Московские власти планируют в будущем году вернуть в город речной транспорт
Не первый год власти столицы подступают к проблеме организации регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. И вот в 2022 году предстоит новая попытка. Возможно, она будет удачной, и городская водная артерия — главная улица столицы — реально станет транспортной магистралью…
«В 2022 году в город вернется регулярный речной транспорт — такое решение принял Сергей Собянин. Для водных перевозок будут работать 20 электрических судов. Мы поэтапно запустим их работу на двух речных маршрутах — от Киевского вокзала до Фили и от Автозаводского моста до Печатников»
Заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов
Плюсов у водной транспортной системы много. Основной: ее создание не требует больших затрат на разработку инфраструктуры. Москва-река — фактически готовая магистраль, и чтобы запустить движение по водной глади, не нужно ни асфальт укладывать, ни дома сносить, предоставляя тем, кто там жил, новые квартиры. Разумеется, придется приобрести «водные автобусы» и построить причалы — в наши дни широко для их сооружения используются пластмассовые готовые конструкции. И еще требуется связать с остановками наземного городского транспорта, чтобы человек мог легко пересесть с одного вида транспорта на другой.
Все пути-дороги по водной глади проходят через достаточно густонаселенные районы города, поэтому есть основания думать, что пустовать новый вид транспорта не будет. Все, кто предпочтет ими воспользоваться, смогут оставить в гаражах свои автомобили и не давиться в метро и наземных автобусах, а с комфортом доплыть до нужного места.
Все это и должно в будущем году стать реальностью. Для первого речного трамвайчика москвичи уже выбрали название — «Синичка» — в честь реки, которая протекает по территории районов Соколиная Гора, Лефортово и Басманный и впадает в Яузу. В настоящий момент русло заключено в подземный коллектор. Осуществлять перевозки будут также «Сетунь», «Яуза», «Неглинка» и т. д.
В каждом речном трамвайчике — 42 посадочных места, в том числе — для людей с ограниченными возможностями. В салоне можно будет подключиться к Wi-Fi, зарядить телефон через USB-порты, а также работать за ноутбуком, сидя за столиками. Для проезда с самокатами и велосипедами отведут отдельное место. Один трамвайчик за день сможет перевозить до 16 тыс. пассажиров. Оплатить проезд можно будет банковской картой, картой «Тройка» или с помощью биометрической системы. Таким образом, в Москве возродится регулярный речной транспорт, который прекратил работать в 2006 году. Электрический речной трамвайчик на 100% экологичен, он не производит вредных выбросов. Перево-
зиться пассажиры будут круглый год — аукцион на поставку ледокола для нужд Мосгортранса уже прошел. Судно заложено на заводе в Балакове. Так что сезонность не создаст дополнительные неудобства — тем, кто пользуется речными маршрутами, зимой не придется менять свои привычки.
«Представьте себе, выходите из дома, зная, что от современного причала с интервалом каждые 4-10 минут отправляется комфортный речной трамвай, который за 20 минут довезет вас до Сити и Кутузовского проспекта. Никаких светофоров, развязок и поисков парковочного места, — рассказал Максим Ликсутов. — Легче станет и десяткам тысяч людей, которые ежедневно прибывают в Москву на Киевский вокзал. Уехать в другую точку Москвы им позволит не только подземный и наземный транспорт, но и речной».
Разумеется, нет смысла садиться на борт речного трамвайчика, если он вас высадит в никуда. Появление регулярного водного транспорта повлечет за собой развитие береговой инфраструктуры: причалы будут состыкованы со станциями метро, либо, что реальнее, — остановками троллейбусов и автобусов. И от того, насколько связь наземного и водного общественного транспорта будет четкой, зависит успех проекта в целом. По данным Максима Ликсутова, на причалах будут оборудованы мини-вокзалы с онлайн-расписанием. Будут не только построены новые и модернизированы старые причалы, но и реконструирована сопутствующая инфраструктура.
Идея использовать водную артерию столицы для регулярных перевозок зародилась еще в 1960-х, когда Советский Союз решил впервые побороться за право принять в Москве международную выставку ЭКСПО. Тогда даже планировалось разместить все павильоны на набережных, а водные трамвайчики должны были курсировать вдоль такой выставочной перспективы и доставлять к месту осмотра участников и гостей экспозиции.
Владимир ГОНДУСОВ
Полностью статью «Речное такси спасёт от дорожных пробок?» можно прочитать в №42 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.