У речников на 2024 год – большие планы.
Пассажирские перевозки по внутренним водным путям России в 2023 году показали заметный рост благодаря развитию речной пассажирской инфраструктуры и открытию новых туристских маршрутов. О том, каких показателей Росморречфлот добился в 2023 году, и об основных задачах, которые предстоит решить в навигацию 2024 года, газете «Транспорт России» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов.
– Константин Олегович, какие можно подвести итоги минувшей навигации?
– Поставленная в 2023 году задача по поэтапному улучшению качественных параметров внутренних водных путей выполнена.
Так, протяженность внутренних водных путей федерального значения, оборудованных навигационными знаками, увеличена на 692 км, с круглосуточным движением судов – на 1887 км, с гарантированными габаритами судовых ходов – на 267 км.
Этому способствовало софинансирование 5 субъектами Российской Федерации (Алтайский край, Ханты–Мансийский и Ямало–Ненецкий автономные округа, Республика Тыва, Воронежская область) содержания внутренних водных путей общей протяженностью 2951 км.
Государственные задания по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей были выполнены в полном объеме, что позволило обеспечить потребность в перевозках грузов и пассажиров.
В то же время вследствие снижения уровней воды ниже проектных значений в маловодный период навигации на отдельных участках внутренних водных путей в Волжском, Московском, Камском, Двинско–Печорском, Волго–Балтийском, Ленском, Обь–Иртышском, Енисейском бассейнах вводились ограничения по осадке судов (всего на 7,5 тыс. км).
Также вследствие уменьшения сбросных расходов с гидроузла Горьковского водохранилища с начала июля пришлось пересматривать расписания движения круизных судов.
В условиях продолжающихся экономических и политических санкций против России, а также увеличения конкуренции между видами транспорта в 2023 году объем перевозок грузов по сравнению с прошлым годом сократился на 6,1% и составил 109,3 млн тонн (в 2022 году – 116,4 млн тонн). Соответственно, на 16,9% уменьшился грузооборот, который составил
56,5 млрд т.км (в 2022 году – 68 млрд т.км). В международном сообщении грузооборот уменьшился почти на 32%.
Основное количество перевозок приходилось на Волжский бассейн, доля которого от общего объема перевозок грузов на внутренних водных путях составила 46%, Обь–Иртышский бассейн – 9,3%, Волго–Балтийский – 8,6%, Московский – 7,4%.
Перевозки жизненно важных грузов в навигацию 2023 года по заданиям субъектов Российской Федерации осуществлялись по внутренним водным путям Обь–Иртышского, Енисейского, Ленского, Амурского бассейнов. Потребителям было доставлено 1652,2 тыс. тонн грузов.
В районы Крайнего Севера и местности, к ним приравненные, в 2023 году было отправлено 16,2 млн тонн грузов, включая коммерческие перевозки (91,7% к уровню 2022 года – 17,6 млн тонн).
По итогам работы речных портов за 2023 год объемы погрузочно–разгрузочных работ составили 126 млн тонн (снижение на 3,8% к уровню 2022 года – 130,9 млн тонн). Объемы перевалки грузов во внутреннем сообщении в 2023 году составили 122,6 млн тонн (125,5 млн тонн в 2022 году), в заграничном сообщении – 3,4 млн тонн (5,4 млн тонн в 2022 году).
В отличие от грузовых перевозок в прошлую навигацию произошел интенсивный рост пассажирских перевозок – на 16%, в итоге было перевезено 10,6 млн пассажиров (в 2022 году – 9,1 млн пассажиров).
Этому способствовали развитие речной пассажирской инфраструктуры, открытие новых туристских маршрутов, активное развитие скоростных пассажирских перевозок по реке Волге, запуск круглогодичных речных маршрутов электросудов в Москве и благоприятные погодные условия.
Значительный рост объемов перевозок пассажиров наблюдался в Волго–Балтийском (на 22,8% к уровню 2022 года), Волжском (на 37,9%), Московском (на 26,1%), Камском (на 16,4%) и Амурском бассейнах (+30%).
Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2023 год составил 682,7 млн пассажиро–километров (в 2022 году – 582,6 млн пассажиро–километров).
– В прошлом году вы говорили о ряде запланированных мероприятий, направленных на реконструкцию и ремонт ГТС с целью повышения уровня безопасности судоходства. Какие из этих мероприятий удалось реализовать, а какие только предстоит осуществить?
– В прошлом году удалось реализовать все запланированные мероприятия согласно программе мероприятий, направленной на развитие ВВП, у нескольких СГТС уровень безопасности повысился с неудовлетворительного до пониженного, а также с пониженного до нормального. К примеру, в результате проведенного капитального ремонта механического оборудования уровень безопасности на Павловском шлюзе (ФБУ «Администрация «Камводпуть») повысился с неудовлетворительного до пониженного.
В связи с завершением работ по реконструкции гидроузла № 18 Беломорско–Балтийского канала в текущем году запланировано внеочередное регулярное обследование с целью повышения уровня безопасности, остальные реконструкции объектов СГТС еще не завершены, исполняются подрядными организациями в соответствии с планом–графиком выполнения работ.
– Как прошла подготовка флота к летней навигации 2024 года?
– Подготовка флота к навигации 2024 прошла в штатном режиме в соответствии с ремонтными ведомостями и планами–графиками судоремонта. В межнавигационный период на 50 единицах флота были произведены капитальные ремонты главных двигателей, движительно–рулевых комплексов, дизель–генераторов либо заменены на новые агрегаты, а также были выполнены корпусные ремонтные работы. Так что все наши суда – в строю.
– Удалось ли улучшить судоходные условия на реке Вятке, о значимости которых вы говорили в прошлой нашей беседе? Какие работы ведутся в рамках возрождения круизного туризма в Кировской области?
– В части улучшения судоходных условий на реке Вятке ведется активная работа с правительством Кировской области.
В настоящее время определены конкретные участки, на которых требуется улучшение судоходных условий. Так, в навигацию 2024 года запланировано проведение изыскательских работ на первоочередном участке 685–675–й км с целью определения объема дноуглубительных работ для увеличения гарантированной глубины судового хода и дальнейшего повышения категории внутренних водных путей.
– Константин Олегович, в отраслевом сообществе все громче звучат мнения о катастрофической нехватке дноуглубительного флота. Какие наиболее перспективные проекты в области создания дноуглубительного флота будут реализованы в текущем году?
– Строительство и обновление технического флота – важнейший инфраструктурный проект на внутренних водных путях, что позволит создать эффективное ядро путейского флота нового поколения.
В 2024 году в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» планируется завершение строительства 17 ед. технического флота, в том числе: обстановочных теплоходов – 14, земснарядов с технической производительностью 700 м3/ч – 2, промерный теплоход – 1.
Кроме того, в 2024 году планируется приобретение 3 роторно–ковшевых земснарядов производительностью 900 м3/ч и 6 земснарядов с малой осадкой производительностью 300–500 м3/ч на условиях финансовой аренды (лизинга) у АО «ГТЛК».
– Насколько активно внедряется созданная автоматизированная система навигационных карт для речных судов?
– С 2012 года на базе ФБУ «Служба морской безопасности» существует ведомственный фонд пространственных данных Росморречфлота, который создан на основании Федерального закона о геодезии и картографии от 26.12.1995
№ 209–ФЗ.
После принятия Федерального закона о геодезии, картографии и пространственных данных от 30.12.2015 № 431 полномочия фонда были подтверждены распоряжением Росморречфлота от 13.07.2017 № ВО–160–р.
В этих документах определены функции фонда: хранить, обновлять, проверять и распространять картографические материалы.
Распространение картографических материалов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 № 299 (плата за использование ячеек) и приказом Росреестра от 29.12.2020 № П/0498 «Об установлении стоимости услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, и стоимости базовой расчетной единицы при предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном и ведомственных фондах пространственных данных, а также в фонде пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно–правовому регулированию в области обороны» (зарегистрировано в Минюсте России от 05.02.2021 № 62408) (плата за подбор и пересылку).
Администрации бассейнов в соответствии с существующей нормативной базой передают в фонд пространственные данные и материалы, полученные в результате выполняемых работ по поддержанию актуальности ячеек ЭНК ВВП.
В период с 2008 по 2020 год в рамках мероприятия «Карта–Река» была создана коллекция государственных электронных навигационных карт на все важные в навигационном отношении участки внутренних водных путей. В настоящее время Росморречфлотом совместно с подведомственными ему администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее – АБВВП) проводится интенсивная работа по поддержанию данной коллекции в актуальном состоянии, а именно:
– планомерное оснащение картографических подразделений АБВВП бассейновыми картографическими центрами;
– оснащение изыскательских русловых партий АБВВП автоматизированными промерно–изыскательскими комплексами;
– оснащение бригад АБВВП, обслуживающих средства навигационного оборудования, судовыми обстановочными комплексами.
В настоящее время технологическая цепочка по поддержанию в актуальном состоянии коллекции государственных навигационных карт (бумажных и электронных) включает следующие основные этапы:
1. Обновление базы данных цифровой навигационной информации (далее – БД ЦНИ) о состоянии участка водного пути.
2. Кодирование ячеек электронных навигационных карт или редактирование листов бумажных навигационных карт.
3. Камеральная проверка электронных и бумажных навигационных карт.
4. Передача обновленных ячеек электронных навигационных карт в ведомственный фонд пространственных данных Росморречфлота для последующего доведения заинтересованным пользователям и реализация бумажных навигационных карт заинтересованным пользователям администрациями бассейнов.
Всего за время работы фонда приняты ячейки десяти версий коллекций ГЭНК ВВП, созданных по государственным контрактам. Это более 30 тыс. ячеек ГЭНК, которые были проверены, обработаны и включены в фонд пространственных данных Росморречфлота.
В период с 2021 по 2023 год администрации бассейнов передали в фонд порядка 2000 ячеек обновлений.
– Что нового можно ожидать в 2024 году в области развития отраслевого речного образования?
– В соответствии с принятыми решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации одна из ключевых задач на 2024 год, стоящих перед отраслевым образованием, – создание условий для поступления в отраслевые вузы мотивированных молодых людей для работы на судах и в организациях внутреннего водного транспорта.
По поручению Морской коллегии Российской Федерации в настоящее время проводится работа по обеспечению разработки единых по всей стране требований по безопасности при работе с детьми и подростками на воде, основанных на хорошей морской и речной практике, положительном опыте работы с юными моряками и речниками в советское время.
Также стоит задача стандартизировать требования к учебным плавсредствам и профильному оборудованию детских морских и речных объединений, морских кадетских школ, лицеев и мореходных классов, обеспечить единые подходы к форме одежды, знакам различия и атрибутике обучающихся в этих образовательных учреждениях и единые программы повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей детских морских и речных объединений.
Мы уже сегодня начали проводить активную работу с «Движением Первых». Сформировали ключевые предложения в рамках нацпроекта «Молодежь России» (шлюпочные походы, патронаж за мемориалами героев России и СССР, издание книг памяти героев, патриотические мероприятия на учебно–парусных судах, регаты на парусных судах, спартакиада по морскому многоборью, морские балы, фестивали маринистики и т.д.), которые позволят детям более мотивированно приходить в отраслевые вузы и раскрыть свои навыки как юных членов экипажей судов.
– Какие основные задачи предстоит решить в навигацию 2024? Какой планируется общий грузооборот? И какие грузы в 2024 году будут наиболее востребованы?
– В части обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях продолжится реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Московского, Камского, Волго–Донского бассейнов.
В 2024–2025 годах планируется выполнить реконструкцию конструктивных и технологических узлов насосной станции № 33 в рамках комплексного проекта реконструкции Волго–Донского судоходного канала, завершить работы по восстановлению работоспособного технического состояния Красноярского судоподъемника с обеспечением нормального уровня безопасности.
В части устранения судоходных ограничений и повышения качественных характеристик внутренних водных путей запланировано устранить лимитирующие участки на 1454,3 км, в том числе:
– на 41,3 км на озере Ильмень и реке Ловать с повышением категории и установлением гарантированной глубины до
2,3 м для обеспечения регулярных пассажирских перевозок;
– на 537 км реки Енисей от г. Красноярск до устья р. Подкаменная Тунгуска с увеличением гарантированной глубины
до 3,0 м;
– на 867 км реки Нижняя Тунгуска от г. Тура до устья (р. Енисей) установить светоотражающую навигационную обстановку;
– на 4 км реки Безенчук установить навигационную обстановку;
– на 5 км реки Собь установить освещаемую навигационную обстановку и гарантированную глубину 1,1 м.
Одновременно в целях оптимизации средств федерального бюджета в 2024 году предусматривается сокращение внутренних водных путей федерального значения на 4264,5 км, по которым в течение нескольких лет не осуществляется судоходство и не прогнозируется развитие перевозок грузов и пассажиров. Также на некоторых участках, по которым происходит существенное уменьшение судопотоков, будет снижена категория содержания внутренних водных путей.
Согласно предварительным прогнозам в навигацию 2024 года предполагается перевезти 123 млн тонн грузов, что позволит на 100% достичь целевого показателя (123 млн тонн), установленного Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
В соответствии со статистической отчетностью, наиболее востребованными являются зерновые, строительные и прочие грузы.
Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.