Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ключевой фактор экономической стабильности

 |  Официально

В верхней палате парламента состоялся «Открытый диалог» с главой Минтранса России Виталием Савельевым

Участники обсудили проблемы и перспективы создания транспортно–логистических коридоров, необходимых для обеспечения движения товаров в новых экономических условиях, повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры для переориентации транспортных потоков.

«В условиях санкционного давления на Россию транспортный комплекс выступает одним из ключевых факторов сохранения экономической стабильности, дальнейшего развития страны, –

подчеркнула председатель СФ Валентина Матвиенко. – Перед отраслью стоит ряд стратегических масштабных задач: развитие международных транспортных коридоров, Восточного полигона РЖД, переориентация логистических цепочек на восток, а также развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и дополнительных подъездных путей».

Безусловным приоритетом является обеспечение транспортной доступности новых субъектов РФ – народных республик Донбасса (ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областей. «Новые регионы должны быть полностью интегрированы в транспортную систему РФ, это касается всех видов транспорта. Со своей стороны СФ готов оказать необходимое содействие, в том числе в части совершенствования действующего законодательства», – заверила Валентина Матвиенко.

Виталий Савельев напомнил, что санкции недружественных государств привели к сбоям в цепочках поставок из–за обрыва транспортных связей, закрытия существующих транспортных коридоров, наземных, воздушных, морских путей. Причем эти сбои затронули не только российские предприятия, но также иностранные компании, работающие на территории России и зависящие от поставок товаров.

Уход крупнейших западных логистических сервисов из России привел к тому, что у российских перевозчиков и транспортных холдингов, осуществляющих мультимодальные перевозки, появилась уникальная возможность занять эту нишу. «По истечении 8 месяцев с начала введения пакета санкций мы видим активное формирование новых контуров цепочек поставок в российской экономике в рамках транспортно–логистических коридоров в восточном и южном направлениях, – заявил министр транспорта. – Стабилизация ситуации хорошо заметна на примере грузооборота морских портов России. За январь – сентябрь 2022 года грузооборот составил свыше 619 млн тонн, что сопоставимо с аналогичным периодом прошлого года. При этом мы наблюдаем рост погрузки на железной дороге в первую очередь несырьевых грузов через порты Дальнего Востока. По итогам 9 месяцев 2022 года перевалка контейнеров в портах Дальнего Востока увеличилась на 7%, в том числе экспорт вырос на 18,5%».

В целях стабилизации работы отрасли и транспортной составляющей логистики в Минтрансе создан штаб, работающий в ежедневном режиме, рассмотрены более 3300 обращений, организована работа региональных штабов, которые помогают переориентировать логистику в новых условиях.

По словам Виталия Савельева, приоритетная задача на долгосрочный период – снятие инфраструктурных ограничений для логистики перевозок с тем, чтобы инфраструктурный каркас страны соответствовал новой географии и торговле, ее объемам и номенклатуре.

Минтранс совместно с Минэкономразвития полтора года ведет проблематику международных транспортных коридоров: МТК «Север – Юг», коридоров Черноморо–Азовского бассейна и восточных направлений. МТК «Север – Юг» включает три маршрута: западный – через Азербайджан, транскаспийский – по морю, восточный – через Казахстан и Туркменистан, где ОАО «РЖД» запустило тестовые контейнерные поезда.

За прошлый год по МТК «Север – Юг» прошли порядка 15 млн тонн грузов. В перспективе ожидается как минимум удвоение этих объемов на фоне роста торгово–экономического сотрудничества со странами региона и транзита грузов на Ближний Восток и в Индию. На этом направлении было обеспечено финансирование мероприятий по проектированию и реконструкции автомобильных пунктов пропуска на российско–азербайджанской границе, предусмотрены работы по строительству обходов городов Махачкала, Дербент, Астрахань, Хасавюрт. Работы планируется завершить до 2028 года.

С целью повышения качества железнодорожного сообщения запланирована реконструкция пункта пропуска Дербент, его провозная способность составит 15 млн тонн после ввода в эксплуатацию в 2026 году.

В следующем году будут завершены дноуглубительные работы в Волго–Каспийском судоходном канале, что обеспечит габариты судового хода для прохода судов с осадкой 4,5 м.

На Азово–Черноморском направлении уже достигнута провозная способность в 125 млн тонн. Здесь планируются расшивка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам и развитие терминальной инфраструктуры. Из портов региона запущены новые сервисы в Индию, на Ближний Восток. Минтранс содействует российским компаниям в развитии инфраструктуры для организации перевозок и обеспечении паромных перевозок между Россией и Турцией.

Восточный коридор в направлении Китая включает железнодорожное сообщение с выходом на морские порты Дальневосточного бассейна, железнодорожное сообщение через Казахстан в Китай, сообщение через сухопутные пункты пропуска Россия – Китай и Россия – Монголия – Китай.

Роль восточного направления в текущей ситуации сильно возрастает. Основными артериями, обеспечивающими его функционирование, являются железнодорожные магистрали БАМ и Транссиб. Ведется работа по увеличению совокупной провозной способности БАМа, Восточного полигона к 2024 году до 180 млн тонн. «Многое здесь зависит от снятия ковидных ограничений с китайской стороны, – сказал Виталий Савельев. – На текущий момент работают 16 пунктов пропуска из 19 действующих.

Министр транспорта акцентировал внимание на вопросе обустройства пунктов пропуска через государственную границу. В настоящее время в РФ действуют 314 пунктов пропуска. До конца 2027 года за счет средств федерального бюджета будут проведены реконструкция и техническое перевооружение 84 пунктов пропуска, которые обеспечивают около 80% оборота грузов. В этой сфере еще многое предстоит сделать, в том числе по совершенствованию нормативно–правового регулирования.

В состав РФ 5 октября 2022 года вошли ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Территории новых субъектов превышают 100 тыс. кв. км, включая 70 крупных административных районов, численность проживающего населения – порядка 8 млн человек. В новых субъектах расположены крупные добывающие, производственные и сельскохозяйственные предприятия, производящие десятки миллионов тонн продукции, которая станет дополнительной грузовой базой для транспортной инфраструктуры РФ. «Нам предстоит большая работа по анализу изменений движения грузов и пассажиров с учетом стоящих задач по развитию экономики и повышения качества жизни людей на этих территориях. Имеющаяся и будущая инфраструктура новых субъектов создаст также новые возможности для развития транспортных связей и установления новых транспортных коридоров на юге страны», – заключил министр.

В ходе оживленной дискуссии Виталий Савельев ответил на вопросы сенаторов, которые касались ремонта и реконструкции автомобильных дорог, развития железнодорожного сообщения, аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, городского общественного транспорта.

Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов предложил создать при СФ координационный орган по транспортной тематике, который взял бы на себя функцию отстаивания интересов субъектов на федеральном уровне.

Татьяна ПАВЛОВА


просмотры:

1362

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться