Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами кабинета министров
Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко доложила о реализации федерального проекта по переходу к экономике замкнутого цикла и о подготовке строительства экотехнопарков для переработки вторсырья.
Министр транспорта Виталий Савельев рассказал о ситуации с внутренними и международными авиаперевозками, программе субсидирования гражданской авиации и развитии Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Министр экономического развития Максим Решетников информировал участников совещания о выполнении национального проекта «Производительность труда», в том числе доложил о работе Федерального центра компетенций.
С докладами по основному вопросу встречи – о зарплатах отдельных категорий работников бюджетной сферы, обозначенных Указом 2012 года, – выступили Министр труда и социальной защиты Антон Котяков и губернатор Челябинской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер.
Выдержки из стенограммы совещания, опубликованной на сайте Кремля:
В.Путин: Виталий Геннадьевич, мы в этом году 172 миллиарда – приличные деньги очень – направили на поддержку субсидирования гражданской авиации, на ряд программ. Как эти деньги освоены и каковы результаты? Как на тарифах отражается, что происходит, особенно по тарифу экономкласса?
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
На самом деле Вы абсолютно правы, в этом году гражданской авиации России была выделена беспрецедентная сумма в размере 172 миллиардов рублей. Из указанного объема средств поддержки 100 миллиардов приходится на субсидирование внутренних воздушных перевозок, а более 27 миллиардов направляем на традиционные программы субсидирования региональных перевозок, перевозок наименее социально защищенных категорий граждан и субсидирование нашей дальневосточной компании «Аврора».
На компенсацию стоимости возвращенных пассажирами билетов мы с Вами предусмотрели 19,5 миллиарда рублей из этой суммы. Также на поддержку Госкорпорации по организации воздушного движения мы окажем помощь в объеме 15 миллиарда рублей. Более 7,5 миллиарда предоставим 11-ти закрытым аэропортам Юга, и 2,9 миллиарда рублей – поддержим по итогам года грузовых авиаперевозчиков.
Я чуть-чуть подробнее остановлюсь на реализации данных программ и данных объемов субсидий. Наиболее существенный объем финансирования в размере 100 миллиардов был направлен, как я сказал, на цели субсидирования внутренних перевозок, из которых мы на текущий момент выплатили уже 96 миллиардов.
С учетом этой меры поддержки мы планировали перевезти по результатам года 100 миллионов пассажиров. Хочу напомнить, мы хотели 90 миллионов пассажиров перевезти по внутренним воздушным линиям, и 10 миллионов пассажиров мы планировали перевезти по международным воздушным линиям.
По оперативной информации, на сегодня российскими авиакомпаниями с начала года уже перевезено 87 миллионов человек, из которых 71,4 миллиона – это внутри страны, и 15,7 миллиона – это на международных линиях.
Международный пассажирский трафик нам обеспечивают 15 российских авиакомпаний. Они летают в 22 зарубежные страны. К нам летает 51 иностранная компания из 25 зарубежных стран, что тоже очень важно, увеличение произошло.
С учетом пролонгации режима закрытия аэропортов Юга России мы планируем перевезти в текущем году примерно 94–96 миллионов пассажиров. Это порядка 80 миллионов пассажиров внутренней воздушной линии и 16 миллионов – международной воздушной линии. Это произошло вследствие закрытия 11 южных аэропортов, которые, если бы были открыты, смогли дополнительно перевезти около 19 миллионов пассажиров, что происходит практически ежегодно, и наш результат тогда был бы примерно на 2–4 миллиона человек лучше, чем результат 2021 года, когда – я напомню – мы перевезли 111 миллионов пассажиров.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за принятое 25 июля этого года на совещании с членами Правительства решение о продлении поддержки авиаперевозчиков на низкий сезон перевозок. Мы сейчас работаем в низком сезоне, он будет длиться с ноября текущего года по конец марта 2023 года.
В целях поддержки авиаперевозчиков, как я уже упомянул, также была утверждена программа компенсации стоимости возвращенных пассажирских билетов. Объем поддержки составил 19,5 миллиарда рублей, и он сегодня уже исполнен в полном объеме.
Мы также продолжаем оказывать поддержку временно закрытым аэропортам. На эти цели уже выделено 7,5 миллиарда рублей. Возмещению подлежат операционные расходы за период с марта по ноябрь текущего года.
В условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления впервые государственная поддержка потребовалась и нашим грузовым авиаперевозчикам. На эти цели было выделено порядка 2,9 миллиарда рублей, и мы исполнили это в полном объеме – 100 процентов.
Принятые меры поддержки позволили также стабилизировать деятельность единственного поставщика услуг аэронавигационного обслуживания в России – это Госкорпорация по организации воздушного движения, доходы которой существенно сократились ввиду отсутствия полетов зарубежных авиакомпаний. Объем субсидии составил 15 миллиардов рублей, из которых исполнено на сегодня 13,5 миллиарда рублей.
Минтрансом продолжается реализация трех традиционных программ субсидирования авиаперевозок. Уже выплачено 22 миллиарда рублей из запланированных 27,1 миллиарда рублей.
Данные меры поддержки позволят обеспечить перевозку по льготному тарифу до 5 миллионов пассажиров в этом году. Это программы по Дальнему Востоку – постановление № 215, постановление № 1242, и постановление № 1172 – это по авиакомпании «Аврора».
В результате реализации мер поддержки в текущем году средний уровень тарифов, по данным Федеральной антимонопольной службы на 10 ноября – мы специально запросили, сделали замер, – остался на уровне последних двух лет и сократился на 6,5 процента относительно уровня 2019 года.
Благодаря субсидированию у нас отсутствовал всплеск стоимости билетов в летний период, несмотря на повышение операционных расходов авиакомпаний. Например, стоимость авиационного керосина у нас в текущем году по сравнению с 2021-м выросла более чем на 45 процентов, а керосин в стоимости билетов «сидит» более чем на 30 процентов.
Также мы не реагировали на инфляцию. По оценкам крупнейших авиакомпаний – мы также проводили опрос, – если бы не было субсидирования, то уровень полетов сократился бы примерно на 20–25 процентов в соответствии с сокращением числа также перевезенных пассажиров.
Я Вам приводил пример летом, когда мы говорили, как мы летали в Петербург до 65 рейсов в сутки. Это делали все авиакомпании вместе с группой «Аэрофлот». Сегодня ситуация также динамично развивается, несмотря на низкий сезон, и группа «Аэрофлот» летает сегодня в Петербург 28 рейсов в день, остальные компании также поддерживают. Полеты между Санкт-Петербургом и Москвой, а также Москва – Сочи, Москва – Минеральные Воды, Калининград, Махачкала, Казань, Екатеринбург, Владивосток и ряд других городов, все это востребовано и продолжает действовать.
В высокий сезон перевозок средний тариф экономкласса, о чем Вы спрашивали, на внутренних авиалиниях был снижен. На конец июня по данным, которыми я располагаю, его размер сократился на 10 процентов к уровню прошлого года, в июле – на 6 процентов и в августе – на 2 процента.
В завершение хочу сказать, уважаемый Владимир Владимирович, за счет той поддержки, которая была оказана отрасли гражданской авиации в текущем году, нам удалось сохранить доступность авиаперевозок, мобильность населения и транспортную связанность страны.
В следующем году Россия будет праздновать 100-летие гражданской авиации, и к этому рубежу мы подойдем благодаря Вам, Владимир Владимирович, с сохраненным [воздушным] флотом, что самое главное. Это решение, мне кажется, было основой и заделом для всех нас, чтобы мы сегодня могли сохранить персонал и видеть положительную динамику по пассажироперевозкам.
Все, что зависит от гражданской авиации в нашей стране, мы выполним.
Спасибо за внимание. Доклад закончил.
В.Путин: Виталий Геннадьевич, мы летом договаривались уделить особое внимание и Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу. Как там работа идет? Ведь там все-таки самое главное – это дноуглубление до 4,5 метров, по-моему, на всем протяжении, чтобы суда могли ходить с такой осадкой. Как ситуация?
В.Савельев: Абсолютно верно, Владимир Владимирович.
Волго-Каспийский судоходный канал – это важнейший элемент инфраструктуры на нашем Транскаспийском маршруте. Он входит составной частью в наш огромный логистический коридор «Север – Юг», который мы собираемся использовать в полном объеме. В течение длительного времени (строительство этого канала было начато в конце XIX века и в конце XX века было продолжено) он увеличился по длине с 33 километров до 188.
Сегодня мы, конечно, уделяем пристальное внимание обновлению этого объекта, потому что поддержание проходной осадки судов не менее 4,5 метров – это та задача, которую мы обязаны решить, чтобы обеспечить нормальное судоходство в этом канале.
Отмечу, что эта задача выполняется в условиях устойчивого снижения Каспийского моря. К сожалению, за последние минувшие 20 лет уровень моря упал на 1,5 метра. Это существенное падение. И вот целью работ является обеспечение возможности развития морских российских портов. Их три на Каспии: это Астрахань, Оля и Махачкала. Суммарная мощность портов – 19 миллионов тонн. Сегодня, слава богу, у нас есть большой задел, они используются пока примерно на 28–30 процентов своей мощности, но узким местом является как раз вот этот канал.
В текущем году силами Минтранса будет выполнено дноуглубление. Хочу сказать, что мы впервые освоим объем 5 миллионов кубических метров. Это кратно превышает объемы предыдущих лет. Например, в прошлом году мы там за год извлекали 2,5–3 миллиона кубов. И по итогам 2022 года мы собираемся достигнуть проходной осадки 4,2 метра. Напомню, что в прошлом году с учетом колебаний Каспийского моря у нас суда фактически ходили с осадкой 3,5 метра, что существенно затрудняло судоходство в данном районе.
Для выполнения этого объема работ мы привлекли беспрецедентное количество дноуглубительного флота. Сейчас работает 28 единиц техники, включая 12 земснарядов различных типов. Мы их привлекли из различных морских и речных бассейнов Черного моря, Азова, Средней Волги, Волго-Балта, Камы. Созданы условия для круглосуточной работы экипажей.
На 2023 год перед нами стоит не менее важная работа – провести извлечение грунта в объеме не менее 12 миллионов кубометров. Этот объем будет уточнен весной по итогам контрольных промеров с учетом весенних паводков. Я хочу особо подчеркнуть, что все работы проводятся с проведением экспертиз, с соблюдением экологических требований.
В части финансирования работ, в общем-то, существенные деньги также понадобились в этом году. Работы оплачивает наш федеральный ФГУП «Росморпорт» – это 1,6 миллиарда рублей. Госбюджет на следующий год нам выделил 2,5 миллиарда рублей. 3,1 миллиарда рублей мы возьмем за счет инвестиционной программы. Это портовый сбор, это будет внебюджетный источник, но это также будет Росморпорт. В объеме 7,5 миллиарда рублей мы должны будем понести затраты, чтобы выполнить в полном объеме дноуглубление.
Конкурс на выполнение работ будет завершен до конца текущего года. Мы привлекаем также компании из прикаспийских государств – кто имеет желание, мы открыты для проведения, для участия в конкурсе.
Кроме того, нами ведется сейчас строительство защитных дамб и разгрузочных каналов, что очень важно. Создание этих сооружений позволит меньше заиливать фарватеры, и тогда нам не придется так часто производить дноуглубление в будущем.
Все изложенные мероприятия позволят обеспечить возможность работы судов с осадкой 4,5 метра к концу 2023 года и сохранения отдельных участков одностороннего движения. Это допустимо, так работает ситуация. Но если будет увеличение грузов, и мы это увидим, то мы также проведем дополнительные работы и тогда сделаем полностью судоходный канал уже с двусторонним движением при необходимости.
Поэтому, Владимир Владимирович, пока все ведется в плане, и мы надеемся, что те задачи, которые перед нами поставлены, мы выполним.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Да, там есть ещё пара элементов. Это порт Оля. Мы хотели включить его в состав особых экономических зон и подумать о его развитии, ведь на Каспии, Вы это знаете, конкуренция увеличивается, и наши соседи, дай им бог здоровья, хорошо работают на самом деле, и свои портовые сооружения они развивают очень активно, реально создают конкуренцию, работают хорошо.
В этой связи нам, конечно, нужно уделить этому особое внимание. У нас что здесь происходит, что-то мы делаем в этом направлении?
В.Савельев: Да, мы в этом направлении, безусловно, работаем. Мы должны будем передать в общей сложности 12 причалов, из которых два причала уже работают в особой экономической зоне порта Оля. Курирует особую экономическую зону Министерство экономического развития.
Мы свои четыре причала, которые принадлежат «Росморпорту», также передаём. Мы дали, подписали своё согласие Минэкономразвития. Оставшиеся восемь причалов ‒ это причалы, которые принадлежат частному бизнесу, мы также договорились о том, что они примут участие в свободной экономической зоне.
Поэтому, я думаю, в следующем году у нас есть все основания на реализацию и на увеличение свободной экономической зоны при участии всех партнёров.
В.Путин: Максим Геннадьевич?
М.Решетников: Да, Владимир Владимирович, ещё в 2020 году по Вашему поручению было как раз принято решение по созданию особой экономической зоны «Оля», и мы начали строительство, выделили деньги на строительство восьмого и девятого причалов.
Там действительно шла разработка проектной документации. Оператором является особая экономическая зона, которую контролирует регион. Сейчас документация разработана, приступают к работам на этом восьмом и девятом причалах.
Но это только первая очередь особой экономической зоны, потому что там в проектировании достаточно большой портовый район ещё заложен. Поэтому решение о дальнейшем финансировании мы договорились принять по завершении первого этапа, то есть, скорее всего, надо будет в 2023 году уже в бюджете на 2024‒2026 годы на это закладывать средства.
Но сейчас работы идут. Там действительно есть определённая сдвижка «вправо», с проектированием подзатянулось чуть-чуть, но в целом идут в графике, поэтому портовые мощности там развиваются.
Очень важно то решение, которое было принято по углублению канала, то, о чём сказал Виталий Геннадьевич, потому что без этого понятно, что портовая зона не заработает.
Владимир Владимирович, согласны с Вашей оценкой. Действительно, прикаспийские страны очень активно развиваются, и это заставляет нас двигаться быстрее. Мы здесь нагоняем, скорее, только.
В.Путин: Ладно, хорошо.
Игорь Юрьевич, есть что добавить?
И.Бабушкин: Да, Владимир Владимирович. Спасибо большое.
Действительно, благодаря Вашему поручению сегодня активно ведутся работы по дноуглублению Волго-Каспийского канала. Мы отмечаем значительное увеличение количества дноуглубительного флота. В следующем году потребуется ещё дополнительно.
Хочу отметить, что на наших судостроительных предприятиях сегодня ведутся работы по созданию таких судов, которые проводят дноуглубительные работы. Четыре земснаряда на заводе «Лотос» по заказу «Росморречфлота» сегодня изготавливается, и один земснаряд ‒ для «Росморпорта».
Что касается особой экономической зоны: как сказал Максим Геннадьевич, мы действительно проводим работы, сегодня сформировали проект создания портовой зоны в особой экономической зоне. Сейчас проект проходит экспертизу в Главгосэкспертизе, экологическую экспертизу. Уверен, что мы в первом квартале заключим контракт на последующее обустройство.
Также мы проводим работы по расширению особой экономической зоны – по Вашему поручению. Сегодня получили согласие от собственника ‒ «Росморречфлота», на четыре причала, которые включим, подадим заявку в Минэкономразвития на включение в особую экономическую зону, и ведём работу с частным владельцем причалов, для того чтобы и на эту территорию расширить зону.
В целом проблем никаких не вижу, мы в графике, как Максим Геннадьевич отметил, и готовы будем в следующем году полноценно уже рассчитывать на увеличение портовых мощностей особой экономической зоны.
В.Путин: А здание морского вокзала в Астрахани?
И.Бабушкин: Мы активно, Владимир Владимирович, работаем. Опять же спасибо Вам большое за поддержку.
Мы сегодня с «Росморпортом» активно взаимодействуем. Проект технического задания на проектирование подготовлен. Проект будем формировать на 2023‒2024 годы со сроками строительства в 2025‒2027 годах.
Уверен, что сможем в эти сроки построить это здание. В условиях того, что сегодня идёт значительное привлечение туристов по маршруту по Волге, мы очень рассчитываем, что запуск туристического лайнера «Пётр Великий» поспособствует организации развития круизного сообщения по Каспию. И рассчитываем, что в последующем периоде нам удастся значительно привлечь туристов в объёме 350 заходов судов в год в порт Астрахани.
Поэтому ситуация сегодня ‒ нам понятно, как она развивается. Рассчитываем, что за 2025‒2027 годы мы построим здание морского вокзала. А дальше в соответствии с теми программами круизного сообщения, которые сегодня реализуются у нас в стране, в партнёрстве с нашими прикаспийскими соседями это позволит нам значительно нарастить объём туристов по Волго-Каспийскому каналу.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Источник: kremlin.ru
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.