, российскими авиакомпаниями будет перевезено более 110 млн пассажиров на внутренних и международных линиях.
Внутренние авиаперевозки традиционно занимают больший удельный вес в структуре перевозок. Успешно работают 3 программы субсидирования воздушных перевозок – это субсидии на региональные перевозки минуя Московский авиаузел, поддержка наименее социально защищенных групп граждан и субсидирование единой дальневосточной авиакомпании. На их реализацию выделено 25 млрд руб. Все программы продлены на следующие 3 года с соразмерным объемом финансирования. Работаем с авиакомпаниями по предоставлению 50%–ной скидки для семей с детьми.
Минтранс, Росавиация и авиакомпании активно работают по открытию новых направлений и «раскатке» действующих. В настоящее время международное авиасообщение осуществляется с 38 странами. В 2024 году силами российских перевозчиков открыты новые маршруты во Вьетнам, Бахрейн, Катар, Индонезию, а также запущены рейсы в Иорданию, возобновлены перевозки в Мьянму.
Международные пассажирские перевозки осуществляют 18 отечественных и 53 иностранные авиакомпании.
– А как насчет аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры? Ведь она важна для развития региональных маршрутов.
– В уходящем году за счет средств инвесторов обновлены аэровокзалы в аэропортах Кирова, Улан–Удэ, Томска, в конце этого года открыты для пассажиров аэровокзалы в Чебоксарах, Ставрополе, Магадане.
В части развития аэродромной инфраструктуры всего в этом году запланировано завершение 10 мероприятий.
Введены в эксплуатацию 4 аэродрома – Елизово, Черский, Певек, Усть–Камчатск, а также 3 участка взлетно–посадочных полос (ВПП) на аэродромах Богашево, Якутск, Кемерово, Усть–Нера. Практически завершилась модернизация вспомогательной инфраструктуры аэродромов Оренбург и Победилово.
Что касается системы организации воздушного движения, то в 2024 году введены в эксплуатацию 39 новых средств наблюдения, навигации, посадки и связи, а также внедрена модернизированная Система подачи планов полетов по сети Интернет.
– А что насчет цифровизации авиации и всей транспортной отрасли?
– Минтрансом России в 2022 году сформированы четыре индустриальных центра компетенций в транспортной отрасли: «Авиационный транспорт», «Аэропорты», «Железнодорожный транспорт и логистика», «Морской и речной транспорт».
Индустриальными центрами компетенций (ИЦК) во взаимодействии с Минтрансом и Минцифры России сформирован пул приоритетных направлений по импортозамещению программного обеспечения для создания типовых универсальных отраслевых решений, чтобы обеспечить экономию и исключить разработку каждой компанией решения под себя.
В рамках первой очереди утверждены 18 особо значимых проектов на общую сумму порядка 19 млрд руб., из которых восемь проектов уже завершены. К примеру, проект замещения зарубежной отраслевой системы оформления воздушных перевозок. В условиях санкционного давления со стороны недружественных государств проект позволил бесшовно, не снижая качества сервиса, обеспечить переход ключевой
авиационной информационной системы с зарубежных решений (Amadeus и Sabre) на передовые отечественные
(«Леонардо» и ОРС), сохранив ранее достигнутые высокие отраслевые стандарты.
В настоящее время АИС ОВП «Леонардо» используется в 64 компаниях, из них 50 российских, с суммарным объемом перевозок порядка 45 млн пассажиров в год (всего в России перешли на отечественные АИС ОВП 53 авиакомпании). За все время работы систем были перевезены свыше 140 млн пассажиров.
Реализован проект по импортозамещению системы розыска багажа, и создана отечественная система «Bags поиск», аналог системы SITA World Tracer. Система уже внедрена в 61 аэропорту и в 14 авиакомпаниях (к примеру, «Аэрофлот», «Победа», «Россия», «Уральские авиалинии», S7 и Red Wings), используется в Беларуси и Армении. За 2023 год при помощи системы найдены более 250 тыс. единиц багажа.
Кроме того, нами совместно с ИЦК формируется перечень проектов второй очереди для продолжения системной работы по закрытию «белых пятен» замещения приоритетных иностранных решений.
– Каковы итоги перевозок по железной дороге?
– Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом также имеет положительную динамику. По итогам года планируется перевезти более 1,2 млрд пассажиров, что на 2,4% выше прошлого года, в том числе на 11,4% увеличилась перевозка пассажиров в дальнем следовании.
Перевозка грузов в текущем году будет снижена к уровню прошлого года ориентировочно на 3%. На это есть объективные причины, связанные с увеличением пассажирских перевозок, перевозок специальных грузов, изменением логистики, а также с санкционными ограничениями недружественных стран. Но уже в 2025 году запланировано увеличение перевозки грузов более чем на 4%.
Что касается инфраструктурных проектов, в 2024 году заканчивается реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Все поставленные задачи нами выполнены. В рамках 2–го этапа развития Восточного полигона железных дорог по итогам года будет достигнут показатель провозной способности в 180 млн тонн, в части развития подходов к портам Азово–Черноморского бассейна мы достигнем показателя в 125 млн тонн, а в направлении портов Северо–Западного бассейна – в 145 млн тонн.
Кроме того, мы предусмотрели дальнейшее развитие этих направлений в рамках формируемого федерального проекта «Развитие опорной сети железных дорог» в составе национального проекта «Эффективная транспортная система».
– В уходящем году по всем дорожным программам планировалось построить и отремонтировать более 24 тыс. км дорог. Выполнили план?
– В 2024 году открыты знаковые объекты в дорожной отрасли: обходы Тольятти, Твери, новый автодорожный подъезд к Крымскому мосту и другие важные проекты.
Большая работа ведется по национальным проектам. Так, национальный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший в 2019 году, близок к своему завершению. Его ключевая цель – создание безопасной, современной и комфортной транспортной инфраструктуры. Со следующего года работы продолжатся по новому нацпроекту «Инфраструктура для жизни».
Основной задачей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» является повышение качества дорог в субъектах. По результатам реализации национального проекта БКД в этом году мы приведем в нормативное состояние более половины дорог регионального значения (план 54% по итогам года уже выполнен), а также 85% дорог городских агломераций.
Протяженность приведенных в норматив дорог к концу года составит более 23 тыс. км.
В рамках нацпроекта большое внимание уделяется не только приведению в нормативное состояние дорожной сети страны, но и обновлению общественного транспорта.
Всего по комплексной программе развития общественного транспорта с учетом мероприятий по федеральным проектам «Чистый воздух», «Инфраструктурное меню» и государственной программы «Социально–экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» с 2020 года поставлено более 15,5 тыс. транспортных средств (15 561), в том числе 13 441 автобус, 1088 троллейбусов, 738 трамваев, 294 электробуса.
Кроме этого, восстанавливаем дорожно–транспортную инфраструктуру Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. По программе 2024 года на территории новых субъектов восстановлено более 1700 км автомобильных дорог, что уже на 26% больше, чем в 2023 году.
– Транспортная доступность важна для связи населенных пунктов. Сколько в этом году было поставлено транспортных средств?
– Росту востребованности пассажирского транспорта способствует тенденция увеличения скорости и комфортабельности перевозок в связи с реализуемыми системными мерами поддержки регионов по обновлению парка общественного транспорта.
В 2024 году по линии Минтранса России в 70 субъектов Российской Федерации поставлено 7388 транспортных средств. Суммарно объемы поставок техники почти в 1,5 раза больше прошлого года.
Планомерно работаем над обеспечением транспортной доступности новых регионов. Развиваем сеть межрегиональных маршрутов, восстанавливаем остановочные пункты, освидетельствуем и включаем их в соответствующий реестр. Сегодня у нас уже более 650 автобусных маршрутов связывают новые регионы с другими субъектами и 37 автовокзалов и автостанций в реестре.
– Портовая инфраструктура активно развивается. Какие проекты хотели бы отметить?
– В части морского транспорта в текущем году введены портовые мощности в Мурманском морском торговом порту (+1,54 млн тонн), построен новый специализированный терминал в морском порту «Суходол» для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий (+7,5 млн тонн), завершен первый этап строительства портовой инфраструктуры в морском порту Калининград – введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс Международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области (+1,12 млн тонн).
В конце декабря вводим в эксплуатацию объекты портовой инфраструктуры ООО «Ультрамар» в морском порту Усть–Луга, что позволит увеличить портовые мощности еще на 17,5 млн тонн.
Общий прирост мощности морских портов в 2024 году может составить 27,66 млн тонн.
Кроме этого, реестр морских портов страны пополнился двумя новыми – Мариуполь и Бердянск. В настоящее время там активно ведутся ремонтно–восстановительные работы. Мероприятия направлены на восстановление судоходства, увеличение объемов и темпов переработки грузов, выведение портов на проектную мощность.
– Как идет развитие речных перевозок?
– Динамика пассажирских перевозок радует, и увеличился интерес наших граждан к речному флоту. По оперативным данным, рост перевозок пассажиров составил 13,5% по сравнению с прошлым годом, это более 11 млн человек по 411 различным маршрутам.
Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом предварительно остался на уровне прошлого года.
Для развития грузовых перевозок необходимы современные речные порты. В настоящее время Росморречфлотом организуется работа по созданию современных перегрузочных хабов, в которых осуществляется взаимодействие внутреннего водного и других видов транспорта.
Особое внимание уделено созданию таких хабов на базе действующих речных портов и строительству новых в отдельных субъектах.
Совместно с заинтересованными регионами созданы рабочие группы (Пермский край, Республика Саха (Якутия), Московская, Омская и Амурская области).
Запущен первый хаб – Свияжский мультимодальный логистический центр, расположенный на реке Волге в Республике Татарстан. Совершена первая отправка судна с грузом зерна в порт Высоцк на Балтике.
За счет создания перегрузочных хабов объем перевалки в речных портах планируется увеличить на 20% в 2027 году – до 150 млн тонн.
– Одной из важных составляющих деятельности Минтранса России является обустройство пунктов пропуска. Каковы итоги их модернизации в этом году?
– С 2022 года Минтранс и
Росгранстрой провели масштабную всестороннюю работу по развитию и модернизации автомобильных пунктов пропуска. Основной задачей было увеличение их пропускной способности, а также повышение безопасности путем снижения рисков провоза запрещенных предметов, товаров и веществ.
Необходимо отметить, что мы синхронизировали модернизацию пунктов пропуска с работами по восстановлению дорог, являющихся подъездными к ним. Это дало положительный эффект, проблема в виде огромных пробок перед пунктами пропуска в целом решена. В целях ускорения проезда транспортных средств, в том числе перевозящих сельскохозяйственные культуры и скоропортящиеся товары, завершили работы по устройству шести инспекционно–досмотровых комплексов портального типа в пяти пунктах пропуска, что позволило в несколько раз увеличить скорость процедур досмотра.
Также для обеспечения равномерного распределения потока транспортных средств между пунктами пропуска разработана и внедрена информационная система мониторинга и информирования водителей «Время в пути», которая позволила гражданам даже в условиях плохой связи и отсутствия современных мобильных устройств в режиме реального времени получать информацию о времени проезда до того или иного пункта пропуска и выбрать для себя максимально быстрый и удобный маршрут.
С 2022 по 2023 год модернизированы 10 автомобильных пунктов пропуска на административных границах с новыми регионами, что позволило увеличить их общую пропускную способность с 14 700 до 37 000 транспортных средств в сутки.
Также проведена крайне важная работа в части организации перехватывающих парковок на подъездных дорогах к автомобильному пункту пропуска Весело–Вознесенка – в непосредственной близости от него завершено устройство четырех перехватывающих парковок для стоянки грузовых транспортных средств общей вместимостью до 1480 автомобилей.
C целью оптимизации контрольных процедур, а также осуществления контроля за всеми транспортными средствами в 2023 году выполнено оснащение трех наиболее загруженных автомобильных пунктов пропуска (Джанкой, Весело–Вознесенка, Матвеев Курган) инспекционно–досмотровыми комплексами портального типа отечественного производства.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.