В верхней палате парламента обсудили вопросы достижения технологического суверенитета.
На «правительственном часе» в Совете Федерации заместитель Председателя Правительства РФ – министр промышленности и торговли Денис Мантуров проинформировал сенаторов о развитии промышленности и обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации.
Денис Мантуров рассказал о подходах к повышению независимости и конкурентоспособности российской промышленности. Он напомнил, что старт программы импортозамещения был дан в 2015 году в ответ на первый пакет санкций. Были реализованы более тысячи новых проектов, за счет чего в период с 2014 по 2021 год рост производства составил 24,5%.
«Наработанный запас прочности в сочетании с оперативными мерами правительства позволили промышленности достаточно быстро адаптироваться к новым экономическим реалиям, что подтверждает восстановительный рост производства, который начался в июне и непрерывно продолжается уже 10–й месяц», – подчеркнул Денис Мантуров.
Это позволило акцентироваться на задаче достижения технологического суверенитета. С этой целью была произведена донастройка существующих инструментов поддержки, охватывающих все этапы создания новой продукции. В частности, были упрощены условия софинансирования НИОКР, развернуты проекты обратного инжиниринга, под освоение производства критических комплектующих запущены три новые программы Фонда развития промышленности.
Кроме того, выросла поддержка регионов: в 2022 году удвоена компенсация затрат субъектов Федерации на развитие индустриальных парков и промышленных технопарков, по совместным программам Фонда развития промышленности с региональными фондами в 2,5 раза увеличено государственное плечо.
Федеральные меры поддержки были дополнены новыми механизмами. Благодаря программе промышленной ипотеки бизнес приобрел на льготных условиях 38 готовых производственных площадок.
Еще один главный инструмент поддержки ключевых проектов развития – кластерная инвестиционная платформа. В проработке в высокой степени готовности находятся 46 проектов на 1,2 трлн руб.
Эти механизмы носят системный характер, при этом с точки зрения технологического суверенитета ключевая роль отводится отраслям, от которых зависят практически все секторы промышленности.
Первое такое сквозное направление – это электроника. Стратегическая задача – преодоление зависимости от иностранных технологий по всей цепочке создания электронной продукции. Только за прошлый год был освоен выпуск более чем тысячи продуктов электроники. К 2030 году доля российской продукции на внутреннем рынке должна составить не менее 70%.
По производству композитов Россия входит в число мировых лидеров.
Переходя к участию промышленности в построении инфраструктурной безопасности, Денис Мантуров коснулся задачи повышения экономической связанности страны: «Самый острый вопрос – обеспечение гражданской авиации отечественными самолетами. Наши предприятия решают уникальную для мирового авиастроения задачу: мы должны в 2025 году поставить на маршруты шесть разных моделей полностью отечественных самолетов различных классов, с российской бортовой электроникой, композитными материалами и, самое главное, с нашими двигателями. В рынок последовательно выйдут русифицированные Superjet и MС–21, а также Ил–114–300, «Ладога» на 44 места и девятиместный самолет «Байкал». Совокупно за три года эксплуатантам будут поставлены порядка 120 самолетов, более половины из них – это магистральные лайнеры. Для их производства задействуем лизинговую схему с использованием средств Фонда национального благосостояния».
Тот же механизм предусмотрен для строительства до 2027 года 260 новых судов водного транспорта. Эта программа обеспечит дальнейшее развитие пассажирского флота. К постройке запланированы более 70 современных комфортабельных судов на подводных крыльях, электрических речных автобусов и круизных катамаранов.
В условиях санкций особое значение приобретает строительство грузовых судов различного назначения и дедвейта. В рамках проекта льготного лизинга планируется построить до 2027 года порядка 150 танкеров, зерновозов, контейнеровозов, барж, буксиров и сухогрузов, в том числе арктического класса. Это будет способствовать переориентации экспортных потоков через акватории Азовского, Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей.
В этой связи еще большее значение приобретает обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. «В целях наращивания группировки атомных ледоколов Росатом и судостроители набрали беспрецедентный темп. В период с 2020 по 2022 год в эксплуатацию переданы три атомохода мощностью 60 мегаватт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В следующем году этот ряд пополнит «Якутия», в 2026 году – «Чукотка». Уже законтрактованы еще два ледокола этой серии и продолжается строительство самого мощного в мировой истории – 120–мегаваттного атомохода «Россия». Таким образом, к 2030 году мы поэтапно обеспечим шестикратное увеличение пропускной способности Севморпути. Этого очень ждут компании нефтегазового сектора», – заявил министр.
В ходе дискуссии сенаторы, в частности, поднимали такие вопросы, как поддержка отечественных автопроизводителей в части кредиторской задолженности; замещение судового оборудования отечественным как на ледоколах, так и в целом в судостроении; создание единой цифровой платформы; модернизация и развитие инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу; необходимость повышения утилизационного сбора, прежде всего для импортируемых транспортных средств.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».