Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Флоту – масштабное обновление

 |  Официально

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам развития судостроительной промышленности

Открывая совещание, глава государства отметил, что стабильная, надежная работа судостроителей для увеличения объемов рыбного промысла, экспорта отечественных товаров и укрепления всей системы грузоперевозок, для загрузки смежных отраслей и развития профессионального инженерного образования в нашей стране значима и важна.

– В последнее время у российских судостроительных компаний возникли известные трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов. Причина известна: она в невыполнении зарубежными партнерами своих обязательств, причем ввиду чисто политических, конъюнктурных, сиюминутных соображений и причин, – сказал президент. – Обращаю внимание всех коллег, прежде всего в правительстве, но и, конечно, руководителей предприятий судостроения: нужно сделать все, чтобы обеспечить выполнение производственных программ, свести к минимуму влияние – ясно, что все свести к нулю невозможно, но к минимуму нужно свести влияние текущих негативных факторов, а также избежать их повторения в будущем.

В целом же подчеркну: ситуация в мире, как вы знаете, поведение наших западных партнеров вновь показали, что мы должны более активно развивать собственные компетенции в области судостроения. Я уже много раз говорил об этом. Все импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно. Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране. У России есть все необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.

По мнению президента, нужно дать ход инициативам российских судостроителей, их отечественных поставщиков и заказчиков, поддержать модернизацию наших верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на качественные современные суда, в том числе суда ледового класса для наращивания возможностей Северного морского пути и других наших арктических проектов. Все это необходимо для того, чтобы росла загрузка отечественных предприятий, создавались рабочие места в этой сложной, высокотехнологичной отрасли.

Что особенно важно, учитывая длительный цикл производства судов, – нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены. Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков: транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний. Именно их оценка является ключевым критерием работы всей отрасли.

С докладом на совещании выступил зампред Правительства РФ Денис Мантуров. Он отметил, что в последнее время большое внимание уделяется рыбопромысловым судам. Здесь идет совместная работа с Минсельхозом России, с Росрыболовством, используется механизм «квоты под киль». Сейчас на заводах в разной степени готовности находятся 70 судов для рыбодобывающей отрасли.

Активно строится ледокольный флот, который является одним из основных приоритетов. Уже сданы два 60–мегаваттных ледокола. Еще один будет спущен в этом году и два – после 2024 года.

– В целом загрузка мощностей отрасли сейчас достаточно высокая, – сказал Денис Мантуров. – На 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники. Плюсом к этому в собранной Минпромторгом России потребности государственных и частных заказчиков до 2035 года еще находятся более 700 судов разных типов, но пока далеко не по всем имеются технические характеристики, а также финансовое обеспечение и, соответственно, наличие твердых заказов.

Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учетом планируемых грузо– и пассажиропотоков. Это необходимо в первую очередь, чтобы четко рассчитывать стапельную загрузку. Поскольку это длительный цикл постройки, на нем также происходит удорожание. Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости.

В этой связи совместно с Минфином России принято решение о проведении аудита накопленной задолженности. Начнем с предприятий ОСК, и по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению.

Чтобы в будущем исключить подобные ситуации, я дал поручение Объединенной судостроительной корпорации не заключать контракты без получения независимой технико–экономической экспертизы. В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли в отношении как государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О промышленной политике» внесены в Государственную думу, прошли уже первое чтение, и ожидаем их принятия в начале осенней сессии.

По словам Дениса Мантурова, сегодня для обеспечения серийности и технологической независимости нужно верифицированное судовое оборудование, особенно с учетом необходимости замены из–за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства. На этом обожглись уже многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании, заказчики крупнотоннажных судов, которые предпочитали включать в проект импортные узлы, агрегаты даже при наличии отечественных аналогов на тот момент. Сегодня приходится перепроектировать многие суда, в том числе которые строятся.

– Сейчас самым, наверное, независимым в технологическом плане является сегмент ледокольного флота, и мы будем стремиться к этому по всем другим направлениям, – сказал зампред правительства. – Мы определили критические позиции в части узлов, агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию.

Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года необходимо также модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий. В предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учетом того, что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все расчеты.

Также для масштабного обновления флота требуется серьезная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Он сегодня работает эффективно, и, собственно, это основной двигатель тех заказов, которые есть, – подчеркнул Денис Мантуров.

Также с докладами на совещании выступили глава ОСК Алексей Рахманов, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие.

В заключение Президент России выразил надежду, что все задачи, стоящие перед судостроительной отраслью, будут выполнены.

Подготовил Юрий НИКИТСКИЙ



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться