За счёт таких комплексов объём перевалки в речных портах планируется увеличить на 20% в 2027 году до 151,1 млн тонн. Об этом сообщили в рамках отраслевой конференции «Из реки в море», которая состоялась на площадке XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России».
Участие в отраслевой конференции приняли представители федеральных и региональных органов власти, судоходного сообщества, экспертов, членов Общественного совета при Росморречфлоте.
Как отметил замминистра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай, развитию внутреннего водного транспорта уделяется большое внимание со стороны руководства страны, реализуются меры господдержки, в том числеустановление «нулевой» ставки НДС при реализации услуг по пассажирским перевозкам, упрощение государственной регистрации речных судов, развитие речных портов. Развитию опорной сети внутренних водных путей также посвящён отдельный федеральный проект в рамках нового нацпроекта «Эффективная транспортная система».
В условиях меняющейся логистики особенно остро стоит вопрос оптимизации грузопотоков. Руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко подчеркнул, что для решения этой задачи необходимо опираться на речные порты. Это и строительство новых, и модернизация существующих перегрузочных комплексов, что позволит снизить нагрузку на автомобильные и железнодорожные магистрали, обеспечивая более эффективное и экономичное перемещение грузов.
«Вместе с регионами, речные порты которых имеют выходы к железнодорожным и автомобильным путям, проводим анализ существующей инфраструктуры и расчёт грузовой базы. Предстоит определить номенклатуру грузов, направления логистических потоков, а также потребности в дополнительной инфраструктуре, в том числе подъездных путях и дорогах. В таких речных хабах будет формироваться грузовая база, концентрироваться продукция, которую производят в регионах, далее – отправка грузов по стране, будь то зерно, сухие грузы или контейнеры», – сказал Андрей Тарасенко.
Первым успешным проектом по созданию логистического центра на реке стал грузовой порт в Татарстане – Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр, который запустили в работу в августе 2024 года. Опыт Татарстана будет использован при формировании дорожных карт развития перегрузочных комплексов в других регионах.
Как сообщил замминистра транспорта Республики Татарстан Айрат Садыков, в перспективе логистический центр станет крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всего Поволжья и узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам.
«Объём тестовой перевалки грузов с использованием водного и железнодорожного транспорта в Свияжске в 2024 году составил более 190 тысяч тонн: зерно, строительные материалы,инертные материалы. Основные направления отгрузок за это время были – Санкт-Петербург, порт Высоцк, порт Кавказ с дальнейшей отправкой грузов на экспорт», – отметил представитель Минтранса Татарстана.
Такую же работу проводят как в центральной части России, так и на Дальнем Востоке страны. Участники конференции отметили, что для дальнейшего развития перегрузочных комплексов в речных портах необходимы как меры господдержки, так и привлечение крупных инвесторов.
О перспективах развития перевозок по Единой глубоководной системе внутренних водных путей Российской Федерации, преимуществах перевозок водным транспортом и новых маршрутах пассажирских перевозок «река-море» рассказали генеральный директор Волжского пароходства Павел Виноградов и генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ринат Багаутдинов. О вопросах обеспечения безопасности судоходства и ответственности судовладельцев при эксплуатации флота, перевозке грузов и пассажиров в своём выступлении подчеркнул руководитель «Российского квалификационного общества» Евгений Трунин.
Напомним, форум и выставка «Транспорт России»проходят в московском Гостином дворе с 19 по 21 ноября в рамках «Транспортной недели». Она ежегодно проводится Минтрансом России. Особый акцент в 2024 году сделан на роли регионов в развитии эффективной транспортной системы, международном сотрудничестве и развитии кадрового потенциала.