Интервью с генеральным директором «Норникель–ЕРП» Енисейского речного пароходства Ольгой Ксанф
Генеральный директор «Норникель–ЕРП» Енисейского речного пароходства Ольга Ксанф – о новых инвестиционных проектах, модернизации флота в санкционных условиях и итогах навигации–2022
– Ольга Владимировна, завершен северный завоз. Какие можно сегодня подвести итоги? С какими сложностями пришлось столкнуться?
– В эту навигацию грузы в рамках северного завоза доставлены в полном объеме, что само по себе и является главным итогом: теперь труднодоступные северные территории обеспечены всем необходимым для выживания в предстоящую зиму. Самый ответственный этап традиционно – это экспедиционный завоз на притоки Енисея, которые становятся судоходными только в период весеннего паводка: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Большая Хета. По всем направлениям Енисейское речное пароходство выполнило план грузоперевозок в полном объеме. По Большой Хете перевезены 328,3 тыс. тонн грузов. Особенность этой реки в том, что крупные партии грузов возможно доставить только в июне, в период весеннего паводка (экспедиционный завоз). В дальнейшем, с июля по октябрь, перевозки осуществляются мелкосидящим флотом с распаузкой в устье. Природа отводит нам считаные недели на выполнение всех задач, и основные сложности здесь связаны с погодными условиями. Простых навигаций не бывает: ветер, шторм, сильное течение в перекатах, повышенный или пониженный уровень воды, задымление от лесных пожаров – каждый раз мы сталкиваемся с теми или иными неблагоприятными факторами и новыми вызовами, затрудняющими работу флота. Этот год не стал исключением, но, несмотря на трудности, речники в очередной раз справились. В этом большая заслуга принадлежит как капитанам и экипажам, так и всем подразделениям, ответственным за своевременное накопление грузов в зимний период на площадках Красноярского и Лесосибирского портов, формирование и отправку мощных караванов судов, выгрузку в сжатые сроки на причалах заказчиков.
– Вами было обещано, что в этом году грузооборот Енисейского речного пароходства увеличится на 20%. Удалось ли достичь этих показателей, и если да, то за счет чего?
– Да, действительно, мы планировали в этом году увеличить грузооборот на 20%, но в итоге почти на 10% перевыполнили первоначальный план: нам удалось доставить потребителям 3,7 млн тонн грузов, что на 30% превышает показатель 2021 года.
Рост грузооборота пришелся в основном на направление до Дудинки – это связано с тем, что Норильский промышленный район сегодня достаточно серьезно развивается. «Норникель», наш основной заказчик, реализует ряд масштабных инвестиционных проектов: северную программу, ремонт и реконструкцию производственных объектов и, конечно же, реновацию городской инфраструктуры Норильска. Помимо этого, с каждым годом растет грузооборот в такие северные пункты, как Байкаловск, Мунгуй, Караул. Увеличились потребности в грузоперевозках и у других крупных компаний, развивающих проекты на севере Красноярского края. Кстати, что касается перевалки топлива, то нефтеналивной район Лесосибирского порта превысил в эту навигацию историческую планку, переработав более 64 тыс. тонн, это стало рекордом, установленным впервые в истории Лесосибирского порта.
Таймырским районным управлением Енисейского речного пароходства за навигацию 2022 года зарегистрировано 2016 судозаходов, что на 30% больше показателя 2021 года. В порту обработаны 1190 судов – на 47% больше, чем в прошлом году, в том числе 105 самоходных сухогрузных, 92 нефтеналивных и 642 судна песчаной линии.
Грузооборот Таймырского районного управления составил 2 млн 882 тыс. тонн, что на 58% выше показателя 2021 года. Добыты и перевезены 1 млн 500 тыс. тонн песка с Грибановского месторождения. Обработаны более 100 тыс. тонн нефтеналивного груза и более 500 тыс. тонн сыпучего, 72 тыс. тонн леса в плотах и 13 839 контейнеров.
– В эту навигацию специалисты отмечали рекордно низкий уровень воды на некоторых участках Енисея. Как работалось в этих условиях?
– В первых числах июля, в самый разгар навигации, нам сообщили о планируемом сокращении попусков воды с Красноярской ГЭС. Уровень воды на участке от Красноярска до поселка Стрелка, где в Енисей впадает Ангара, снизился на 90 см. Это сделало невозможной эксплуатацию крупнотоннажного флота на данном отрезке. Пришлось оперативно, буквально за несколько дней перестраивать работу. Первое, что мы сделали, – экстренно отправили груз, который находился в Красноярском речном порту, прежде всего тяжелые инертные материалы, которые невозможно было бы вывезти по низкой воде. Второе – приняли решение частично перераспределить груз, который планировали получать до конца навигации, с Красноярского речного порта на Лесосибирский порт. Третье – вывели тяжелый флот за пределы участка с пониженными уровнями воды. В Лесосибирск грузы доставлялись по железной дороге, автомобильным транспортом и мелкосидящим флотом, а там перегружались в большие суда и отправлялись в пункты назначения.
В итоге Лесосибирский порт переработал в общей сложности около миллиона тонн грузов. Это всего на 200 тыс. тонн меньше предельной мощности предприятия. А нефтеналивной район порта отработал даже с превышением пропускной способности, которая составляет 45 тыс. тонн. Объем переработки нефтеналива составил более 64 тыс. тонн – за счет поступления дополнительных объемов нефтеналивных грузов, переадресованных из Красноярска, так и роста объемов заказов ряда постоянных клиентов.
Отдельным этапом стало возвращение флота в Красноярск. Для этого с 25 октября по 3 ноября уровень воды в Енисее был увеличен, и все наши суда, отправленные за Стрелку, – порядка 130 единиц – благополучно добрались к месту зимнего отстоя в Красноярском судоремонтном центре.
– Как в непростых условиях маловодности осуществлялась работа экипажей и обеспечивалась безопасность судоходства?
– Нынешняя навигация для наших речников стала настоящей проверкой на прочность. Однако благодаря слаженной работе плавсостава, береговых подразделений на Север отправлен весь плановый объем жизненно важных грузов. При движении от Красноярска до Лесосибирска суда загружались на осадку, обеспечивающую безопасное прохождение маловодных участков. Ежедневно передавались циркуляры по сбросам ГЭС и гарантированным глубинам для учета судоводителями запасов воды под днищем и планирования безопасного движения. При необходимости устанавливались усиленные вахты.
В эту навигацию речники работали вне привычных маршрутов. Например, крупнотоннажный флот обычно приходит в Красноярск между рейсами, а в этом году всю навигацию они ходили из Лесосибирска в Дудинку: экипажи постоянно были на маршруте, все лето не видели своих родных. Мелкий флот, который работал от Красноярска до Дудинки, наоборот, ходил только из Красноярска до Лесосибирска. Они ни разу не побывали на севере, что расстроило многих, не говоря уже о подтесовских экипажах, которые тоже не могли всю навигацию попасть домой.
В непростой ситуации оказались наши экипажи при доставке и разгрузке щебня по реке Большая Хета. Флот, следовавший с грузами и кранами на Большую Хету, столкнулся со штормовой обстановкой на Енисее, которая не позволяла не только подойти к устью притока с составами, но и продвигаться корпусом. Ветер достигал 20 метров в секунду, высота волны – 1,5 метра. Несколько дней караван пережидал неблагоприятную погоду в районе Ситковского мыса. Как только метеорологические условия улучшились, суда массово начали спускаться вниз по Енисею, к устью притока. Часть флота – в основном мелкосидящие суда – вошли в Большую Хету. Но из–за малых уровней воды на притоке даже судам типа «РТ» было трудно продвигаться вверх. В сложившихся условиях пароходством по согласованию с заказчиком было принято решение часть грузов для нефтяников переадресовать в другой пункт доставки. 100 тыс. тонн щебня речники привезли и выгрузили в населенном пункте Точино, расположенном на левом берегу Енисея, в 60 километрах ниже Дудинки. В этот заброшенный поселок грузы по реке в современной истории пароходства вообще не завозились, и экипажам судов пришлось буквально осваивать неисследованную акваторию и необорудованный берег пункта Точино. Ветроволновая обстановка все дни была нестабильной, но речники с ней справлялись, заблаговременно уводя баржи к другому берегу или пряча их за мысом. Выгрузку щебня в Точино закончили в полном объеме. Именно на инертные грузы пришлась большая часть объемов, запланированных к перевозке по Большой Хете в начальный период навигации.
– В плане развития судоходства на Енисее предполагается ежегодная замена технического флота вплоть до 2030 года. Какими новыми судами пополнился флот пароходства в этом году? Какие суда строятся?
– В 2021 году мы заключили контракт с Самусьским судостроительно–судоремонтным заводом на постройку десяти барж морского класса. Первые две, с уникальным оборудованием высокой степени точности, мы получили в сентябре – они пришли на Енисей Северным морским путем и успели сделать один рейс из Лесосибирска в Дудинку.
Баржи класса «М–СП» предназначены для работы в низовьях Енисея и в Енисейском заливе, а в течение мая–июня, пока Енисейский залив покрыт льдом, будут эксплуатироваться в среднем течении реки Енисей. Чтобы суда могли использоваться и в морских, и в речных условиях, в типовой проект барж (RDB 66.68М) внесены корректировки. Уменьшение габаритов и веса баржи при сохранении ее грузоподъемности позволит также снизить затраты на топливо при буксировке судна. Длина баржи составляет 92 метра, доковый вес – 700 тонн, грузоподъемность в речных условиях – 3 тыс. тонн, в морских – 2,5 тыс. тонн. Общая стоимость контракта превышает 2 млрд руб. В течение 2023–2024 годов мы получим остальные баржи из заказанной партии.
– Енисейский залив уже покрылся льдом. Как прошла подготовка к этому этапу навигации?
– Навигация на Енисее завершилась, флот расставлен в затонах на зимний отстой, начинается подготовка к следующей навигации. В ремонтно–отстойном пункте Красноярского судоремонтного центра проведен ряд мероприятий по подготовке затонов. Произведено траление затона, частично проведены дноочистительные работы, планируются такие же работы в котлованах плавдоков, составлена карта промеров глубин затона, в том числе вокруг Плавдока–441 и Плавдока–450 и судоходных подходов к ним. Работы выполняли рейдовые суда «Шарыпово» и «РБТ–301». Работники КСЦ обновили настилы на стоечных баржах, произвели на них ремонт съемных леерных ограждений, отремонтировали и укрепили переходные трапы. Было обновлено бетонное покрытие дамб и причалов, укреплена береговая линия, а также отремонтировано дорожное полотно проезда на мыс Ксензюка. Привели в порядок леерные ограждения вдоль достроенного причала и малого затона. Были приобретены швартовные канаты. У места базирования служебноразъездных теплоходов «Заря–346», «Заря–360» и «Чайка» судоремонтники произвели капитальный ремонт укрепления береговой полосы. По территории судоремонтного центра нанесли дорожную разметку согласно правилам перемещения людей и транспорта, установили дополнительные дорожные знаки. Отремонтировали и проверили в работе сети наружного освещения береговой линии дамбы затона. Суда, требующие крупного ремонта, поднимаются на слипах. У Енисейского речного пароходства три судоремонтных подразделения – Красноярский судоремонтный центр, Подтесовская и Ермолаевская ремонтно–эксплуатационные базы флота. Их производственные мощности позволяют выполнять практически любые задачи судоремонта собственными силами. При этом в Красноярске затон не замерзает, и два плавдока работают круглый год. В этом году в связи с низким уровнем воды в Енисее в затоне Красноярского судоремонтного центра мы провели дноуглубительные работы.
– Какие инвестиционные проекты сегодня реализуются пароходством и какие запланированы?
– На предприятии реализуется инвестиционная программа, которая предусматривает капитальные восстановительные ремонты, замену главных двигателей и прочих крупных агрегатов. Кроме того, для расширения возможностей участия в крупных промышленных проектах, реализуемых в районах Крайнего Севера, Енисейское речное пароходство модернизирует флот. Модернизация необходима для возможности плавания в Енисейском заливе ниже северной оконечности Бреховских островов – до Диксона. В Красноярском судоремонтном центре и Подтесовской РЭБ флота освоены работы по переоборудованию теплоходов для перерегистрации из класса «М» в «М–ПР», таким образом уже модернизированы четыре теплохода. В будущем планируем продолжать реализацию инвестиционной программы.
– Как вы относитесь к инициативе создания единого оператора в сфере доставки грузов северного завоза?
– Активно поддерживаем и сами при возможности выступаем с такой инициативой. Все новое – это хорошо забытое старое, раньше правительство края собирало общую потребность и проводило единый тендер на перевозку, и мы готовы в нем участвовать. Это даст понимание, какие грузы в каких объемах нужно доставить, а значит, появится возможность заранее запланировать флот и своевременно подготовить весь процесс. Сегодня мы готовим флот исходя из своего прошлого опыта, а потом ждем, кто выиграет тендер на поставку тех или иных ресурсов, когда они обратятся к нам, – из–за множества организационных моментов время может быть упущено. Доставка грузов северного завоза должна регулироваться органами власти централизованно.
– Ваши планы на навигацию 2023 года в условиях санкционных ограничений?
– Навигация 2022 года, в которую мы уже работали в условиях санкционных ограничений, показала, что спрос на наши услуги со стороны заказчиков не снижается. У нас большие планы по перевозкам. Мы будем продолжать реализацию масштабных инвестиционных проектов как Заполярного филиала Норникеля, так и других наших крупных заказчиков. Мы также планируем участвовать в доставке грузов в Енисейский залив, работать с морскими судами, выполнять программу северного завоза, наращивать объемы перевозок, насколько это возможно.
Беседу вела
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.