Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Удержались на плаву

В навигацию–2020 государственное задание по содержанию внутренних водных путей было выполнено

Навигация прошедшего года стала настоящим испытанием для речников России. Пандемия, падение экономики, беспрецедентное маловодье во многих регионах страны — казалось, что все возможные препятствия встали на пути внутреннего водного транспорта. Но даже на пике кризиса он приспосабливался к сложным условиям, продолжая работу.

НА МАЛОЙ ВОДЕ
Как было отмечено на заседании коллегии Росморречфлота, государственное задание по содержанию внутренних водных путей, судоходных и гидротехнических сооружений было выполнено в полном объеме.

Несмотря на сложные экономические и эпидемиологические условия, удалось осуществить смену экипажей судов как на транспортных, так и на судах технического флота, обеспечить содержание внутренних водных путей, работу портов и других предприятий. Кроме того, была предоставлена возможность пройти практику студентам подведомственных Росморречфлоту университетов.

В связи с ранней весной и отсутствием ледостава в европейской части России, а также в целях поддержки судоходных компаний в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией, в ряде бассейнов раньше первоначально установленного срока были выставлены навигационные знаки, проведены промерные работы, начался пропуск судов через шлюзы. Установленные гарантированные габариты судовых ходов были обеспечены на всех участках ВВП при проектных уровнях воды.

Вследствие снижения уровня воды ниже проектных отметок на реках Дон, Ока, Северский Донецк, Обь, Северная Двина вводились ограничения по осадке судов в общей сложности почти на 2 тыс. км.

Недостаточный приток в Цимлянское водохранилище и соответствующее снижение пропусков воды менее нормативных значений привели к уменьшению габаритов судового хода на Нижнем Дону на протяжении всей навигации. Для выработки оптимальных решений обеспечения судоходства в условиях маловодности был создан оперативный штаб Азово-Донского бассейна.

ВСЕ ГРУЗЫ ДОСТАВЛЕНЫ
Выполненные навигационно-гидрографические работы и в условиях пандемии позволили обеспечить перевозку грузов, в том числе их доставку в полном объеме в районы Крайнего Севера. Благодаря гидрометеорологическим условиям и своевременному проведению межсезонных работ на гидротехнических сооружениях судоходный сезон в южных, ряде центральных и северо-западных бассейнах европейской части страны открылся на 7–10 дней раньше. Сроки открытия навигации были скорректированы Росморречфлотом в связи с участившимися обращениями Российской палаты судоходства.

В 2020 году удельный вес перевозок грузов в приграничном сообщении (экспорт и импорт) вырос по сравнению с 2019 годом. Увеличение объема перевозок наблюдалось в основном за счет зерновых грузов, металлов, строительных материалов и древесины.

ЕСЛИ ЗАКРЫВАЕТСЯ ОДНА ДВЕРЬ…
В пассажирском секторе произошло падение объемов перевозок на 29%. Это коснулось всех бассейнов и видов сообщения. Наиболее существенно пострадали транспортные маршруты (— 21%). Критичным в 2020 году стало снижение в сегменте круизного и экскурсионно-прогулочного судоходства. Тем не менее, несмотря на значительные трудности, с 26 июня было возобновлено круизное судоходство (за исключением обслуживания иностранных туристов в связи с закрытием границ).

Несмотря на широкомасштабные ограничительные меры, в 2020 году были достигнуты определенные положительные результаты. Во-первых, открылся новый рынок круизных путешествий.

Впервые на российских верфях было построено круизное судно смешанного река-море плавания «Мустай Карим». Теплоход совершил 13 рейсов, в том числе первый в истории круиз по Волге и Дону, а также по Азовскому и Черному морям до Новороссийска. 

В Татарстане спущен на воду первый пассажирский теплоход «Чайка СПГ», работающий на газомоторном топливе. В Санкт-Петербурге запущено прогулочное судно на электрическом ходу. Развитие строительства подобных судов имеет большую перспективу, они сегодня очень востребованы у судовладельцев, и есть уже первые заказы.

НАВСТРЕЧУ НАВИГАЦИИ–2021
В настоящее время администрации всех 15 бассейнов внутренних водных путей России активно проводят плановый межнавигационный ремонт специализированного флота и судоходных гидротехнических сооружений в преддверии навигации-2021.

На судах выполняются работы по замене дефектных участков обшивок и набора корпусов, ремонт деталей движительно-рулевого комплекса, текущий ремонт ДВС и другого судового оборудования. Аномальные холода, отмеченные в большинстве регионов Сибири и европейской части РФ в январе, практически не отразились на сроках выполнения работ.

В 2021 году Росморречфлот запланировал дальнейшее поэтапное улучшение качественных показателей ВВП, судоходных гидротехнических характеристик. В программе обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и сроков действия судовой навигационной обстановки намечено увеличение протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов на 190 км, оборудованных средствами навигационной обстановки — на 192 км.

Повышение категории ВВП планируется на 90 участках общей протяженностью 550 км. Кроме того, на 211 км будут увеличены глубины. В результате реализации мероприятий по улучшению качественных показателей внутренних водных путей прогнозируется увеличение пропускной способности на 1,5 млн тонн в год (за счет увеличения гарантированных габаритов судовых ходов на 0,82 млн тонн в год, за счет повышения категорий средств навигационного оборудования на 0,65 млн тонн в год).

Дальнейшие планы речников России связаны, в первую очередь, с национальным проектом «Внутренний водный транспорт», формируемым в настоящее время по поручению Президента России Владимира Путина, данного по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета РФ, которое проходило в сентябре 2020 года. Нацпроект должен охватить весь спектр развития отрасли: транспортную составляющую, экологию, безопасность судоходства, развитие инфраструктуры. Эти вопросы будут решаться комплексно, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Удержались на плаву» можно прочитать в №7 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться