О предварительных итогах
речной навигации
2014 года.
По оперативным данным, объем перевозок грузов за 11 месяцев 2014 года по сравнению с прошлым годом сократился на 8,8% и составил 122,3 млн тонн. (11 мес. 2013 г. – 134,1 млн тонн). Грузооборот составил 72 млрд ткм, что на 8,9% меньше уровня 2013 г. (11 мес. – 79 млрд ткм.)
Объем пассажирских перевозок всех направлений сократился на 1,2% и составил 12,8 млн человек (11 мес. 2013 г. – 13 млн человек).
Объем переработки грузов в речных портах также сократился и за 11 месяцев составил 151,9 млн тонн, или 87,7% от соответствующего уровня 2013 года (173,2 млн тонн).
В навигацию 2014 года произведено более 255,3 тыс. шлюзований, прошлюзовано 396 тыс. единиц флота, что меньше показателей 2013 года на 4,5 и 6,2% соответственно. За пределами установленных сроков навигации произведено 1430 шлюзований, прошлюзовано 2086 единиц флота, при этом пропущено 297 единиц транзитного флота.
Уменьшение в 2014 году количества шлюзований и прошлюзованных судов произошло в основном из–за низкой водности и вводившихся в течение почти всей навигации ограничений по осадке судов на участке внутренних водных путей от Городецких шлюзов № 15–16 до г. Балахна. В целях обеспечения навигации для пропуска судов через Городецкие шлюзы № 15–16 была организована сработка воды на Рыбинском водохранилище, что привело к понижению уровней до критических отметок.
Кроме того, в завершающий период навигации 2014 года сложилась неблагоприятная метеорологическая обстановка в Волго–Донском и Азово–Донском бассейнах внутренних водных путей. Из–за отрицательных температур воздуха и раннего ледостава возникли сложности в работе оборудования судоходных шлюзов ФБУ «Волго–Дон» и Кочетовских шлюзов ФБУ «Азово–Дон» в ледовых условиях. По этой же причине раньше установленных сроков бал закрыт для захода любых судов шлюз № 1 ФБУ «Волго–Дон», увеличилось время движения по Волго–Донскому воднму пути, произошло большое скопление флота в указанных бассейнах.
Условия судоходства, ухудшенные снижением глубин ниже гарантированных из–за мелководья (как, например, в районе Городца и в бассейнах ЕГС), и гидрологические катаклизмы (паводки, наводнения и их последствия, как, например, в Обском, Енисейском, Ленском и Амурском бассейнах) оказали негативное влияние на объемы перевозок грузов и пассажиров по сравнению с прошлым годом. Кроме того, к факторам, повлиявшим на снижение перево-
зок грузов, можно отнести также снижение потребности в строительных грузах (в связи с завершением ряда крупных строек и сокращением строительных работ в ряде областей).
При этом необходимо отметить, что предъявленные к перевозке объемы грузов на Крайний Север доставлены организациями отрасли в полном объеме. Проведенные мероприятия по разработке новой западной прорези на баре Индигирки и передислокация земснаряда «Стрельченя» на бар Яны позволили полностью завезти груз в прилегающие к ним районы Республики Саха (Якутия).
В отдельных бассейнах отмечен рост объемов перевозок грузов: в Печорском (за счет перевозок энергоносителей, минерально–строительных грузов и автотехники), Северо–Двинском (за счет обеспечения завоза на Крайний Север) и Обь–Иртышском (за счет грузов для строительства порта Сабетта).
В межнавигационный период речникам предстоит подготовить около 2 тыс. единиц технического флота, в том числе дноуглубительный флот, а также плавучую навигационную обстановку и другое путевое хозяйство (средства навигационного оборудования выставлялись в 2014 году на 48,8 тыс. км ВВП).
С завершением навигации 2014 года начато выполнение капитального и текущего ремонта на судоходных гидротехнических сооружениях. Масштабный ремонт ведется на Городецких шлюзах, на Северо–Двинской шлюзованной системе, Павловском шлюзе, Волго–Донском судоходном канале и канале им. Москвы.
Кроме того, необходимо накопить воду в Рыбинском и Цимлянском водохранилищах. Так, с целью накопления водных ресурсов в Рыбинском водохранилище – основном регуляторе на Верхней Волге по решению межведомственной оперативной группы в межнавигационный период установлены наименьшие попуски воды.
Судоходные компании, несмотря на имеющиеся осложнения с финансированием, ведут активные работы по подготовке грузового и пассажирского флота к предстоящей навигации. В речных портах продолжается работа с накопленными в навигацию грузами.
Навигацию 2015 года речники планируют встретить в полной готовности.
По материалам Росморречфлота
15.01.2015