Утверждена концепция развития круизного туризма в России
Правительство РФ утвердило Концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. Увеличить количество морских и речных круизов в России и сделать такие путешествия более доступными и привлекательными для граждан – эти и другие задачи поставлены в Концепции развития круизного туризма, рассчитанной до 2024 года, отмечается в сообщении пресс–службы Правительства РФ. Концепция утверждена Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.
Реализация концепции будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (2022 год) предусматриваются формирование и реализация плана мероприятий (дорожной карты), включая анализ законодательной базы, разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений концепции, разработка и корректировка соответствующих государственных программ Российской Федерации с учетом основных направлений реализации концепции, а также создание маршрутов круизного туризма.
На втором этапе (2023–2024 годы) предусматриваются дальнейшее совершенствование мер поддержки развития круизного туризма, в том числе реализация скорректированных мероприятий утвержденной дорожной карты, а также анализ промежуточных итогов реализации концепции развития круизного туризма в Российской Федерации.
В рамках концепции предусмотрены развитие инфраструктуры круизного туризма и совершенствование мер господдержки предприятий, участвующих в ее создании.
Также в планах – расширять маршрутную сеть российских круизов, в том числе в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, создавать новые экскурсионные программы с посещением особо охраняемых природных территорий, развивать круизные направления, которые будут интересны не только взрослым, но и детям.
Согласно концепции к перспективным морским круизным маршрутам можно отнести: в Балтийском море – маршрут из Санкт–Петербурга с заходом в г. Пионерский Калининградской области, порты Прибалтийских стран и стран Скандинавии; в Дальневосточном регионе – маршрут из г. Владивостока на Курильские острова, остров Сахалин, полуостров Камчатка, Командорские и Шантарские острова, полуостров Чукотка, остров Врангеля, в Японию и другие страны Азиатско–Тихоокеанского региона; в Каспийском море – маршрут «Открытие Великого шелкового пути» – г. Баку (Азербайджан) – г. Бендер–Аббас (Иран) – г. Бендер–Энзели (Иран) – г. Ноушехр (Иран) – г. Туркменбаши (Туркменистан) – г. Актау (Казахстан) – г. Астрахань (Российская Федерация) – г. Махачкала (Российская Федерация) – г. Дербент (Российская Федерация) – г. Баку (Азербайджан); кольцевой маршрут из порта г. Сочи по водам пяти морей, включая Черное, Эгейское, Адриатическое, Ионическое и Мраморное моря, с заходами в г. Пирей и на остров Санторини (Греция), в г. Венецию (Италия), г. Стамбул (Турция), порты Румынии и Хорватии и возвращением в порт г. Сочи (Российская Федерация).
Перспективными являются круизные маршруты река – море. Суда смешанного плавания река – море дают возможность в одном круизе совершать путешествие по морям и внутренним водным путям без пересадок.
Развитие речных и озерных круизных маршрутов возможно с использованием причалов для приема круизных судов с отправлением из городов, расположенных на реке Волга (города Нижний Новгород, Казань, Самара) и реке Каме (города Набережные Челны, Пермь), а также по озеру Байкал, рекам Лене и Печоре.
Еще одна важная задача, обозначенная в концепции, – это подготовка кадров. В частности, планируется усовершенствовать образовательные программы в области круизной индустрии для студентов колледжей и вузов, а также создать площадки для их практического обучения на базе ведущих круизных компаний.
Концепция подготовлена в рамках Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года. План мероприятий по ее реализации будет разработан Ростуризмом и внесен в правительство до 1 июля 2022 года.