Москва входит в число мировых лидеров среди крупнейших мегаполисов планеты по качеству жизни. Особое место занимает транспортная инфраструктура, ежедневно ею пользуются миллионы пассажиров. За последние годы произошли кардинальные перемены.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев рассказал об успешном опыте столицы, который перенимают многие регионы.
– Виталий Геннадьевич, в чем отличительная особенность транспортного комплекса Москвы?
– Несколько лет назад перед новой командой правительства Москвы была поставлена сложная задача: создать единую транспортную систему столицы, ориентированную на потребности горожан. Сегодня с уверенностью можно сказать, что благодаря управленческому таланту и решительности мэра Сергея Собянина Москва стала лидером в развитии инфраструктуры среди не только российских регионов, но и крупнейших мегаполисов мира.
Власти провели полную реконструкцию транспортной сети. Прежде разобщенные метрополитен, железнодорожный, наземный, речной и автомобильный транспорт были интегрированы в единую систему. Появляются современные городские вокзалы, соответствующие мировым стандартам. Можно легко пересесть с одного вида транспорта на другой, использовать для оплаты проезда единую транспортную карту. Транспорт ходит строго по расписанию. В приложении для смартфонов можно посмотреть, когда автобус или поезд приедет на определенную остановку, насколько будет загружен, по какому маршруту поедет, когда прибудет в точку назначения.
Транспорт стал удобным, современным и ориентированным на потребности пассажиров.
– С чего начиналось обновление транспортной системы?
– Именно развитие метрополитена позволило решить многие транспортные задачи. Российская столица стала одним из мировых лидеров по темпам его строительства. С 2011 года в Москве построено порядка 80 станций метро. Уверен, что обозначенная главой города амбициозная цель построить в ближайшие годы еще более 30 станций будет достигнута. Для этого у столицы есть все технологии, ресурсы и уникальный опыт. Благодаря такому подходу 90% москвичей будут жить в шаговой доступности от станций рельсового каркаса.
В этом году полностью открыто движение по самому длинному метрокольцу в мире – Большой кольцевой линии, БКЛ. Это 31 станция, 47 пересадок на действующие и перспективные линии метро, МЦД и радиальные направления железных дорог. Протяженность БКЛ – 70 км.
– Как возникла идея включить железную дорогу в транспортный каркас столицы?
– Проекты пассажирского железнодорожного кольца рассматривались еще в 1960–х годах, но по разным причинам не были реализованы. В 2016 году появилось Московское центральное кольцо – МЦК. Это совместный проект Минтранса России, правительства Москвы и ОАО «РЖД».
Это, по сути, полноценная наземная кольцевая линия метро. Благодаря ей появилось множество вариантов пересадок, она позволила снять нагрузку на центр города, который выполнял транзитную функцию. Иными словами, чтобы попасть из одного района в другой, теперь не обязательно ехать через центр. Это сократило время поездок, позволило вдохнуть новую жизнь в территории, которые находились рядом со станциями.
В 2019 году мы дали старт крупнейшему транспортному проекту Москвы и Московской области, который объединил формат пригородных поездов и метро, появились Московские центральные диаметры – МЦД. Разрозненные железнодорожные направления превратились в удобные линии наземного метро. Уже действуют линии МЦД–1 и МЦД–2, МЦК. Недавно запущена линия МЦД–3. В ближайшее время запустим линию МЦД–4. Знаю, что эта работа постоянно ведется под пристальным вниманием мэра. С Сергеем Семеновичем мы находимся в постоянном контакте по ключевым вопросам развития этого важнейшего для всей Московской агломерации проекта.
– Подвижной состав тоже закупается новый?
– Подвижной состав на МЦД–1 и МЦД–2 полностью обновлен. Средний возраст вагонов на этих диаметрах – один из самых низких в Европе. На МЦД–3 на момент запуска на диаметральном маршруте курсируют только современные поезда «Иволга 3.0» и «ЭП2Д», остальные составы планируем обновить здесь до 2025 года.
Метро закупает только современные модели поездов, в том числе лучший в мире по ряду показателей поезд «Москва–2020». Он разработан с учетом пожеланий пассажиров и машинистов. Высокотехнологичные вагоны имеют плавный ход, широкие двери позволяют ускорить посадку и высадку пассажиров. Для машинистов оборудована эргономичная кабина. Климатические системы с функцией обеззараживания воздуха поддерживают оптимальную температуру, работает адаптивное освещение: более холодный свет утром, чтобы проще было проснуться, и более теплый, «уютный» желтый свет вечером. Такого качества подвижной состав делает поездку максимально комфортной.
Кроме того, обновляется наземный транспорт. Москва занимает первое место в Европе по темпам обновления трамваев – парк обновлен уже на 95%.
На маршрутах работают около 1,2 тыс. электробусов российского производства. Электробусы двигаются тихо, более экологичны по сравнению с дизельными автобусами. Снижается количество выбрасываемых в воздух вредных веществ, что в конечном итоге позитивно сказывается на экологической обстановке.
Большой потенциал мы видим в речном электротранспорте. Речные электросуда – это выдающаяся для мировой практики разработка отечественных судостроительных компаний. Нулевой уровень выброса вредных веществ не загрязняет экосистему реки. Заряд пополняется прямо на плавучих причалах.
Можно с уверенностью сказать, что городской транспорт Москвы стал настолько привлекательным, что может смело конкурировать с личным автомобилем. Благодаря работе столичного правительства под руководством Сергея Собянина московский транспорт изменился качественно, предоставив горожанам новые маршруты и сервисы, а вместе с ними и новые возможности планирования своего времени.
– Получилось ли решить проблему разрозненности наземных перевозчиков?
– Сейчас город полностью отвечает за все городские автобусные перевозки, на маршрутах действует единый стандарт обслуживания пассажиров. Координация сложных транспортных процессов ведется из единого центра службы управления наземным транспортом.
Москва стала первым регионом, заключившим брутто–контракты с коммерческими перевозчиками: город сам аккумулирует собранные за оплату проезда деньги, а перевозчики получают вознаграждение за объем предоставленных услуг и соблюдение расписания.
Поезда метро, автобусы, электробусы и трамваи закупаются по контрактам жизненного цикла: производитель отвечает за исправность подвижного состава на протяжении всего срока эксплуатации.
Транспортные решения, которые первой запускала Москва, теперь с успехом используются и в других городах. Минтранс России всегда поддерживал тиражирование лучших практик Москвы в области транспорта среди других регионов. Знаю, что Сергей Семенович также уделяет этому большое внимание.
– Одна из главных проблем любого мегаполиса – транспортные заторы. Как вы оцениваете опыт Москвы в борьбе с пробками на дорогах?
– Когда команда правительства Москвы под руководством главы города приступила к решению этой важнейшей задачи, многие не верили, что с пробками на дорогах можно справиться. Тем не менее за счет строительства новых дорог и эстакад, внедрения интеллектуальной транспортной системы, «умных» перекрестков, изменения схем движения время в пути значительно сократилось.
Основой автодорожного транспортного каркаса столицы становится система хордовых магистралей. В нее входит Северо–Западная хорда, которая уже построена. Близится к завершению строительство Южной рокады и южного участка Московского скоростного диаметра – МСД. Он станет единственной скоростной внутригородской магистралью, по которой через весь город можно будет проехать за 40 минут. Это один из крупнейших проектов дорожного строительства в мире. В конечном итоге будет достигнута главная цель – снижение перепробега автомобилей и, соответственно, времени нахождения в пути.
– Какой вам видится Москва в недалеком будущем?
– Город всегда проектируется с заделом на будущее. Сергею Собянину удалось не только решить текущие задачи транспортной сферы, но и заложить основы сбалансированного формирования городской среды на многие годы вперед. До 2030 года одной из главных целей столицы станет развитие нового транспортного каркаса Москвы, что предполагает строительство трех новых радиусов метро: Троицкой, Рублево–Архангельской и Бирюлевской линий, а также дополнительных станций на существующих ветках. Будет расширяться сеть наземного метро за счет открытия МЦД–4 и МЦД–5. Вместе со строительством крупных транспортных объектов продолжится внедрение новых цифровых сервисов и беспилотных технологий. Уверен, что набранный темп развития транспортной сферы Москвы сохранится и в будущем.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.