Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Маршрут возможностей

Разработан проект по возрождению скоростных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.

В советское время скоростные суда на подводных крыльях перевозили миллионы пассажиров и пользовались большой популярностью. В 90–е годы, с развалом СССР, этот вид транспорта пришел в упадок, флот был распродан. Сейчас скоростные суда можно встретить лишь на Черноморском побережье и в таких крупных туристических центрах, как Санкт–Петербург и Нижний Новгород, где наблюдается большой сезонный пассажиропоток.

Сегодня идет переоценка влияния внутренних водных путей на экономику страны. В 2024 году планируется поэтапное завершение строительства Городецкого гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону. Это станет вкладом в развитие стратегически важного Азово–Черноморского транспортно–логистического коридора.

На Москве–реке в 2023 году открылись круглогодичные маршруты речного электротранспорта. Такого нет нигде в мире. Важно, что речные электротрамваи – 

отечественная разработка с высочайшими экологическими стандартами.

Шесть российских вузов выпускают более 3,5 тыс. специалистов плавсостава ежегодно.

Очевидно, пришло время возродить скоростные пассажирские перевозки по внутренним водным путям Российской Федерации. Этот вопрос обсуждался на совещании министра транспорта РФ Виталия Савельева с руководителями регионов, представителями промышленности и бизнеса Приволжского федерального округа.

Перевозки пассажиров по внутренним водным путям за 2022 год составили 9,1 млн человек, показав рост к 2021 году на 5,9% (2021 год – 8,64 млн человек). За 8 месяцев 2023 года объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте составил 8,3 млн человек, что на 17% выше аналогичного периода прошлого года (7,1 млн человек).

Надо сказать, что, например, в Республике Татарстан пассажирские перевозки речным транспортом никогда не прекращались. По словам руководителя субъекта Федерации Рустама Минниханова, это стало возможным благодаря поддержке из регионального бюджета. «Сейчас мы развиваем это направление, – рассказал он. – Строятся новые причалы и реконструируется существующая причальная инфраструктура, ведется ремонт действующего флота. В этом году мы приобрели три новых судна, которые построены на Зеленодольском заводе имени Горького».

С целью дальнейшего развития пассажирских перевозок по внутренним водным путям, формирования условий для создания межрегиональных операторов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в Минтрансе России разработан проект «Речные магистрали».

«В стратегии развития транспорта, которую мы утвердили, а Президент РФ Владимир Путин поддержал, есть такое направление, как развитие внутренних водных путей. Мы решили попробовать организовать на Волге движение, которое способствовало бы развитию пассажирских перевозок, туризма и производству скоростных судов типа «Метеор» и «Валдай», – сказал глава Минтранса.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай представил I этап проекта «Речные магистрали» по развитию скоростных пассажирских перевозок на маршруте Городец – Ульяновск протяженностью 675 км, который проходит по территории трех субъектов Федерации – Нижегородской области, Республики Татарстан и Чувашской Республики, где проживают более 8,3 млн человек.

Эти регионы имеют судоходные компании, обладающие компетенциями в области скоростных пассажирских перевозок, и располагают производственными мощностями по строительству новых скоростных пассажирских судов.

«Речные маршруты скоростными судами в этих регионах по времени сопоставимы с другими видами транспорта, а по некоторым направлениям и улучшают транспортную доступность», – заметил Александр Пошивай.

Например, сейчас столица Чувашии Чебоксары не имеет прямого железнодорожного сообщения с Нижним Новгородом и Казанью. Благодаря развитию новой маршрутной сети уже в 2024 году ожидаемый пассажиропоток на водном транспорте в Нижегородской области составит 150 тыс. человек, в Республике Татарстан – 180 тыс. человек, в Чувашской Республике – 24 тыс. человек.

Операторами выступят три судоходные компании: ООО «Водолет», АО «Чебоксарский речной порт» и АО «Флот РТ». В настоящее время эксплуатируются 11 единиц скоростного пассажирского флота – «Валдай 45Р», «Метеор 120Р» и «Метеор–2020», еще два судна «Метеор 120Р» будут поставлены к навигации 2024 года, дополнительная потребность составляет 18 судов. Из них 4 «Метеора 120Р», 10 «Валдаев 45Р» и 4 «Метеора–2020».

«Строительство флота планируется на двух верфях в Нижегородской области (Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева) и в Татарстане (Зеленодольский завод имени Горького)», – проинформировал Александр Пошивай.

Для выработки единой политики управления, снятия разногласий между субъектами и операторами при Министерстве транспорта РФ будет создана комиссия, которую возглавит Виталий Савельев.

В состав комиссии войдут представители Росморречфлота, Нижегородской области, 

Республики Татарстан, Чувашской Республики, межрегиональных операторов и судоверфей.

Для реализации первого этапа необходимо обеспечить субсидирование капитальных, в том числе лизинг, и операционных расходов, предоставление льготы по НДС 0%.

«Одна из задач, стоящих перед комиссией, – совместно с бизнесом разработать условия, которые обеспечат экономически эффективную эксплуатацию данных судов. Предварительно мы договорились, что одна треть – это средства федерального бюджета, одна треть – средства субъектов Федерации и одна треть – внебюджетные источники. Мы хотим побудить бизнес, дать ему гарантии, что он может начинать делать заказы, работать с пассажирами», – пояснил Виталий Савельев, отвечая на вопросы журналистов.

По его словам, губернаторы предложили также уделить внимание развитию грузовых речных перевозок. «Это также является для нас приоритетом, потому что речной транспорт благодаря низкой стоимости перевозки составляет конкуренцию железным дорогам и автомобильным перевозчикам, является одним из самых экологичных и безопасных видов транспорта», – сказал министр транспорта РФ.

Координацией дальнейшего развития мультимодальных перевозок, созданием единого окна продажи билетов будет заниматься некоммерческая организация, куда войдут представители субъектов и межрегиональных операторов, которые будут осуществлять непосредственную организацию перевозок, содержание и эксплуатацию флота.

«Хочу подчеркнуть, что организация скоростных пассажирских перевозок по воде – не просто попытка вернуть то, что было более 30 лет назад. Их возрождение повысит транспортную доступность территорий Приволжского федерального округа, будет способствовать развитию мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузит автомобильные и железные дороги, придаст мощный импульс развитию туризма, приведет к созданию новых рабочих мест, загрузит верфи и промышленность. Мы запускаем принципиально новые технику, технологии и сервис. Городец – Ульяновск – это маршрут возможностей, это иное качество жизни людей, – заявил Виталий Савельев. – Речь идет о регулярных региональных перевозках. Самостоятельно бизнес вряд ли бы на это решился. Задача Минтранса – помочь ему «раскатать» этот маршрут, сделать проект доступным и понятным с точки зрения экономики».

Со временем к проекту «Речные магистрали» присоединятся другие регионы и хозяйствующие субъекты.

«В целом развитие скоростного водного транспорта, грузоперевозок по реке – это, безусловно, перспективное направление. Все вместе мы сможем очень многого добиться в этой сфере и увеличить доходную часть бюджета», – заключил министр транспорта РФ.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

715

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться