Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Время строить, время созидать

 |  Официально

Президент России Владимир Путин в Кремле провел совещание по вопросам развития строительной отрасли.

Представители крупнейших российских инфраструктурных компаний доложили главе государства об основных итогах деятельности организаций и высказали свои предложения по развитию отрасли.

Ускорение и развитие

Строительная отрасль демонстрирует очень хорошие показатели, отметил в своем приветственном слове Президент России. По предварительной оценке, строительный комплекс дает порядка 5% ВВП в общую «копилку» развития страны (а с учетом ЖКХ – почти 13%). Это крупный мультипликатор для всей экономики, учитывая деятельность смежников: область производства строительных материалов, металлургическую промышленность, транспорт. Объем строительных работ в 2020–2022 годах увеличился почти на 15% и в первом полугодии текущего года продолжает расти. В прошлом году были построены и отремонтированы почти 30 тыс. км автодорог – это хороший показатель. Продолжаются масштабные стройки, например, трассы Москва – Казань, международного транспортного коридора «Север – Юг», Северного морского пути, Восточного полигона, БАМа, Транссиба и т. д.

Об основных показателях работы отрасли доложил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что дороги дают серьезный толчок развитию жилищного строительства. К примеру, после начала строительства трассы Москва – Казань в ряде регионов, по территории которых проходит эта трасса, ввод жилья на душу населения увеличился до 0,9 м на человека. Благодаря системным мерам поддержки и опережающему финансированию в прошлом году удалось отремонтировать 176 млн кв. м, в текущем году стоит задача отремонтировать 180 млн кв. м. Опережающее финансирование за счет специальных бюджетных кредитов позволит достичь показателя обеспеченности региональных дорог на уровне 52%. «Мы должны были этой цели достигнуть в 2024 году, но идем с опережением на два года», – добавил Марат Хуснуллин.

Он также отметил, что самым востребованным и одобряемым населением является национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В текущем году предстоит подтянуть к нормативному уровню дороги в 105 агломерациях, продолжить работу по опорной сети, завершить ряд крупных объектов. Так, в сентябре будет завершено строительство трассы от Москвы до Казани, а также запущено движение до Арзамаса. В работе находятся 30 обходов городов, большой объем работы идет по новым территориям. Ведется работа по сокращению инвестиционного строительного цикла: стоит задача, чтобы ни одна стройка (за исключением сложных объектов) не длилась более трех лет. «Мы даже трассу Москва – Казань, срок строительства которой составляет пять–шесть лет, строим за три года», – добавил он.

Нужны объемы

Представители бизнеса в свою очередь получили возможность лично доложить главе государства о результатах своей работы, а также напрямую высказать и обсудить наболевшие вопросы. Так, генеральный директор АО «Группа компаний «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин рассказал о деятельности холдинга. На сегодня он включает в себя три основных дивизиона. Первый дивизион занимается строительством автомобильных дорог и мостов. Основными текущими объектами строительства являются М–12 Москва – Казань, мост через Волгу длиной 3,3 км, участок обхода Твери на скоростной автодороге М–11 и др. Далее – строительство портовой инфраструктуры энергетики. Третий – железнодорожный дивизион, на счету которого такие значимые проекты, как развитие Центрального транспортного узла, МЦД–4, а также Восточного полигона. На последнем работы развернуты на 108 объектах: на участке протяженностью более 3 тыс. км предстоит построить 1 тыс. км новых, вторых железнодорожных путей и 900 искусственных сооружений.

Всего же в состав холдинга входят 64 предприятия с общей численностью более 75 тыс. человек, в автопарке – более 8 тыс. единиц техники. Учитывая огромный масштаб, а также социально–экономическую значимость реализуемых объектов, основной вопрос, который беспокоит бизнес, – это сохранение объемов и темпов строительных работ. Только за последние три года холдинг ежегодно наращивал объемы выполненных работ, достигнув планового выполнения в объеме больше 100 млрд руб. С 2021 года инвестиции в приобретение новой техники и развитие региональных мощностей превысили 25 млрд руб. – существенные суммы.

Генеральный директор привел показательный пример: на сегодняшний день на всех участках сосредоточены более 40 буровых машин, стоимость каждой – порядка 2 млн евро. В мае следующего года буровые работы будут завершены. При этом все рабочие и буровые машины сосредоточены на тех же территориях, где потенциально возможно развитие следующих этапов. То есть часть технологических процессов мостовики готовы начать уже в следующем году.

«С учетом набранных темпов строительства мы очень рассчитываем на то, что будет сформирована долгосрочная программа развития Восточного полигона, чтобы мы могли планировать свою загрузку на ближайшие десять лет», – пояснил Алексей Крапивин. Глава государства согласился с руководителем компании. «Попробуем обеспечить фронт работ так, чтобы это было стабильно и без опасения того, что что–то подвиснет», – сказал он.

В поисках финансирования

Председатель совета директоров АО «БТС–Мост» Руслан Байсаров также напомнил о крупных объектах компании, ставших уже визитными карточками регионов: это возведение моста на остров Русский, уникальные железнодорожный и автодорожный мостовые переходы между Россией и Китаем и др. В настоящее время основные значимые объекты – строительство вантового моста через Оку и моста через Суру в рамках строительства М–12, а также Дуссе–Алиньского тоннеля на БАМе. Руководитель компании поблагодарил главу государства за поддержку инициативы по внедрению механизма инфраструктурных бюджетных кредитов, направленных на развитие регионов, создание рабочих мест и дополнительное развитие экономики страны.

В то же время Руслан Байсаров подчеркнул, что есть вопрос, требующий внимания со стороны руководства страны, – это влияние действующей ключевой ставки на срок возврата частных инвестиций при реализации крупных инфраструктурных проектов. Другими словами, он считает, что ключевая ставка сегодня очень высокая – более 8%. Учитывая, что все объекты – масштабные и имеют стратегическое значение для станы, бизнесу приходится платить финансовым структурам колоссальные деньги из–за таких условий.

«Мы совместно с ведущими банками нашей страны и частными инвесторами разработали механизм финансирования, который будет способствовать привлечению частных инвестиций при строительстве стратегически важных для страны объектов. Хотим обратиться к вам с просьбой поручить Правительству России совместно с нами проработать этот вариант», – сказал Руслан Байсаров. В ответ Президент России напомнил: «Ставка подросла в связи с тем, что возникли тенденции, связанные с разогревом инфляции, и Центральный банк как ключевая организация, ответственная за сохранение макроэкономической стабильности, вынужден был среагировать соответствующим образом». В то же время он согласился на предложение бизнеса о дальнейшей проработке этого вопроса с экономическим и финансовым блоком Правительства РФ.

Опережающими темпами

Еще один масштабный игрок на рынке строительства дорожно–транспортной инфраструктуры – ДСК «Автобан». В последние годы компания построила две трети кольца ЦКАД, а сейчас на ее счету – 35% трассы Москва – Казань, М–12 «Восток» плюс обход города Тольятти. Всего в компании работают 10,5 тыс. штатных сотрудников и 8,5 тыс. – в субподрядных организациях. При этом каждый специалист, который занят в дорожном строительстве, создает до 11 рабочих мест в смежных отраслях, напомнил генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев.

«Мы понимаем необходимость сохранять строительство опережающими темпами. Благодаря строительству крупнейших объектов сформированы профессиональные команды с высокой степенью управляемости и возможностью мобилизовать крупные силы в предельно короткие сроки, – отметил он. – Но после ввода в эксплуатацию первой и второй части дороги М–12 «Восток», а также других крупнейших объектов в текущем году возникает необходимость перераспределения в целом по отрасли свыше 30 тыс. человек, которые высвобождаются после окончания объектов». Чтобы этого добиться, необходимо сейчас начинать реализацию пятилетнего плана развития инфраструктуры опережающими темпами и дать старт работе по запуску проектов, которые утверждены в плане Государственной компании «Автодор», считает Алексей Андреев.

В то же время практически незадействованным остается ресурс внебюджетного финансирования (который с успехом был реализован при строительстве ряда объектов, например, ЦКАДа и обхода Тольятти). «Обход Тольятти реализуется нашей компанией за счет финансирования из капитального гранта, за счет привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, льготных облигаций «ДОМ.РФ» и инвестиций других банков: ЕАБРа, «Сбера» и банка «ДОМ.РФ». При этом внебюджетное финансирование составляет почти 40%. Без этих инструментов проект невозможно было бы реализовать», – подчеркнул Алексей Андреев. ГК «Автодор» совместно с Правительством РФ и крупнейшими банками в настоящее время разрабатывает проект постановления о субсидировании процентной ставки при реализации крупных автодорожных проектов через механизм концессионных соглашений. Алексей Андреев обратился к Президенту России с просьбой о поддержке в принятии ключевого решения по субсидированию процентной ставки банков и выделению капитальных грантов для реализации проектов строительства автомобильных дорог.

«Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что строительная отрасль – это мультипликатор для всей экономики, такая «печка», которая все разогревает», – резюмировал глава государства.

Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

628

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться