В Комитет Государственной думы по финансовому рынку поступил на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Законопроект подготовлен депутатом Госдумы Ярославом Ниловым в целях дополнительной защиты прав потерпевших, заключивших договор обязательного страхования, на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.
Как отмечается в пояснительной записке, в последние годы наблюдается тенденция роста количества водителей, не желающих приобретать полис ОСАГО. Первой причиной является растущая стоимость полисов. В 2011 году в среднем автовладельцы платили за полис ОСАГО 2659 руб., а по итогам первого полугодия 2022 года цена страховки уже достигла 6122 руб. В среднем премия за полис ОСАГО увеличивалась ежегодно на 7%.
Другой причиной является недостаточная защищенность владельцев полиса ОСАГО, пострадавших от тех или иных непредвиденных ситуаций на дороге или во дворах.
Во втором полугодии 2022 года общий уровень бесполисных транспортных средств на дорогах страны превысил 25%, а по некоторым данным и все 32%. Страховые аналитики констатируют, что такая тенденция будет лишь набирать обороты. Эту ситуацию можно изменить, расширив перечень страховых случаев.
В законопроекте речь идет о причинении вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, а также организаций коммунального комплекса. Автомобили часто повреждаются из–за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (ям и выбоин), неубранного снега, падения сосулек с крыш и не спиленных вовремя гнилых деревьев.
Согласно сложившейся практике даже в случае признания указанными органами и организациями своей вины в причинении вреда жизни, здоровью или имуществу автовладельцы вынуждены самостоятельно нести бремя по взысканию с них причиненного вреда в судебном порядке. Те дела, которые дошли до судов, тянутся месяцами, что создает излишнюю нагрузку на судебную систему. Анализ показывает, что среднее время рассмотрения подобных дел составляет почти 9 месяцев. А судебный спор не заканчивается судебным решением, судебное решение еще подлежит исполнить и довольно часто в принудительном порядке, и само исполнительное производство может затянуться на годы.
Многие автовладельцы в результате отказываются от защиты своих прав на возмещение причиненного вреда, что порождает среди них социальную напряженность и недоверие к органам власти.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком, который в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Таким образом, бремя взыскания с органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса перекладывается с пострадавшего, заключившего договор обязательного страхования, на его страховую компанию.
Принятие законопроекта значительно повысит уровень доверия к данному виду обязательного страхования, а также обеспечит дополнительную защищенность российских водителей. Принятие законопроекта не приведет к убыткам страховых компаний в связи с тем, что выплаченные пострадавшим компенсации в возмещение вреда в порядке регресса будут полностью возмещены страховой компании причинителем вреда.
Фото: freepik.com