Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о перспективах возрождения регулярных пассажирских перевозок на Москве-реке
В 2022 году планируется организовать регулярные пассажирские маршруты по Москве-реке. Первыми станут следующие направления: от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» в парк «Фили» и от бывшей промзоны «ЗИЛ» до Печатников. Маршруты будут гибкими — их можно будет корректировать с учетом пожеланий пассажиров и жителей ближайших районов.
«Почти 100 лет назад в Москве начали ходить речные трамвайчики, этот регулярный пассажирский транспорт проработал вплоть до 2006 года, но после этого обычные трамвайчики перестали ходить по Москве-реке, остались только туристические», — отметил Сергей Собянин во время осмотра макета московского электрического судна, установленного у причала Зарядье.
Жители столицы, по словам мэра Москвы, помнили об этом варианте пассажирского сообщения и регулярно обращались по поводу его восстановления. Проект электрических речных трамваев, разработанный городом, содержит новые технологические решения, учитывающие климат столицы.
«Очень важный момент: они должны ходить не только летом, но и зимой. Москва — северный город, значительная часть речного сезона закрыта для обычных судов, поэтому необходимо добавить в конструкцию еще и возможность проходить по мелкому льду, чтобы не прекращать движение даже зимой».
мэр Москвы Сергей Собянин
В 2022-2023 годах в столице появятся два полноценных водных маршрута, перевозить пассажиров по ним будут 20 речных трамваев. Если проект будет пользоваться популярностью у москвичей, он получит дальнейшее развитие, добавил Сергей Собянин.
Закупки будут осуществлять по сервисным контрактам жизненного цикла. В соответствии с ними производитель отвечает за ремонт и техобслуживание судов в течение 15 лет.
Электрический транспорт не будет наносить вред московской акватории, что позволит улучшить экологическую ситуацию на Москве-реке.
Каждое судно около 22 метров в длину будет рассчитано на 42 посадочных места, два из которых — для маломобильных граждан. В пассажирском салоне будут установлены информационные экраны и USB-зарядки, обеспечен доступ к бесплатному Wi-Fi, а также предусмотрены площадки с местами для парковки самокатов и велосипедов.
Доехать с комфортом позволят удобные кресла и столики. Большие панорамные окна и остекленная крыша пассажирского салона дадут возможность полюбоваться видом на Москву.
На причалах маршрутов установят табло с онлайн-расписанием, как и для любого другого столичного транспорта. Оплатить проезд можно будет привычными для пассажиров способами: картой «Тройка», единым проездным билетом, банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых проездных билетов на 90 или 365 дней смогут проехать по ним без дополнительной платы. Электрические суда с самого начала будут полностью интегрированы в транспортную систему Москвы.
Каждым маршрутом смогут пользоваться 15-16 тыс. пассажиров в сутки. Суда позволят улучшить транспортное обслуживание около 1,5 млн человек, проживающих в 18 районах Москвы.
Экономия времени на поездках по отдельным участкам маршрутов составит до одного часа. Например, путь от парка «Фили» до причала Верхние Мневники на автобусе займет 65 минут, а по воде его удастся преодолеть в пять раз быстрее — всего за 13,5 минуты. Также можно будет добраться всего за три минуты от Печатников до Коломенской набережной — с одного берега на другой. Поездка на автобусе занимает больше часа.
Напомним, что первые речные трамвайчики появились в Москве в 1923 году. Уже через 10 лет, в 1933-м, по Москве-реке курсировали более 70 судов, которые пользовались популярностью у горожан еще многие десятилетия.
В 2006 году, после отмены городского субсидирования, водный транспорт в Москве перестал быть общественным. Рейсовые маршруты пассажирских перевозок были закрыты.
Сейчас по Москве-реке ежедневно курсируют около 200 судов частных компаний, которые перевозят пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам.
В планах правительства Москвы возродить речной городской транспорт в столице в 2022 году — спустя 16 лет, на протяжении которых регулярные речные перевозки вообще не осуществлялись.
Для этого в 2018 году совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» была проведена аналитическая работа и определено несколько перспективных городских маршрутов речного транспорта.
В 2020 году после грандиозной реставрации был открыт Северный речной вокзал. Сейчас идет реконструкция Южного речного вокзала, который не использовался по назначению почти 25 лет. После открытия он вновь станет одной из важнейших остановок регулярных и круизных речных маршрутов Москвы.