Волго–Донской судоходный канал имени В.И. Ленина принимает поздравления с 70–летием
В праздничных торжествах приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, руководители администраций бассейнов внутренних водных путей, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов, представители государственных органов власти, подрядных и общественных организаций, учебных заведений.
Масштабы работ, выполненных при создании канала, и сегодня, спустя 70 лет, поражают своим размахом. Создание Волго–Донского комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то на ввод в эксплуатацию ВДСК потребовалось всего три с половиной года. За время строительства было перемещено 174 млн м3 земли, уложено 3 млн м3 бетона и железобетона, закреплено откосов сооружений на площади 2,9 млн м2. Смонтировано около 60 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования.
Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. Стройка была всенародной. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства Волго–Донского судоходного канала. В строительстве канала участвовали более 1 млн человек.
Волго–Дон стал настоящим испытательным полигоном новой отечественной науки и техники. По степени механизации Волго–Дон превзошел все предшествующие гидротехнические сооружения. Бетонные работы здесь были механизированы на 100%, земляные работы – на 98% (на строительстве канала имени Москвы – на 45%).
Волго–Донской комплекс сооружений – это и уникальный архитектурный ансамбль.
Канал сооружен в местах, где во время Гражданской и Великой Отечественной войн проходили исторические сражения за Царицын–Сталинград. Эти две темы и отражены во всех сооружениях канала: в Триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах, а также в монументах и барельефах. Архитектурный проект был разработан мастерской под руководством Л. Полякова и воплощен в жизнь.
Сегодня гидротехнические сооружения Волго–Донского комплекса признаны архитектурным памятником Волгоградской области.
31 мая 1952 года слились воды двух великих российских рек – Волги и Дона.
Создание канала позволило замкнуть Единую глубоководную систему европейской части России, соединившую Балтийский и Беломорский с Азово–Черноморским и Каспийским морскими бассейнами, а также связать недорогим и экологичным водным транспортом крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные агломерации нашей страны.
На канале протяженностью 101 км возведены 96 гидротехнических сооружений: 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно–ремонтных заграждения, 2 паромные переправы, 6 остановочных пунктов и др.
Сегодня под управлением администрации находится грандиозное по инженерной сложности и масштабам хозяйство: 130 гидротехнических сооружений, более ста единиц технического флота, а также свыше 80 объектов энергетики и связи.
Ежегодно по Волго–Донскому судоходному каналу проходит до 6000 единиц флота, выполняется более 70 тыс. шлюзований, перевозится около 8 млн тонн грузов, в том числе нефтепродукты, сера, зерновые, минеральные удобрения, минерально–строительные материалы и др. Средняя продолжительность навигации – 250 суток.
Насосными станциями перекачивается до миллиарда кубометров воды для нужд судоходства и орошения.
Основным направлением в работе ФБУ «Администрация «Волго–Дон» является обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы расположенных на них гидротехнических сооружений.
Для безаварийной работы гидротехнических сооружений Волго–Дона в короткий межнавигационный период (3,5 месяца) выполняются значительные объемы работ по плановому капитальному и текущему ремонту конструкций шлюзов, оборудования, зданий и коммуникаций.
ФБУ «Администрация «Волго–Дон» поэтапно реализует мероприятия подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» по реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго–Донского судоходного канала.
На данный момент:
– сданы в эксплуатацию по завершении реконструкции 12 объектов;
– в стадии реконструкции – 3 объекта;
– в период 2023–2027 годов планируется реконструировать еще 7 объектов;
– проводится плановая работа по обеспечению гидросооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Для обеспечения круглосуточного судоходства канал оснащен системой оперативной связи и средствами навигационного ограждения судового хода. Создана единая автоматизированная информационно–управляющая система диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений.
Волго–Дон – одно из крупнейших подведомственных учреждений Федерального агентства морского и речного транспорта, современный транспортно–технологический комплекс и, самое главное, слаженный коллектив высококлассных специалистов, умеющих решать задачи любой сложности.
Новые, еще более масштабные задачи смогут решать путейцы и гидротехники Волго–Дона после завершения успешно ведущейся комплексной реконструкции основных сооружений и объектов канала.
Наш корр.