О работе ФГБУ «Канал имени Москвы» рассказывает его руководитель Сергей Лапшин.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» – крупнейший воднотранспортный и водохозяйственный комплекс нашей страны. Совсем недавно, 15 июля 2020 года исполнилось 83 года со дня открытия канала. О том, с какими результатами учреждение подошло к этой важной дате и какие планы будет реализовать в будущем, мы беседуем с руководителем ФГБУ «Канал имени Москвы» Сергеем ЛАПШИНЫМ.
– Что нам важно знать о Канале имени Москвы?
– Услышав про Канал имени Москвы, не многие с определенностью поймут масштабность и значимость его не только для нашей столицы, но и для страны в целом. Это сложнейшее и уникальное гидротехническое сооружение соединяет Москву с Волгой, превращая столицу в порт пяти морей (речь идет о Белом, Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях).
Московский бассейн внутренних водных путей охватывает 12 субъектов РФ. Если в цифрах, то суммарная протяженность его – 3,842 тыс. км, из которых только 88 км по городу Москве и 484 км по Московской области. Протяженность же русла самого канала, построенного в трудных условиях возвышенного рельефа, составляет 128 км. Масштабы и сроки строительства удивляют даже сегодня. Всего за 4 года и 8 месяцев были проведены земляные работы объемом 200 млн кубов, а бетонные работы составили 3000 млн кубов. 15 июля 1937 года открылось пассажирское и грузовое движение.
Канал не является самотечным, он построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 метров. Техническая инфраструктура канала – это примерно 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла: 5 насосных станций, 7 гидроэлектростанций, 20 шлюзов, 27 плотин и 37 подводящих каналов, а также 56 причалов.
Основные функции канала – это водоснабжение столицы и обеспечение безопасности судоходства и гидротехнических сооружений. Москва ежесекундно расходует 10 кубометров воды, а принимает через канал 35 кубометров, то есть примерно 1,5 млрд кубов в год. По водным путям Канала имени Москвы ежегодно проходит более 100 тыс. судов. Вся эта инфраструктура находится в ведении нашего госучреждения.
– Каковы основные производственные функции Канала имени Москвы?
– На сегодняшний день наша основная задача помимо ежедневной эксплуатации инфраструктуры – это ее комплексная модернизация. Мы планомерно проводим текущие и капитальные ремонты гидротехнических сооружений (шлюзы, бетонные и железобетонные конструкции, подводные водопроводные галереи), уделяя особое внимание электротехническому и механическому оборудованию.
Напомню, нам приходится поддерживать в работоспособном состоянии стратегически важные объекты, которые без перерыва в эксплуатации уже 83 года. Постоянный комплексный мониторинг, регулярное ремонтное обслуживание и надлежащий уход в целом позволяют предотвращать нештатные ситуации и не допускать срывов судоходства или нарушений водоснабжения Москвы, но естественный износ объектов требует более масштабного вмешательства. Вопрос о полноценной реконструкции канала стоит сегодня на особом учете в Росморречфлоте, Минтрансе и Правительстве России, и для реализации этого плана выделяются необходимые бюджетные средства.
Совместно с Росморречфлотом мы обеспечиваем навигационно–гидрографические условия плавания судов, диспетчерское регулирование движения по внутренним водным путям, а также содержание и эксплуатацию судов технического флота. Это огромное поле деятельности, требующее высококвалифицированного персонала и внедрения инновационных технологий.
Отдельно следует упомянуть и поддержание системы водохранилищ, которые многие воспринимают как мини–моря: Иваньковское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское, Химкинское, Верхневолжское и т. д. Задача учреждения – обслуживать судоходство на этих водных объектах и обеспечивать работу насосных агрегатов на надлежащем уровне.
– Говоря о канале, часто применяют термин «уникальный», почему?
– Уникальность канала во многом в самой идее поступления волжской воды снизу вверх по системе гигантских ступеней с использованием мощных насосов. Сверхсложный рельеф Валдайской возвышенности между Москвой и Волгой не позволяли сделать канал самотечным, поэтому и воплотилась в жизнь идея принудительной подачи воды.
Поскольку канал Москва – Волга как проект был реализован уже после Беломорканала, в нем не просто учтены, но и существенно улучшены многие инженерные решения. Например, системы затворов и заградительных ворот, конструктивно оптимизированы размеры шлюзовых камер.
Также можно отметить особое художественно–архитектурное оформление объектов. К работам по изготовлению скульптур привлекались прославленные деятели искусства. Немногие, например, знают, что на площадке–подиуме Рыбинского шлюза изначально должны были стоять «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. В 1937 году на момент возвращения скульптуры со Всемирной выставки в Париже строительство гидроузла еще не было завершено, поэтому скульптурную группу временно установили на площади у ВДНХ (ныне ВВЦ). Позже, в 1953 году, вместо «Рабочего и колхозницы» была установлена не менее монументальная композиция – знаменитая «Мать–Волга», которая с 2016 года признана символом города Рыбинска. И таких историй великое множество. О них вам охотно расскажут при посещении нашего музея на территории Яхромского РГС.
– А в рамках планируемых реконструкций сохранятся ли архитектурно–художественные памятники, которыми славится Канал имени Москвы?
– Обязательно! Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в обязательном порядке предусматривает сохранение и восстановление всех объектов культурного наследия.
– С берегов Москвы–реки можно часто наблюдать небольшие теплоходы вспомогательного предназначения явно советских времен. Что они делают?
– Это так называемый технический флот, выполняющий различные производственные функции или сопровождающий караваны при перевозке негабаритных грузов. Их средний возраст составляет 35–40 лет, но все они в надлежащем рабочем состоянии. Приходится признать, что обновление флота на сегодняшний день движется существенно медленнее, чем нам бы хотелось, но все же процесс идет. Большие надежды возлагаются на поставку новых современных судов в рамках госпрограммы на период до 2025 года. Надеемся на наших судостроителей, заверяющих, что темпы строительства судов технического флота в стране будут постепенно нарастать.
– Существенная часть гидротехнических сооружений канала находится под водой, у вас, наверняка, есть и своя водолазная служба?
– Разумеется, и одна из лучших во всем ЦФО! Сегодня деятельность водолазной службы Канала имени Москвы ведется в Тушинском, Московском, Волжском, Яхромском, Рыбинском, Муромском и Серпуховском филиалах. Представители этой редкой профессии осуществляют подводные осмотры гидротехнических сооружений, обследование затонувших судов, выявление и удаление находящихся на дне крупных предметов, мешающих или затрудняющих судоходство. Зачастую им приходится работать в условиях практически нулевой видимости, на глубинах до 27 м,
как, например, в Угличе. В случае необходимости работа водолазной службы проводится в любое время суток в течение всего года.
– ФГБУ «Канал имени Москвы» – это ведь еще и большое количество прибрежной земли? То и дело в прессе всплывают какие–то громкие истории по поводу участков у воды и их владельцев, почему?
– Сразу скажу, что все вопросы пользования прилегающей земли мы решаем исключительно в правовом порядке. Но главное тут понять, что Канал имени Москвы – это федеральное госучреждение, оно по определению не владеет никаким имуществом. Нам принадлежит только право безвозмездного пользования землей и оперативного управления нашими объектами. Собственниками всего управляемого нами «имущества» всегда являются только и исключительно госорганы – Росимущество и Росморречфлот.
Если же говорить о том, какие меры проводятся в отношении имущественного комплекса, то уполномоченные службы учреждения постоянно мониторят все наши прибрежные полосы, своевременно докладывают о нарушениях, после чего предпринимаются необходимые меры для их урегулирования. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это плотная застройка, бизнес–центры, гостиницы, причалы и прочие объекты вдоль берегов канала, не только преграждающие открытый доступ к воде, но и загрязняющие ее. Государство тратит колоссальные деньги на работу и поддержание инфраструктуры, очистку берега и навигационные работы, а некоторые предприниматели, не вкладывая ничего и никак не участвуя в софинансировании этих расходов, буквально «паразитируют» на созданных условиях. Эта ситуация находится на контроле в Росморречфлоте, перед которым мы ежемесячно отчитываемся.
Во всех сложных случаях мы всегда детально разбираемся и стараемся найти наиболее приемлемое решение для всех сторон. Совместно с властями субъектов федерации и муниципалитетов мы открыты для переговоров и создания совместных проектов по улучшению использования берегов, но нашим безусловным приоритетом остается обеспечение свободного доступа к воде для всех граждан.
– Не так давно в учреждении создана и действует служба государственного портового контроля. Расскажите о ее функциях, целях и задачах, много ли работы у инспекторов?
– Под управлением нашего госпортконтроля сегодня работают 7 территориальных инспекций: Рыбинская, Тверская, Муромская, Рязанская, Серпуховская, Тушинская и Московская. При выборе места расположения и определения численности инспекций прежде всего учитывались интенсивность работы флота, классы и типы судов, возможность исключения простоя судов, а также наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов. Штатная численность инспекторского состава на данный момент составляет 24 человека. Задача наших специалистов – проверить суда перед навигацией, а также выехать на место событий в случае транспортных происшествий.
– А каковы ближайшие планы по реконструкции ГТС?
– В ближайшее время мы планируем официально запустить процесс реконструкции гидроузлов № 3, № 9 и Перервы, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. После назначения организации–подрядчика на этих объектах начнутся сами строительно–монтажные работы, а именно: реконструкция механического оборудования, контрольно–измерительной аппаратуры, оснащение современными инженерно–техническими средствами транспортной безопасности. Кроме того, большое внимание будет уделено разработке системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.
– Да. забот много, но высокая ответственность, наверное, и дисциплинирует, не давая расслабляться. А что бы вы пожелали своим сотрудникам?
– Прежде всего, уверенности в исполнении всех наших планов! Канал имени Москвы с честью прошел через множество выпавших на его долю испытаний, и я уверен, что мы справимся и с новыми задачами. Наши сотрудники – это уникальный кадровый актив, который верит в перемены и эффективность совместных усилий и готов результативно и сплоченно трудиться для достижения всех поставленных целей.
Беседу вел
Юрий Никитский
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.