Как в ней существует и будет существовать компания «Мостурфлот»
Не за горами открытие навигации на реках России. О главных вызовах 2022 года, а также о том, с чем сталкиваются в повседневной работе туристические судоходные компании, осуществляющие перевозку пассажиров по внутренним водным путям Российской Федерации, газете «Транспорт России» рассказала заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот» Светлана Гончарова.
– Светлана Викторовна, какие первоочередные задачи стоят перед судоходной компанией? Что является для вас приоритетным перед началом навигации?
– На самом деле перед нами всегда стоит целый комплекс тесно связанных между собой задач, которые необходимо решать при подготовке к навигации.
Во–первых, подготовка флота, помимо технических регламентных и ремонтных работ, компания регулярно инвестирует средства в модернизацию пассажирских помещений на своих теплоходах. Отдел организации движения флота составляет и согласовывает расписания. Осуществляется ежегодная подготовка всех спасательных средств и приборов на комплектность и на предмет годности.
Во–вторых, подготовка кадров. Наша эксплуатационно–техническая служба контролирует наличие профессиональных дипломов у членов экипажа, получение атласов, карт, пособий для безопасности движения. Проводится преднавигационная учеба и сдача зачетов для всего личного состава судов по программе НЖБС (наставление по борьбе за живучесть судна). В целях повышения квалификации проводится учеба командного состава по пользованию РЛС (радиолокационная станция), АСВ (аппарат сжатого воздуха), радиостанциями и радионавигационными приборами.
Разрабатываются меню, анимационные, спортивные, развлекательные программы. На каждом судне работают около ста сотрудников компании, которые обслуживают 250–300 человек при максимальной загрузке.
Это также заключение договоров по обеспечению судов как топливом, продуктами питания, так и экскурсионным обслуживанием (по всем городам маршрутов). К началу навигационного периода все эти договоры должны быть уже заключены. Конечно же, это организация и осуществление продаж самих путевок на теплоходы.
Решение всех этих задач, как и для всех предприятий в нашей стране, дается очень тяжело, а нам, возможно, тяжелее всех. Связано это прежде всего с ярко выраженным сезонным характером работы. Круизная навигация начинается в конце апреля и заканчивается в октябре. То есть за этот короткий период мы должны заработать денег на бесперебойную работу теплоходов, львиную долю себестоимости которой составляют расходы на топливо и заработную плату, на ремонт теплоходов, на их содержание в межнавигационный период.
– Скажите, к навигации 2022 года все ваши суда уже готовы?
– На всех судах, планируемых к выходу в навигацию 2022 года, ведутся подготовительные работы для предъявления судов контролирующим органам и сдачи их в эксплуатацию. Все работы ведутся согласно графику ввода судов. На данный момент проблем по машинам нет, но мы понимаем, что они неизбежно начнутся. Эта техника, как и любая другая, нуждается в ремонте, замене запчастей и так далее. Все дело в том, что большая часть речного круизного флота была построена в Германии, Чехии, Венгрии и Австрии. Все запчасти у нас импортные, а отечественных аналогов на данный момент нет, потому что в этом не было необходимости, мы их всегда закупали без проблем за рубежом. В данной ситуации придется искать аналоги, что потребует дополнительных расходов еще и на проектную документацию. В конечном итоге все это приведет к удорожанию себестоимости.
– В таком случае не пострадают ли стандарты качества?
– Конечно, пока мы нацелены на то, чтобы удержать высоко заявленный стандарт качества, но здесь мы тоже сталкиваемся с определенными сложностями. Раньше на рынке было огромное количество предложений, мы могли выбирать товар, подходящий нам по качеству и по цене. Была высокая конкуренция среди поставщиков, что положительно отражалось на закупочной цене. Теперь рынок замер в ожидании.
– Подорожание топлива в нынешней реальности неизбежно. Скажется ли это на цене путевки? Существуют ли меры поддержки судоходного бизнеса?
– Топливо для нас – это очень больной вопрос. Расход топлива на наших теплоходах достаточно высокий, он составляет в среднем около 7 тонн в сутки, и любое повышение цены на топливо для нас очень ощутимо. В цене путевки оно составляет более 20%. Глубина продаж у нас очень высокая. Мы начинаем продавать больше чем за год до начала круизов, например, в июле 2021 года мы уже начали продавать на 2022 год, а цену на топливо сможем узнать только в начале навигации, и для нас это может быть очень неприятным сюрпризом. Часть путевок продана и нет возможности повысить на них цены. За последние два года, очень сложные для круизного туризма, топливо значительно выросло в цене, что ударило по финансовой стабильности компаний. Мы постоянно пытаемся поднимать этот вопрос, потому что вопрос затрат средств на топливо для нас самый острый. В этом отношении только господдержка могла бы возыметь действие. Тогда, возможно, и рост цен на туры для конечного потребителя мы могли бы сдержать.
2020–й и 2021–й – пандемийные годы. Пандемия по отрасли ударила очень сильно, и хотя мы были внесены в перечень системообразующих предприятий и в перечень наиболее пострадавших отраслей, являясь крупным предприятием (более 1700 работников), помощь не получили. В этой ситуации было бы справедливо ввести все меры поддержки МСП для крупных круизных компаний. Мы надеемся на оказание мер государственной поддержки российских круизных судоходных компаний, аналогичных ранее предусмотренным в связи с пандемией (признание наиболее пострадавшими видами деятельности, льготное кредитование, компенсация лизинговых платежей системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств, уменьшение и отсрочка по отчислениям от ФОТ, страховых взносов по ПФР и ОМС, налогу на имущество, налогу на прибыль, продление действия туристического кешбэка на весь период навигации 2022 года, и т. д.).
– Хотелось бы узнать, появились ли в ваших круизных турах какие–то новые, интересные маршруты?
– Что касается новых маршрутов, здесь я могу похвалиться: наша компания делает очень много для этого. И хотя трудно изобрести что–то новое, имея те же причалы, те же города, те же реки и озера. Тем не менее мы придумываем. Впервые у нас появился маршрут Москва – Великий Новгород – Санкт–Петербург, который объединил в одном круизе четыре исторические столицы Древней Руси: Москву, Санкт–Петербург, Старую Ладогу и Великий Новгород. И случилось это благодаря тому, что на внутреннем рынке появился теплоход класса люкс – «Александр Грин», работавший ранее с иностранными туристами и подходящий по своим габаритам для плавания по реке Волхов. Невероятный интерес этого маршрута еще и в том, что часть пути теплоход проходит по маршруту «из Варяг в Греки» по красивейшей реке Волхов.
В прошлом году мы открыли абсолютно новый маршрут – по Ладожским шхерам. Ландшафт этих мест настолько уникален, что вряд ли где–то еще можно увидеть нечто подобное. Любоваться шхерами нужно, конечно, с воды. Туристы увидят священное место для рериховцев. Николай Рерих жил тут какое–то время в период северных путешествий и определил остров как сильнейший «магнит», энергетически сильное место.
Побывают туристы около древнейших археологических памятников – городищ 2 тысячелетия до н.э. и XIV века.
В прошлом году мы впервые использовали наше ноу–хау, это совершенно новый формат путешествия, который называется «Сценическое плавание». Компания «Мостурфлот» разработала новые маршруты с великолепными видами и элементами театральной постановки, где сценой будут служить природные ландшафты. Музыка и рассказ ведущего эмоционально дополнят театральное действие! Ну а зрители, туристы компании «Мостурфлот», удобно расположившись на палубе, смогут в полной мере насладиться этим великолепным зрелищем. Острова, проливы, бухты, живописные побережья, недосягаемые в других круизах, откроются в сценических круизах.
Прохождение большинства значимых мест сценического плавания рассчитано с учетом наиболее удачной их освещенности. Это даст возможность сделать редкие фотографии.
– У вас огромное количество интересных программ, маршрутов. Для реализации всех этих идей нужны соответствующие суда. Существует ли такая проблема, как нехватка судов, оснащенных современным оборудованием, отвечающим современным требованиям к уровню комфорта?
– Проблема в новых судах, конечно же, есть. Нужно строить новый флот, который отвечает современным требованиям не только к размещению туристов, но и к эксплуатации судов. По нашему заказу сейчас строится теплоход «Петр Великий» на судоверфи «Лотос». Это один из четырех новых теплоходов, построенных и строящихся в России. Строительство нового флота реально только при господдержке из–за очень высокой стоимости.
В связи с происходящими событиями, начиная с 2020 года, остро ощущается нехватка туристов. В первую очередь это связано с отсутствием въездного туризма, крупные речные российские круизные компании перевозили иностранных туристов от 50 до 100% от общего объема. Российский рынок не смог перекрыть потерю иностранных туристов и, скорее всего, не перекроет в 2022 году.
– Расскажите, пожалуйста, какая ваша целевая аудитория? Кто он, ваш пассажир?
– Раньше это были люди в основном старше 60 лет, в этом возрасте люди очень любят речные круизы. У нас даже есть туристы, которым 90–95 лет. Сейчас наблюдается омоложение нашей публики, и основная наша аудитория уже от 45 лет. Также за последние годы очень сильно увеличилось количество пассажиров, отдыхающих семьями. В период летних каникул резко возрастает количество детей и подростков. Таким пассажирам тоже не приходится скучать, у нас работают аниматоры и «тинклубы». Бывает, что инициаторами речных путешествий выступают сами подростки, уговаривая родителей поехать в круиз. У нас очень большой процент возвратных туристов, то есть туристов, которые, придя к нам однажды, возвращаются снова и снова.
Хочу рассказать про рекорды. Например, одна туристка в один сезон совершила 11 круизов. Или семья, которая путешествовала несколько круизов подряд в течение месяца. Или туристы, которые в этом году отметят с нами 30–летие путешествий на наших теплоходах. Есть верные приверженцы компании и есть люди, которые верны определенным теплоходам. Они знают все про этот теплоход, знают членов команды в лицо и поименно.
– А каким образом вы привлекаете активную и платежеспособную молодежь?
– Для молодежи интересны более короткие круизы, круизы на выходные дни, со специальной программой, отличающейся от традиционной. Молодежь любит активность, ей нужны адреналин, драйв, и конечно, мы что–нибудь придумаем в будущем и для молодежи. Много делается для того, чтобы круизы были интересны всем. Большинство круизов имеют ярко выраженную тематику. Это и гастрономические круизы, энокруизы, где профессиональный сомелье расскажет все о вине и разыграет винное казино (определение сорта вина по цвету, аромату, вкусу), чайные круизы и много других. Мы постоянно приглашаем известных актеров, певцов, ученых и даже космонавтов.
– Как бы вы охарактеризовали итоги навигации 2021 года?
– Год был очень тяжелый для круизных компаний, продолжалась пандемия. Отсюда – низкая загрузка теплоходов. Иностранные туристы, как я уже сказала, к нам так и не приехали. Российские туристы тоже не активно приобретали путевки, сохранялся страх заболевания. Противоковидные меры, такие как: две смены питания (специальная рассадка), увеличение количества уборок, дополнительная обработка судна и т. п., привели к дополнительным расходам и повышению времени обслуживания туристов. Были ужесточены правила обслуживания музеями в городах маршрута (не более 5 человек в группе). Выросла цена топлива. В 2021 году, выполняя свои обязательства, компания перевезла большое количество туристов, оплативших и не осуществивших свои круизы в 2020 году. Было много людей, отказавшихся от тура из–за болезни. Поэтому год был не просто сложным, он был в финансовом смысле провальным.
– В начале апреля откроется навигация 2022 года. Какие ожидания? Станет ли она рентабельной?
– В 2022 году мы, безусловно, ожидаем улучшения. Так как продажа туров началась задолго до открытия навигации, в начале все шло неплохо. В помощь нам был и есть, конечно, кешбэк, речные круизы участвовали и продолжают участвовать в этой программе. Достаточно активны продажи туров были в ноябре, в декабре прошлого года, в январе и в феврале нынешнего, но упали в марте. Мы уже точно знаем, что из–за сложившейся ситуации у нас в 2022 году не будет иностранных туристов. В начале года шли разговоры о том, что иностранные компании готовы привозить круизных туристов. В основном это страны Европы, Австралии, Америки, но опять все планы рухнули. В такой ситуации мы рассчитываем только на внутреннего туриста. Учитывая, что большая часть нашего населения незнакома с нашим замечательным продуктом, потенциал у нас высокий.
Поэтому будем рады продвижению круизного отдыха на федеральных и региональных каналах нашей страны.
– В 2021 году вы ввели речной лоукостер. Будет ли в 2022 году продолжаться подобная практика?
– Да, действительно, в сегодняшних непростых обстоятельствах мы планируем продолжать подобный опыт. Речной лоукостер – это предложение как раз для тех туристов, которые не планируют выделять значительные средства для отдыха. Лоукостер – это конструктор, где турист может создать свой турпакет, исходя из своих финансовых возможностей. Человек, к примеру, может не брать экскурсионную программу или выбрать только некоторые, по так называемому меню экскурсий. Он также может не брать полный пансион, а только завтрак. Но это не значит, что турист останется голодным на борту. Питание гость сможет приобрести в том же ресторане, на шведской линии, выбрав определенные блюда и оплатив их на кассе. Это тоже для туриста большая экономия. По формату лоукостера у нас выходят теплоходы «Леонид Красин» и «Княжна Анастасия».
– Скажите, а каким образом совершенствуется сервис в области речного круизного судоходства?
