В Комитете СФ по социальной политике прошло совещание на тему «Развитие круизного туризма по реке Волге», которое провел заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов.
В совещании приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Министерства просвещения РФ, Ростуризма, руководители судоходных компаний, учреждений культуры и туризма Астраханской, Волгоградской, Нижегородской областей.
Участники мероприятия обсудили вопросы организации круизного судоходства по Волге и Каспийскому морю, развития международных круизов, а также детских образовательных экскурсионных маршрутов.
В Совет Федерации поступило обращение губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, который инициировал ряд мер по развитию внутреннего и международного круизного туризма.
Игорь Бабушкин предложил разработать национальный проект по сохранению и развитию реки Волги с учетом развития международного круизного туризма по Каспийскому морю, а также поддержать идею об организации в летнее время образовательных экскурсионных маршрутов для школьников и студентов по реке Волге с использованием круизного судоходства.
В Астраханской области придают большое значение развитию туризма, ведь путешествие по реке дает возможность познакомиться с историей и культурой сразу нескольких регионов, что способствует популяризации культурного наследия страны и патриотическому воспитанию.
В советское время круизный туризм был очень популярен. В начале 70–х годов прошлого века в Астрахань ежегодно прибывали порядка 350 теплоходов, на которых путешествовали более 70 тыс. туристов, из которых 50% — дети и молодежь, напомнила министр культуры и туризма Астраханской области Ольга Прокофьева.
В настоящее время туристический поток на речных круизах снизился во многом из-за дороговизны туров. Например, стоимость поездки для семьи из 3–4 человек по маршруту Москва — Астрахань составляет 200 тыс. руб., Санкт–Петербург — Астрахань — 400 тыс. руб., Нижний Новгород — Астрахань — 100 тыс. руб., Казань — Астрахань — 75 тыс. руб., Волгоград — Астрахань — Волгоград — 60 тыс. руб.
Астраханская область предложила регионам, по территории которых протекает Волга, объединиться и создать круизный брендовый маршрут, что позволит расширить рынок круизного туризма. Уже есть успешные примеры реализации такого подхода – Золотое кольцо, Серебряное ожерелье.
В Ростуризме сформирован экспертный совет, который готов оказывать всестороннюю помощь при создании брендового маршрута по Волге. Проекты, поддержанные экспертным советом, будут включены в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», подчеркнула врио начальника управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Татьяна Меньшикова.
Нацпроект состоит из трех федеральных проектов: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма». Документ направлен на комплексное развитие туристической отрасли страны.
До 2030 года благодаря инструментам нацпроекта планируется увеличить туристический поток с 65 млн до 140 млн поездок по стране в год, в два раза увеличить количество рабочих мест в отрасли — до 4,7 млн и экспорт туристических услуг — до 22,5 млрд долл.
На реализацию нацпроекта до 2030 года из федерального бюджета планируется направить 529 млрд руб., еще 72 млрд руб. — из региональных средств. Также предусмотрено привлечение внебюджетных частных инвестиций на строительство инфраструктуры.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации Ростуризм совместно с заинтересованными ведомствами разрабатывает проект концепции по развитию круизного туризма в РФ на период до 2024 года, которая будет представлена в рамках Восточного экономического форума, проинформировала Татьяна Меньшикова. Также будет сформирована рабочая группа по круизному туризму, в том числе и в каспийском регионе, где будут решаться вопросы формирования маршрутов и снятия административных барьеров.
В Нижегородской области круизный туризм занимает третье место в общей структуре турпотока региона, этой услугой пользуются более 200 тыс. человек в год, осуществляются 2 тыс. судозаходов.
По словам директора департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Сергея Яковлева, в регионе предполагается развитие кластера круизного туризма «Ока — Волга», включающего 14 круизных центров, на территории которых будет создана причальная инфраструктура. Ожидается что к 2024 году поток туристов в круизные центры Нижегородской области составит 834,2 тыс. человек. Общий объем привлекаемых инвестиций — 34,7 млрд руб., из которых 24 млрд руб. — частные инвестиции, 10,7 млрд руб. — бюджетные средства, в том числе 131,6 млн руб. — по линии Ростуризма на берегоукрепление Волги в районе Городца.
Из-за высоких цен круизный туризм стал недоступным и для детских групп. Между тем в рамках развития круизного туризма для детей возможно организовать экскурсионно-образовательные программы, адаптированные для различных возрастов, развивать военно-патриотический и экологический туризм. Уменьшению стоимости может способствовать субсидирование таких поездок.
Участники дискуссии отметили важность развития международного круизного туризма на Каспии. Уникальность ситуации в том, что на Каспийском море круизного туризма нет, и при отсутствии конкуренции со стороны крупных иностранных круизных компаний у российских судоходных компаний и туроператоров есть шанс занять не только доминирующую, но и безальтернативную долю рынка, заявила директор по судоходству на внутренних водных путях ОООР «Российская палата судоходства» Анна Исаева.
По ее словам, в стратегии развития морских портов Каспийского моря учитывается потенциал развития круизного судоходства, но нет достаточной современной инфраструктуры для приема и обслуживания круизных судов и туристов, включая пункты пропуска в портах Астрахани и Махачкалы. В настоящее время разрабатывается проект соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области морского транспорта в Каспийском море.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.