Госдума рассмотрит законопроект, уточняющий ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан Правительством РФ в целях совершенствования правового регулирования в области административной ответственности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог.
Предлагается предусмотреть возможность фиксации административных правонарушений, связанных с неуплатой проезда по платным автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения, специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, а также возможность установления административной ответственности на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 326–ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена возможность свободного (безбарьерного) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам.
Вместе с тем в настоящий момент не урегулирован вопрос распределения сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время административные штрафы за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Такое распределение поступлений в бюджет не позволяет уполномоченным органам субъектов Российской Федерации в полной мере обеспечивать деятельность и проведение мероприятий, направленных на постройку новых платных дорог и поддержание качества автомобильных дорог регионального и местного значения.
Проектом федерального закона уточняются положения статьи 12.21.4 КоАП РФ, которые позволят субъектам Российской Федерации в рамках регионального законодательства обеспечить возможность использования средств фотовидеофиксации при администрировании правонарушений в части оплаты проезда транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения.
Также проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в часть 13 статьи 32.2 КоАП РФ в целях распространения льготного периода уплаты административного штрафа с 50%–ной скидкой на административные правонарушения, выразившиеся в несоблюдении порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализ правоприменительной практики отражает необходимость создания условий, позволяющих субъектам Российской Федерации устанавливать административную ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения, участкам таких дорог.
Срок вступления в силу законопроекта установлен с 1 марта 2024 года с учетом принятия и вступления в силу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», принятых Госдумой в первом чтении 18 мая 2023 года, в котором предусмотрено разграничение полномочий органов власти по контролю за соблюдением порядка внесения платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам.
Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству, ответственный за прохождение законопроекта, поддержал его, поскольку он предлагает сбалансированный подход, позволяющий субъектам Российской Федерации качественно улучшить состояние дорог в регионах.
По мнению комитета, установление ответственности на уровне субъектов позволит, с одной стороны, предусмотреть поступление штрафов непосредственно в бюджет субъекта Российской Федерации, а с другой – предоставить полномочия органам субъекта Российской Федерации по администрированию данных правонарушений, в том числе путем применения средств автоматической фиксации.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС