Состоялось второе заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ в новом составе
Участие в заседании приняли статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, представители профильных департаментов министерства, члены Общественного совета.
Заместитель директора Департамента экономики и проектов Минтранса России Андрей Бахаев проинформировал членов Общественного совета о мерах по повышению устойчивости транспортной отрасли в условиях санкций. По линии Минтранса России предусмотрены 24 меры поддержки, из которых исполнена 21.
В частности, речь идет о поддержке авиационных перевозчиков. 100 млрд руб. выделено российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям, 19,5 млрд руб. – на возврат денежных средств по отмененным рейсам, 2,9 млрд руб. – на грузовые авиаперевозки, 5,5 млрд руб. – на частичное возмещение операционных расходов в период временного ограничения полетов в аэропорты юга и центральной части России.
По словам Андрея Бахаева, в настоящее время решается вопрос о продлении действующих мер поддержки транспортной отрасли на 2023 год. Ожидается, что шесть мер будут продлены.
В октябре на площадке Госдумы пройдут парламентские слушания, посвященные проблемам городского общественного транспорта. Неслучайно на Общественный совет был вынесен вопрос о состоянии городского общественного транспорта в регионах РФ и мерах по его обновлению. Доклад на эту тему сделал директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Сергей Семенов.
«Развитие общественного транспорта – особая социальная задача, – подчеркнул Сергей Семенов. – На долю общественного наземного транспорта приходятся 72% пассажирских перевозок в стране, в городах общественным транспортом пользуются не менее половины жителей».
Основной акцент сделан на то, чтобы увеличить долю поездок на общественном транспорте, повысить его привлекательность. В противном случае, как говорят эксперты, к 2030 году скорость общественного транспорта упадет до критических величин – 7 км/ч, движение в агломерациях просто встанет.
В Транспортной стратегии предполагается увеличение доли поездок на общественном транспорте в городах с 54% до 69%.
Сергей Семенов проинформировал о мероприятиях, которые реализуются в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта».
Среди них – обновление подвижного состава с применением механизма лизинга в АО «ГТЛК» и субсидированием из федерального бюджета до 60% стоимости транспортного средства. В стадии обсуждения – проект по обновлению подвижного состава с привлечением средств ФНБ в целях снижения ставки лизинга.
Также предполагается комплексное развитие городского электрического транспорта и инфраструктуры для «городских электричек».
Закупка общественного транспорта будет осуществляться также по линии других министерств в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и госпрограммы «Социально–экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
«Минтранс будет и дальше продолжать эту работу. Мы должны искать новые подходы, в том числе и в плане финансирования, привлекать внебюджетные источники, так как покрыть всю потребность из бюджета не представляется возможным», – сказал Сергей Семенов.
Одобрено проведение научно–исследовательских работ по обновлению общественного транспорта. Цель: сделать научный анализ парка подвижного состава, понять ретроспективу, найти новые подходы к обновлению, распределению федеральной поддержки, привлечению внебюджетных средств. И в этом еще на стадии получения промежуточных результатов большую помощь может оказать Общественный совет, чтобы на выходе получить более эффективную модель, резюмировал Сергей Семенов.
На Общественный совет также возложены дополнительные функции по экспертной оценке федеральных проектов, которые не входят в состав национальных проектов – структурных элементов государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В частности, профильные комиссии рассмотрят и дадут заключение на паспорт федерального проекта «Информационно–аналитическое и научное обеспечение развития транспортной системы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», подготовят предложения ко второму чтению проекта федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Говоря о проблемах развития мультимодальной пассажирской мобильности, статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев подчеркнул: «Без взаимодействия с общественностью на всех уровнях этот законопроект не стал бы реальным инструментарием для координации всех видов транспорта».
Он рассказал о подготовке плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2023 год и совместном заседании Общественного совета и Совета по законотворчеству, которое планируется провести в рамках Транспортной недели – 2023. «Мы хотим в этом году начать предварительное обсуждение с членами Общественного совета ключевых законодательных инициатив. Для нас важно выслушать мнение экспертов, представителей общественных объединений по всем видам транспорта, чтобы принять финальные предложения в сфере законодательства на 2023 год», – заключил Дмитрий Зверев.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»