Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Предложение рождает спрос?

Будущее речных контейнерных перевозок: не мечтать, а моделировать

Проблемы и решения

Получит ли внутренний водный транспорт свой кусок пирога? Этот вопрос обсудили участники вебинара «Легенда о контейнерах: будущее перевозок по Волге и Енисею».

Тон полемики задало выступление главного специалиста компании «Морстройтехнология» Ольги Гапкало, которая проанализировала структуру грузооборота российских речных портов и предложила обсудить сделанные выводы.

За счет чего живут порты?

Эксперт констатирует, что 75% грузооборота речных портов занимают строительные грузы, в 2020 году этот показатель соответствовал 93 млн тонн.

Подразделение ПАО «Северсталь» в порту Череповец отгружает на экспорт металлопродукцию и принимает металлолом. Подразделение АО «ФосАгро» (ООО «ПромТрансПорт») отгружает речным транспортом удобрения.

Речной порт Дудинка является элементом транспортной системы Норникеля и воротами для снабжения Норильского промышленного района. В порт завозятся строительные грузы, потребительские товары, вывозится уголь для северного завоза. Речные порты Красноярск и Лесосибирск – это платформа северного завоза по Енисею.

Через Осетровский речной порт (Усть–Кут) отправляют до 80% грузов для северных районов Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и прибрежных морских арктических районов от Хатанги до Колымы.

Речной транспорт также конкурентоспособен при доставке проектных грузов.

Итак, за счет чего живут в России речные порты? Добыча нерудных материалов, которая фактически не является транспортной деятельностью, обслуживание промышленных предприятий, имеющих выход к реке, прежде всего экспорт продукции, реже – завоз сырья, отправка зерна на экспорт, северный завоз, доставка проектных грузов.

«В логистике закон один: пока не создашь стабильно работающее предложение, спроса не получишь. Сначала организовывается линия, возможно даже работающая в убыток, и только потом можно ожидать результатов. Это должен быть постоянно действующий с постоянным расписанием маршрут, который предлагается рынку. При этом нет гарантии, что все получится, – речной транспорт может не выдержать конкуренции, а могут вмешаться и другие факторы».

Управляющий партнер ООО «Инфра Проекты», глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов.

На равной дистанции

Генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров озвучил прогнозный объем перевозок грузов водным транспортом России по году: 154 982 тыс. тонн, из них строительные, нефтеналивные, зерновые и комбикорма, лес в судах, металлы, уголь, удобрения и прочие.

Доля водников в транспортном балансе страны сокращается, крупнотоннажные грузы уходят на железную дорогу и частично на трубопроводный транспорт, прочие грузы забирает автомобильный транспорт. Извечная проблема российских рек – это в первую очередь сезонность.

Отечественный речной транспорт не обеспечивает такого сервиса, как смежники, так как нет регулярности работы, нет линейных сервисов, существует проблема последнего километра, необходимость перевалки в вагоны или автомобили, нет транспортно–логистических тримодальных центров, которые бы связывали суда с железной дорогой и грузовиками.

Подкова на счастье

В ходе вебинара прозвучали мнения о состоянии судовых ходов на ВВП России. «Непроизводительные простои судов в ожидании шлюзования, невозможность использования на полную осадку приводят к неэффективности их работы, снижению производительности труда, удлинению рейсооборота, потере конкурентоспособности внутреннего водного транспорта, ухудшению финансового состояния судоходных компаний, отсутствию инвестиционной составляющей в тарифе, сокращению судостроительных программ. Следствием является изменение логистических схем перевозок грузов, уход грузов с реки», – констатировал Геннадий Егоров.

Таким образом, обсуждаемая ранее идея о введении платности на отдельных участках ВВП при прохождении новых гидроузлов, которые позволят увеличить гарантированные глубины, не кажется столь радикальной.

Подставить плечо смежникам

Потенциальный объем контейнерных перевозок грузов водным транспортом России Росморречфлотом оценивается по году в 840 тыс. тонн, причем по Единой глубоководной системе в Европейской части – 265 тыс. тонн, в Ленском бассейне – 328 тыс. тонн, Енисейском – 170 тыс. тонн, Обском и Обь–Иртышском – 60 тыс. тонн, Амурском – 10 тыс. тонн. Оценка исходила из наилучших годовых показателей по бассейнам в период с 2010 по 2017 год.

В настоящее время контейнерные грузы в целом приходят в Санкт–Петербург и Новороссийск. При этом значительная часть идет в сторону хабов в Московской агломерации, откуда уже перемещается по другим городам, в том числе находящимся на ЕГС. Порожние контейнеры есть чем загрузить на возврате, в том числе зерном. Речь не о том, чтобы перехватить весь обсуждаемый объем, а скорее о том, чтобы подставить плечо смежным видам транспорта в навигационный сезон. Но для этого требуется запуск линейного судоходства, которое будет использовать контейнеры по ЕГС.

Флот: реалии и перспективы

Фидерные перевозки могут теоретически осуществляться по нескольким схемам. Во–первых, судами и барже–буксирными составами (ББС) ограниченного района плавания с классами R3–RSN и выше для перевозки контейнеров из устьевых речных портов Черноморско–Азовского бассейна и мелководных морских портов Азовского моря к средиземноморским и турецким портам без перевалки (круглогодично).

Во–вторых, судами и ББС смешанного река–море плавания с классами R3–RSN и выше для перевозки грузов из речных российских портов, портов Дуная к средиземноморским и турецким портам без перевалки, а также из речных российских и украинских портов в порты Дуная без перевалки (в весенне–летний сезон). Кроме того, судами и ББС смешанного плавания с классами О–ПР, М–ПР для перевозки грузов из речных российских портов к морским перевалочным пунктам в районе Керченского пролива, морским портам России с перевалкой на морские суда (в весенне–летний сезон). И наконец, судами и ББС внутреннего плавания для перевозки грузов в устьевые порты (в весенне–летний сезон) с последующей перевалкой на морские суда и суда ограниченных районов плавания.

Полностью статью «Предложение рождает спрос?» можно прочитать в №15 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться