Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан в целях развития портовых мощностей для перевалки опасных жидких, опасных сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. К таким веществам относятся многие товарные продукты химической отрасли Российской Федерации, крупнейшими из них по объему экспорта через морские порты являются аммиак, метанол, аммиачная селитра (нитрат аммония) и нитрат калия.
Исторически все специализированные терминалы для перевалки в морской транспорт химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ строились в морских портах Украины и стран Прибалтики, при этом такие грузы российских производителей отгружались на экспорт транзитом через морские порты данных сопредельных государств. Введенные ограничительные меры в отношении Российской Федерации закрыли доступ российским производителям к морским портам сопредельных государств, отмечается в пояснительной записке.
При этом на территории Российской Федерации фактически отсутствует портовая инфраструктура для перевалки аммиака, метанола и других опасных химических грузов, в то время как дефицит портовых мощностей для перевалки таких грузов в сложившейся ситуации составляет порядка 6 млн тонн в год.
Требуется срочное строительство специализированных терминалов, предназначенных для хранения и перевалки аммиака, метанола и других химических опасных грузов. Для этого необходимо устранить законодательное ограничение для территорий морских портов на размещение и хранение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ в пределах водоохранной зоны, установленное пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса. Частью 8 статьи 65 Водного кодекса установлено, что ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В связи с этим территория, расположенная в границах морского порта в пределах 500 метров от береговой линии моря, относится к водоохранной зоне моря. Данное ограничение не позволяет строить специализированные комплексы для перевалки в морской транспорт вышеуказанных грузов в российских морских портах.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 65 Водного кодекса, предусматривающие исключение территорий морских портов из–под запрета на размещение в водоохранной зоне на территории морских портов аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия, но за пределами прибрежных защитных полос. При этом перечень портов, на территории которых допускается размещение специализированных хранилищ, будет утверждаться отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации.
С целью исключения отрицательного воздействия на качество водных ресурсов по причине хранения аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия в специализированных хранилищах, размещенных в водоохранных зонах морских портов, законопроектом предусмотрены нормы, вносящие изменения в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174–ФЗ «Об экологической экспертизе» и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия, планируемых к размещению в границах водоохранных зон на территориях морских портов.
Также законопроектом предлагается актуализировать статью 47 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» на предмет введения положения о том, что при эксплуатации и размещении специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия на территории морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
Законопроект направлен на обеспечение экономической безопасности и устойчивого развития экономики Российской Федерации в условиях беспрецедентных санкционных ограничений, геополитической нестабильности, а также на создание условий для строительства необходимой логистической инфраструктуры в Российской Федерации.