– Очень хороший вопрос. Впервые в полном объеме появился люксовый сегмент, которого у нас раньше, на внутреннем рынке, не было. В компании «Мостурфлот» данный сегмент самый широкий на рынке, это три теплохода: «Княжна Виктория», «Александр Грин» и «Россия». Теплоходы выделяются среди других наличием балконов в каютах, лифтами, соединяющими палубы, большими современными каютами, единым современным дизайном всех помещений, высокой кухней, сервисом и уровнем обслуживания, соответствующим отельному 5 звезд. Что касается улучшения уровня комфорта: наша компания выходит на рынок с новой концепцией отдыха «чайлдфри круизы» (круизы без детей). Посмотрим правде в глаза, иногда мы хотим отдохнуть от детей, полностью отдавшись удовольствиям путешествия. Дегустировать вино, говорить на разные темы, слушать джаз и многое другое из специально подготовленной программы. А также наслаждаться тишиной и спокойствием в окружении природы.
Создан этот формат исходя из запросов наших туристов, на основе опросов и анкетирования. Именно для них в формат «чайлдфри» был переведен теплоход класса люкс «Россия». Теплоход в этом формате будет работать всю навигацию.
– Сейчас очень актуален вопрос экологии, и все хотят перейти на СПГ. Как вы относитесь к этой тенденции, на сколько это для вас вообще интересно?
– На сегодняшний день круизные компании это сделать не смогут без поддержки газовых корпораций или государства. Необходимо разработать проекты по замене оборудования судов. Такие расчеты сложны и дороги: переоборудование повлечет изменение основных ходовых характеристик судна, остойчивости, плавучести, управляемости.
Также для этого нужны будут заправочные станции, то есть нужно создавать новую инфраструктуру.
– Светлана Викторовна, вы с таким воодушевлением рассказываете о своей работе. Надо заметить, что женщин в речной отрасли не так много. Скажите, как вы пришли в профессию? Почему выбрали именно эту стезю?
– На самом деле мне было очень легко принять решение по двум причинам: во–первых, у меня папа работал в этой отрасли. Он работал в Южном речном порту, и речная тема была знакома мне с детства. Во–вторых, Институт инженеров водного транспорта, который я окончила, находился через дорогу от моего дома. В–третьих, в школе, которую я оканчивала, были сильные математика и физика, поэтому институт был выбран технический.
Ну и студенческая практика была у нас особенная. Мы работали в портах разных городов. После 4–го курса были на Крайнем Севере, за полярным кругом, где полгода работали в напряженной арктической навигации, самостоятельно принимая производственные решения в оперативном режиме. И это было самое яркое и запоминающееся для нас. Был один случай. Я студенткой работала на Крайнем Севере представителем порта на нефтебазе, принимала топливо в порту. Арктическая навигация очень короткая, и нужно разное топливо, дизельное и бензин, завезти очень быстро в порты реки Яна. Танкеры перевозят дизельное топливо или бензин в течение навигации (не меняя вида груза). Ведя строгий учет перевезенному топливу и запланированному к перевозке, я увидела, что бензин завезен почти в полном объеме, и дала распоряжение капитану нефтеналивного судна загружаться дизельным топливом (что означает его выбытие из перевозки бензина на всю навигацию). Капитан начал кричать, грозить, что будет жаловаться (связь с головным портом только по рации в установленное время), но был вынужден подчиниться, и оказалось, что мое решение было правильным. На следующий день по всему порту пошло распоряжение: все бензиновые СПН заливать дизелем. Вы себе не представляете, как это было важно для студентки, когда ты берешь на себя ответственность, принимаешь решение и за все отвечаешь. Тогда это дало мне такой заряд уверенности, который потом помогал в профессии всю жизнь.
– Сегодняшние речники так же «горят» профессией? Новые кадры, которые приходят на реку, так же полны энтузиазма?
– Хочу сказать, что в основном все речники «горящие». Уж сколько было в свое время неприятностей в этой отрасли – и зарплаты не получали, и работы не было. Но с теплоходов не уходили. Люди с реки уходят тяжело. Являясь прекрасными специалистами, которые легко могут найти работу на берегу, все равно остаются. Что–то держит. Огромные коллективы на судах – они же как большая семья, тут все общее. Все хорошо знают друг друга, помогают, поддерживают. Вот вроде бы все к концу навигации устали, люди полгода вне дома. Но проходит немного времени, и начинают скучать, ждать с нетерпением навигацию. Кому не нравится река, тот не задерживается, уходит очень быстро. А для тех, кто к реке прикипает, это на всю жизнь. В основном это те люди, которые выросли на большой реке. Сейчас молодые кадры, конечно, приходят, но не таким потоком, как раньше. Зарплаты у нас невысокие, престижа или каких–то привилегий нет. Спасает только любовь к речному делу, вот и все. Есть и представители речных династий, от дедов до внуков.
Беседу вела
Ольга ОВСЯНКИНА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.