Наша страна неуклонно укрепляет свой ледокольный потенциал
Президент России Владимир Путин по видео–конференц–связи принял участие в церемониях поднятия российского флага на универсальном атомном ледоколе «Урал» проекта 22220 и спуска на воду атомного ледокола того же проекта «Якутия». В торжественных церемониях, которые состоялись на АО «Балтийский завод», приняли участие вице–премьеры Денис Мантуров и Виктория Абрамченко, генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов, заместитель гендиректора ГК «Росатом» Вячеслав Рукша.
Морскую транспортную отрасль на церемонии представляли руководитель АМП Балтийского моря Петр Паринов и капитан морского порта Большой порт Санкт–Петербург Александр Волков.
Глава государства поздравил корабелов, атомщиков, всех специалистов, которые принимали участие в создании уникальных высокотехнологичных судов. Он отметил, что оба ледокола заложены в рамках большого серийного проекта и являются частью масштабной системной работы по переоснащению и пополнению отечественного ледокольного флота, укреплению статуса России как великой арктической державы.
– Отмечу, что первые два ледокола этой серии – «Арктика» и «Сибирь» – уже несут службу, уже работают и своей работой на труднейших участках и сложных маршрутах они на практике подтвердили надежность и эффективность, свои высочайшие характеристики, – сказал президент.
По планам, ледокол «Урал» приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а ледокол «Якутия» должен быть передан флоту в конце 2024 года. Сдача еще одного ледокола этой же серии – «Чукотка» – намечена на 2026 год. Кроме того, в 2027 году на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке должно завершиться строительство сверхмощного атомного ледокола «Россия» – это действительно сверхмощный ледокол, примеров в мире этому нет.
Глава государства подчеркнул, что суда такого высокого ледового класса имеют для страны стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, увеличения перевозок по Северному морскому пути. Развитие этого важнейшего транспортного коридора позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго–Восточную Азию.
– Мы открыты для сотрудничества с нашими партнерами, с теми, кто хочет работать с Россией, – заявил президент. – Уверен, все задуманное, несмотря на текущие сложности, мы обязательно претворим в жизнь. Для этого будем наращивать возможности нашего атомного ледокольного флота, и, что принципиально, делать это надо за счет использования российских разработок и производственных мощностей, с применением отечественного оборудования и комплектующих. Так на самом деле оно и происходит.
Универсальные атомные ледоколы «Урал» и «Якутия», второй и третий серийные атомные ледоколы проекта 22220 мощностью 60 МВт, строят для обновления единственной в мире атомной ледокольной флотилии, которой располагает Россия, представители серии самых мощных в мире на сегодняшний день ледоколов. Смело можно говорить без прилагательного «атомных», поскольку Россия – единственная страна в мире, которая проектирует, строит и успешно эксплуатирует атомные ледоколы в проектах изучения и освоения Арктики и навигации по Севморпути.
* * *
Наша страна – абсолютный мировой лидер в сфере морских ледовых транспортных технологий и последовательно наращивает свое мирное доминирование в Арктике. Так, атомные ледоколы Росатомфлота работают на трассах Севморпути и в акватории арктических портов вместе со своими конвенциональными «собратьями» – ледоколами ФГУП «Росморпорт», группировка которых также крупнейшая в мире – 34 ледокола различной мощности.
Юрий ПОЛИКАРПОВ