В Госдуме состоялся «правительственный час» с генеральным директором – председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым.
Глава компании рассказал депутатам о перспективах развития железнодорожного транспорта.
«Несмотря на глобальные вызовы, пандемию, враждебные действия недружественных государств, долгосрочные цели достигнуты, задачи, поставленные президентом и правительством, выполнены», – заявил Олег Белозеров.
Глава компании подробно рассказал о состоянии и перспективах развития Российских железных дорог.
Российские железные дороги сегодня – это 85,6 тыс. км железнодорожных путей, 1260 вокзалов, 10 310 остановочных пунктов, свыше 17 тыс. платформ. Компания уверенно занимает ведущие позиции по ключевым показателям среди железных дорог мира, обеспечивает 85% грузооборота и 28% пассажирооборота всей транспортной системы РФ.
РЖД добились мирового лидерства в точности и безопасности движения поездов, занимают 1–е место по защите окружающей среды, энергоэффективности грузовых перевозок, безопасности движения, 2–е место – по грузообороту, 3–е место – по эксплуатационной длине, электрификации.
Доходы компании с 2018 года выросли в 1,5 раза и достигли 2610 млрд руб. в 2023 году. Объем инвестиций за 6 лет увеличился в 2,5 раза и составил 1232,8 млрд руб., объем приведенной работы вырос за 6 лет более чем на 10%.
За 20 лет с момента образования акционерного общества в 2003 году перевезены 23 млрд пассажиров. Ежедневно 3 млн человек используют железнодорожный транспорт. За этот же период перевезены более 25 млрд тонн грузов, ежедневная погрузка составляет 3,4 млн тонн.
Идет непрерывная работа по модернизации инфраструктуры. Совершенствуются подходы к портам. Провозная способность портов Северо–Западного бассейна по итогам 2023 года достигла 145,6 млн тонн, портов Азово–Черноморского бассейна – 125,1 млн тонн.
Выстраиваются международные транспортные коридоры. Провозная способность МТК «Север – Юг» по итогам 2023 года – 13,4 млн тонн.
Железнодорожная инфраструктура на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна будет обеспечивать провозную способность 125 млн тонн с ростом за 10 лет в два раза. К портам Северо–Запада – 145,6 млн тонн с увеличением на треть. На Восточном полигоне – 180 млн тонн с ростом в 1,7 раза.
В компании сформированы целевые ориентиры дальнейшего развития до 2030 года. Перевозки на Северо– Запад – 220 млн тонн, к портам Азово–Черноморского бассейна – 152 млн тонн, к Восточному полигону – 210 млн тонн, всего же в восточном направлении в 2023 году перевезены 288 млн тонн грузов, в 2030 году – 375 млн тонн.
Целевой ориентир путевого комплекса – поэтапный вывод инфраструктуры на нормативный уровень. Ежегодно ремонтируются
5 тыс. км путей, до 2030 года предполагается ремонт 40 тыс. км.
ВСМ Москва – Санкт–Петербург должна быть построена в течение 5 лет. Таким образом, будет создан новый отраслевой транспортно–эксплуатационный сегмент, обеспечивающий технологический суверенитет государства. Следующий этап – развитие высокоскоростного движения в сторону Екатеринбурга, Ростова–на–Дону, черноморского побережья, Минска.
ОАО «РЖД» разрабатывает новый отечественный подвижной состав, активно внедряет искусственный интеллект и квантовые коммуникации, развивает информационные технологии.
РЖД предлагает новые сервисы для пассажиров, людей с ограниченными возможностями здоровья, многодетных семей. В числе приоритетов – комфортные условия для маломобильных пассажиров. До 2030 года будут открыты специализированные залы на более чем 200 вокзалах, которые обслуживают свыше 70% маломобильных пассажиров.
За последние 10 лет внутрироссийские перевозки достигли максимума. В 2023 году перевезены 1 млрд 199,6 млн пассажиров (+5,7% к 2022 году). Из них в дальнем следовании – 122 млн человек (+12,7%) и в пригородном – 1077,6 млн человек (+4,9%). В том числе в летний период перевезены 14 млн пассажиров на курорты Северного Кавказа и Азово–Черноморского бассейна, в том числе 2 млн пассажиров в сообщении с Крымом.
Прогнозные оценки пассажиропотока показывают, что за 6 лет он увеличится на 100 млн человек. Пассажирский комплекс к 2030 году должен обеспечивать обслуживание и перевозку не менее 1 млрд 300 млн пассажиров в год.
Новый сегмент железнодорожных перевозок – туризм. За год маршрутная сеть выросла в 1,5 раза. Разработаны 55 туристических маршрутов в 45 регионах страны, перевезен почти 1 млн человек. Поставлена задача к 2030 году по объему услуг прирасти втрое – до 3 млн человек. Для этого необходимо принятие законодательных норм, регулирующих сферу железнодорожного туризма.
«Железная дорога вместе с другими видами транспорта предлагает оптимальную логистику. На смену цифровым процессам приходит искусственный интеллект, – подчеркнул Олег Белозеров. – Например, на Урале и в Поволжье реализуем пилотный проект онлайн–бесконтактной оплаты проезда с использованием геолокации. В восьми агломерациях действуют единые транспортные карты с городским общественным транспортом, в трех агломерациях существует возможность бесплатной пересадки».
Проект «Городская электричка» запущен в 17 городах с перспективой его реализации в Ярославле, Воронеже, Саратове, Иркутске, Улан–Удэ, Чите, Хабаровске.
«Выстраиваются транспортные связи между агломерациями. Уже в текущем году завершим проработку перспективных схем организации движения на основе МЦД с Ярославской, Тверской, Калужской и Владимирской областями», – поделился планами глава ОАО «РЖД».
В дальнем следовании количество отправленных пассажиров за 2023 год превысило уровень 2019 года почти на 5% и составило 122 млн человек. Это рекордный показатель за последние 15 лет.
В грузовых перевозках среднегодовые темпы роста объемов до 2030 года приняты на уровне более 2% в год, это почти +200 млн тонн к 2023 году.
По контейнерным перевозкам за 6 лет прирост составил более 11% ежегодно и вышел на рекордную цифру – 7,4 млн ДФЭ. К 2030 году планируется +30%, или 10 млн ДФЭ.
Программа обновления подвижного состава затронет около 1100 вагонов в год. Ежегодно на маршруты выходят новые модели вагонов. Компания поставила цель сократить средний возраста вагона с 12,5 до 10 лет.
В период 2022–2023 годов компания заместила более 70% используемой импортной продукции на отечественную. Например, в части дизельных двигателей достигнута практически 100%–ная локализация.
По инженерным специальностям партнерами ОАО «РЖД» являются 9 вузов, 52 колледжа–филиала, 160 региональных колледжей. Ежегодно в компанию трудоустраиваются 7 тыс. выпускников, активно используется целевое обучение – это 27 тыс. студентов.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев акцентировал внимание на проблеме пробок у железнодорожных переездов. «Считаю, что нужна специальная федеральная программа по решению проблем на железнодорожных переездах. Предлагаю предусмотреть необходимые денежные средства в рамках стратегии развития транспорта России на период 2025–2030 годов», – сказал депутат.
Также он предложил ужесточить контроль в части электрификации железных дорог, от чего напрямую зависит скорость перевозки грузов и пассажиров.
В заключение Олег Белозеров ответил на вопросы депутатов.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин высоко оценил уровень взаимодействия руководства РЖД с депутатским корпусом: «Нам необходимо со своей стороны делать все для оказания поддержки компании, ее развития, модернизации, учитывая роль, которую она играет в перевозках граждан, грузов, в развитии нашей страны».
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.