Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новая эра речных маршруток

Речной пассажирский транспорт возвращается на водные пути в городах и регионах России.

Согласно поручению Президента России к 2035 году в России появится сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Уже сегодня после многолетнего перерыва речной пассажирский транспорт активно возвращается на водные пути в городах и регионах страны. Как идет этот процесс, какие проблемы необходимо решить – об этом пойдет речь.

Господдержка и региональная инициатива

Итак, в рамках поручения необходимо разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации на период до 2035 года, определив основные пункты для посадки (высадки) пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов.
Средства на развитие водных маршрутов пойдут в том числе из Фонда национального благосостояния – за его счет профинансируют программы льготного лизинга гражданских водных судов.
Единая глубоководная система европейской части России, по которой проложат маршруты, – это система внутренних водных путей общей протяженностью 6,5 тыс. км. Она соединяет Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское моря, Онежское и Ладожское озера, реки Волгу, Москву, Каму, Дон.
Поручения были даны после совещания по вопросам развития речного судоходства, которое провел Президент России Владимир Путин после запуска регулярных рейсов речного транспорта в столице.
Проекты по развитию речного судоходства – сложные и дорогостоящие, реализация потребует использования механизма государственно–частного партнерства и обновления речного флота.
Предполагается строительство около 1 тыс. гражданских судов до 2035 года, но в перспективе программа может быть расширена – и по количеству судов, и по объему финансирования.
В не такой уж далекой истории в Москве в предвоенные годы за сезон перевозилось до 5 млн человек. Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, и только в 2018 году этим вопросом снова занялись.
По крупным рекам между городами в Советском Союзе курсировали суда на подводных крыльях «Ракета», потом – «Метеоры». Эти речные теплоходы работали на Неве, Волге, Днепре, на реках в Сибири. Скорость до 66 км/ч позволяла довольно быстро доставлять пассажиров в пункты назначения. В советские годы сеть регулярных речных маршрутов вообще была довольно развита – были, например, суда «Заря», для которых не нужны были пристани и дебаркадеры.
Эти суда, получившие название речных автобусов, трудились на Волге, Северной Двине, Волхове и десятках других рек.
В 1990–е многие суда продали за рубеж, остальные списали в утиль. В итоге сохранившиеся суда того времени в современной России стали экскурсионной экзотикой.
В общем объеме национального транспортного баланса речные пассажирские перевозки стали занимать менее 0,1%, что называется на уровне статистической погрешности. За последние 20 лет объем перевезенных пассажиров сократился на 20 млн человек, или более чем в два раза.
К снижению объема пассажирских перевозок по реке привели высокий износ инфраструктуры и флота, ухудшение качества водных путей, «автомобилизация» населения. Есть проблемы с интеграцией речного транспорта в маршрутную сеть.
В крупных городах в основном маршруты смежных видов транспорта дублируются, почти нет маршрутов, связывающих по реке отдаленные районы с активным строительством нового жилья, которые испытывают дефицит сухопутного транспорта.
Во многом благодаря поддержке со стороны государства ситуация в сегменте перевозок внутренним водным транспортом за последние пять лет постепенно улучшается.
Оттолкнувшись от нижней точки в пандемию, с 2021 года началось постепенное восстановление пассажиропотока. Прежде всего благодаря развитию речной пассажирской инфраструктуры, открытию новых туристических маршрутов, активному применению скоростных судов на Волге, круглогодичным речным маршрутам электросудов в Москве.
По итогам 2023 года более 45% пассажирских перевозок пришлось на маршруты единой глубоководной системы европейской части России. В рамках ЕГС лидерами по объему пассажиров стали Волжский, Московский и Волго–Балтийский бассейны. Значительный объем перевозок осуществляется также в Обь–Иртышском бассейне (28%), затем идут Северо–Двинский (10,2%) и Амурский бассейны (7,5%).
С учетом текущей динамики, бурного развития внутреннего туризма, улучшения инфраструктуры на основных маршрутах, а также хороших темпов обновления пассажирского флота рост пассажирских речных перевозок в РФ в 2024 году, по прогнозам ГТЛК, ускорится до 17% и составит 12,4 млн человек. В случае реализации этого сценария будет достигнуто лучшее значение за последние шесть лет, а также превышен показатель (12,1 млн человек), установленный Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
По состоянию на конец 2023 года в России эксплуатировалось около 1,6 тыс. крупных и средних речных пассажирских судов. Многие из них нуждаются в замене по «выслуге лет».
Средний возраст пассажирских речных судов составил почти 40 лет в 2023 году. Наиболее старые – круизные суда, их средний возраст – за 50 лет. В целом более 65% пассажирского речного флота России превышает нормативные сроки эксплуатации.
Среди находящихся в эксплуатации речных судов самыми распространенными остаются теплоходы типа «Москва» – 206 судов, «Москвич» (серии М, С, Т, ПТ) – 109 судов, теплоходы типа «ОМ» – 94, «МО» – 67 судов. Возраст эксплуатации всех этих типов судов превышает 40 лет.
В 2023 году российские верфи выпустили рекордное за последние несколько лет количество пассажирских судов – 33 ед., что больше на 22 судна показателя 2022 года. Большая часть из построенных судов (29 ед.) была водоизмещением более 50 тонн.
На июнь 2024 года на российских верфях законтрактовано более 90 пассажирских судов суммарным водоизмещением более 35 тыс. тонн.
В ближайшие 7 лет могут быть списаны более 400 судов, возраст которых к 2030 году превысит 62 года. С учетом ожидаемого роста пассажирских перевозок внутренним водным транспортом потребность в новом пассажирском флоте в 2024–2030 гг. составит по базовому сценарию 426 судов с пассажировместимостью от 120 человек.
Санкционные ограничения, введенные в 2022 году, негативно повлияли на сегмент российского судостроения из–за его частичной зависимости от зарубежных комплектующих. Это привело к сдвигу сроков строительства водного транспорта в 2022–2023 гг. К концу 2023 года большая часть необходимого судового оборудования уже производилась в России и в дружественных странах.
Наращиванию массового производства судов и загрузке судостроительных мощностей напрямую способствуют меры господдержки отрасли.
Успешно реализуются лизинговые программы с госфинансированием в сегменте водного транспорта с 2018 года. За это время ГТЛК передала судоходным компаниям на условиях льготного лизинга 18 новых отечественных пассажирских судов, в том числе уникальный теплоход «Чайка СПГ», работающий на сжиженном природном газе, и электроходы «Экобас».
Кроме того, с 2023 года ГТЛК реализует масштабный инвеcтпроект по поставке в лизинг гражданских водных судов с использованием средств ФНБ, разработанный совместно с Минтрансом и Минпромторгом России. Проект предполагает поставку в лизинг 260 судов, в том числе 73 пассажирских. Средневзвешенная ставка на всем сроке договора (как правило, 25 лет) на пассажирские суда составит всего 2,93%.
Строительство речных и морских причалов стало также возможным за счет реструктуризации бюджетных кредитов. Такая мера господдержки действует с 2023 года. Регионы могут направлять высвобождаемые после реструктуризации средства на инфраструктуру морских и речных портов, в том числе и на развитие причальной инфраструктуры. При этом проекты могут быть самого разного масштаба – от небольших причалов до обустройства набережных с сопутствующей инфраструктурой. Этой возможностью уже воспользовались в Нижнем Новгороде и Татарстане.
Для перевозки пассажиров по Волге в первую очередь планируют использовать скоростные суда типов «Метеор» и «Валдай».
Новое судно «Метеор 120Р» – первое из трех судов, построенных специально для региона в рамках соглашений, заключенных с АО «ГТЛК», которое используется на межрегиональных маршрутах.
При этом для организации перевозок от Рыбинска (Ярославская область) до Астрахани потребуется 76 судов, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р». Такой флот сможет обеспечить перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.
Для запуска сети необходима поддержка части операционных расходов – по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелеты. Также необходима поддержка субъектов в части капитальных затрат на субсидирование лизинговых платежей.
С августа 2023 года на регулярной основе начал работать маршрут между Ульяновском и Казанью. До этого скоростным судном «Муса Джалиль» был выполнен пробный рейс: загрузка в одну сторону составила 45 человек, а в обратную – уже 100.
Данный маршрут на первых порах (минимум год) будет субсидирован, соответствующее решение приняли главы двух регионов. Необходимое финансирование – порядка 30 млн руб. – будет поровну разделено между двумя субъектами.
Татарстан активно работает над реализацией Федеральной программы «Великий Волжский путь», в рамках которой появятся межрегиональные маршруты по Волге от Астрахани до Ярославля. Особое внимание власти региона уделяют и сообщению по Каме.
Помимо сообщения с другими регионами, созданная весной 2023 года компания «Флот РТ» занимается социальными, так называемыми дачными маршрутами. Планируется обновление флота, уже получены 4 новые единицы – 2 скоростных судна и 2 водоизмещающих. Ведутся ремонты теплоходов, которые республике передает компания «Татфлот» (около 30 ед.), а также работы по восстановлению причальной инфраструктуры, речного вокзала в Казани, дебаркадеров. Таким образом, объединение мер господдержки и региональных инициатив обеспечивает лучший результат.
«Синичка», «Филька», «Неглинка»…

Москва хоть и именуется портом пяти морей, но является в первую очередь речным городом. После 30–летней паузы столица возродила и запустила свою важнейшую водную артерию: в 2023 году в город вернулись регулярные речные маршруты, ставшие частью единой системы комфортного городского транспорта.
Сегодня маршруты представлены двумя направлениями: «Киевский – Сердце Столицы» и «ЗИЛ – Печатники». Пассажиров перевозят инновационные электросуда отечественного производства – абсолютно бесшумные и экологически чистые, каждое вмещает до 50 человек. Названия для них – «Синичка», «Филька», «Неглинка», «Сходня», «Раменка», «Пресня», «Яуза», «Сетунь» и другие были выбраны будущими пассажирами речного электротранспорта по названиям московских рек. Запуск электросудов улучшил транспортную доступность для 1,5 млн человек. До некоторых районов по воде добраться можно втрое быстрее, чем наземным транспортом.
Речные перевозки не прекращают свою работу с окончанием навигации: во время морозов на реку выходят специальные ледоколы, расчищающие путь электросудам.
Много внимания уделяется вопросам безопасности. За акваторией города круглосуточно следят операторы Речного ситуационного центра ЦОДД с помощью 300 камер. Их задача – мониторинг и фиксация событий с признаками нарушений, оперативная передача информации ответственным ведомствам в случае чрезвычайных ситуаций. В 2023 году в ЦОДД также появилась новая служба пассажирского сервиса на причалах, в ее задачи входит информирование пассажиров о рейсах, маршрутах и времени отправления судов, а также помощь при посадке.
Что касается круизного и прогулочного флота, то по Москве–реке за летний сезон 2023 года было совершено более 2,2 млн поездок (на 22% больше, чем годом ранее), и это не предел – с окончанием летней навигации некоторые суда продолжили работу.
Расширяется и география обслуживания. Если прошлым летом теплоходы от Северного и Южного речных вокзалов отправлялись в 30 крупных городов и туристических центров, то в этом году – уже в 50.
Путешествие можно совершить, к примеру, по «Московскому золотому кольцу»: 1880–километровому (единственному в мире кольцевому) маршруту, проходящему через Нижний Новгород, Кострому, Рязань, Касимов, Ярославль, Коломну и другие туристические центры. Он существовал еще в советскую эпоху и уже тогда пользовался большой популярностью туристов.
В этом году предлагаются рейсы от Северного речного порта Москвы через Нижний Новгород, Великий Новгород, Санкт–Петербург и Валаам. Затем теплоход возвращается обратно в столицу. У теплоходов появились маршруты–новинки, через Москву будет проходить и 30–дневный круиз по Волге, Дону и Каме, во время которого можно посетить 27 городов.
Очень популярны и прогулочные маршруты по реке. В этом году 15 рейсов ежедневно отправляются на «Исторический» маршрут, по 10 – на «Центральный» и «Северный».
Действуют летние теплоходные переправы, позволяющие добраться с Северного речного вокзала до Южного Тушина и Химок. Это очень удобный вид транспорта для местных жителей, позволяющий сэкономить время и не стоять в пробках.
В перспективе планируется развивать маршруты речного транспорта, а также запустить новые остановки – это будет сделано по мере готовности причальной инфраструктуры.
Планируется, что в конце 2024–го – начале 2025 года в Нагатинском Затоне откроется высокотехнологичный, самый современный в мире судостроительный кластер. На верфи будут строить в том числе электросуда, аналогичные тем, что уже ходят по Москве–реке. Пассажиров будет перевозить водный транспорт, не имеющий аналогов по уровню комфорта и оснащения.

Не только Питер

Реки и каналы Санкт–Петербурга давно и активно используются в транспортной системе Северной столицы. Не отстает в этом отношении и Ленинградская область. Одной из составляющих опорной транспортной сети на территории Ленинградской области являются внутренние водные пути, основу которых составляют реки Нева, Свирь, Волхов, Ладожское и Онежское озера, а также Приладожские каналы.
Работа по развитию сети причальных сооружений в регионе реализуется Ленинградской областью с 2017 года. За это время в регионе проведен комплекс мероприятий по созданию и модернизации объектов пассажирской инфраструктуры за счет средств инвесторов. Так, были построены новые современные пассажирские причалы: на реке Неве (остров Ореховый, Дубровка, музей–заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»), на реке Волхов (Старая Ладога, Кириши), на реке Свирь (Свирьстрой).
Также были построены причалы на Ладожском озере (остров Коневец, бухта Владимировская), модернизированы причалы и организована работа пассажирских переправ на о. Ореховый (музей «Крепость Орешек») от г. Шлиссельбурга и Морозовского городского поселения.
В рамках заключенного в 2018 году соглашения между Ленинградской, Новгородской областями, Республикой Карелия в Новгородской области построен пассажирский причал в Грузино.
Закончено строительство причала в Великом Новгороде. В перспективе строительство и модернизация транспортной инфраструктуры в бассейне реки Волхов позволят увеличить туристское развитие исторического пути «Из варяг в греки». Причал в Великом Новгороде является конечной точкой перспективного исторического маршрута, начинающегося в Выборге.
После открытия причала на Ореховом острове к нему могут швартоваться теплоходы вместимостью до 300 человек. 90–метровый причал способен принимать все типы речных судов, в том числе четырехпалубные теплоходы.
За навигационный сезон 2023 года на маршруте между Санкт–Петербургом и Крепостью Орешек на скоростных теплоходах было перевезено более 6500 пассажиров. В 2024 году планируется увеличить пассажиропоток в 2,5 раза. В настоящее время уже можно говорить о создании в Ленинградской области и соседних субъектах РФ единой системы объектов пассажирской инфраструктуры внутреннего водного транспорта, качественно изменившей условия пассажирского судоходства.
Но если в европейской части России выстраивают системы внутреннего водного транспорта, то в восточной порой решают совсем другие проблемы.

Вынужденная экзотика

«И печаль мою, палуба, расколи о причал..» Если применить эти слова из некогда популярной песни, то печально как раз состояние причальной инфраструктуры на российских речных просторах, особенно в восточной части страны. Исключение составляют большие города, и то не всегда. Недостаток причалов, по мнению специалистов, – это основной сдерживающий фактор развития перевозок по внутренним водным путям в сибирских регионах России.
Так, компания «ВодоходЪ» уже наладила турпоездки по Енисею до Дудинки и успешно практикует туры на Таймыр с заездом в Норильск и на плато Путорана. Туры замечательные, пользуются популярностью, но присутствует элемент, так скажем, вынужденной экзотики.
Дело в том, что в круизе по Енисею протяженностью свыше двух тысяч километров из Красноярска до Дудинки в ряде точек судозаходов нет причалов: для высадки пассажиров на берег приходится пересаживать их на лодки. Из–за отсутствия причальной инфраструктуры то же происходит и в путешествиях по Байкалу, где на побережье озера также практически отсутствуют пристани. Впрочем, пока необорудованные берега создают в путешествии атмосферу экзотики. Но это пока...
Да что там край – преобразования на водном транспорте должны начаться прежде всего с его столицы… «Енисей – главный проспект Красноярска». Под таким девизом планируется развитие причальной инфраструктуры в городе. Парадоксальность ситуации состоит в том, что Красноярск находится на реке, но практически не связан с ней: в силу исторических причин жилая застройка была изолирована от Енисея. Сегодня необходимо коренным образом преобразовать прибрежные территории, сформировав таким образом речной фасад города.
С обустройства лодочной станции должна начаться система причалов, причем причалов, доступных для малых судов. Необходима сеть причалов на острове Татышев, популярном месте отдыха горожан, у торговых центров, чтобы красноярцы могли путешествовать в пределах города. У горожан в собственности 8 тыс. маломерных судов, поэтому такая причальная инфраструктура будет востребована.
Для строительства новой или реновации уже имеющейся стационарной причальной инфраструктуры требуются немалые средства. Но есть менее затратные технические решения, которые позволяют обеспечить безопасную и комфортную посадку и высадку пассажиров. Их начали использовать в 2024 году в Санкт–Петербурге, городе, где и без того насчитывается 76 причалов, которые используются для посадки и высадки пассажиров.
Так, в рамках обновления существующих бетонных причалов реализуется проект установки причалов нового типа из металлических понтонов, которые позволят спокойно принимать пассажирские суда типа «Москва» и «Нева». Понтоны мобильны и многофункциональны, не зависят от колебания уровня воды. Их легко приспособить к рельефу берега и дна. И они существенно дешевле бетонных причалов. В Петербурге, например, металлические понтоны планируется установить у Летнего сада и Адмиралтейства. Проект применения металлических понтонов при известной доработке может быть использован и в других регионах.
Туристам интересны практически все большие реки в Сибири. Однако работа на них предъявляет особые требования к флоту, в том числе из–за малых глубин. На Лене, Иртыше, Амуре, например, недостаточно глубин для движения круизных судов. На Оби туристические компании смогут полноценно работать только два–три месяца, пока держится достаточный уровень воды. Чтобы всерьез заниматься развитием круизного туризма на сибирских реках с малыми глубинами, необходимо разрабатывать новые проекты судов с малой осадкой, но при этом достаточной пассажиро-
вместимостью.
Легендарное ломоносовское пророчество относительно роли Сибири еще никто не отменял: речные перевозки и туризм в этом регионе имеют большое значение для России. Реализация этого потенциала потребует совместных усилий государства и бизнеса. Больших усилий, но они себя окупят.

Ирина РЯЗАНОВА


просмотры:

1189

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться