Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Реки России: вектор обновления

Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов – о развитии инфраструктуры ВВП, необходимости обновления технического флота и безопасности судоходства

– Константин Олегович, в сегодняшних непростых условиях какие наиболее значимые проекты будут осуществлены в 2023 году по модернизации и расширению ВВП?

– В этом году предусматривается дальнейшее планомерное улучшение качественных параметров внутренних водных путей. Так, повышение категорий внутренних водных путей предусматривается на 74 участках общей протяженностью 1348 км. Из них на 474 км увеличится протяженность внутренних водных путей, оборудованных средствами навигационной обстановки, на 318 км с круглосуточным движением судов.

Также предусмотрено устранить лимитирующие условия судоходства на 1679 км, что позволит увеличить пропускную способность отдельных участков внутренних водных путей на 2,9 млн тонн, повысить уровень безопасности условий плавания.

Отдельно хотелось бы отметить, что для поддержания судовых габаритов у Росморречфлота запланированы мероприятия по строительству технического флота до 2024 года в количестве 101 единицы, из них: земснарядов – 8 ед.; обстановочный флот – 54 ед.; промерные суда – 27 ед.; экологические суда – 6 ед.; обслуживающие суда – 6 ед. С 2023 года мы начали получать новые промерные суда с современными промерными комплексами, что особенно радует. 14 таких судов, которые поступят в этом году, позволят на реках быстро переносить судовые ходы, чтобы оптимизировать объемы дноуглубительных работ. Это позволяет нам быстрее готовить реки к работе и поддерживать их в гарантированных габаритах. Реализацию данных мероприятий считаю наиважнейшей задачей.

– Какие основные мероприятия запланированы на 2023 год для улучшения качества береговой инфраструктуры и ГТС?

– С целью улучшения технического состояния судоходных гидротехнических сооружений и повышения их уровня безопасности, а также обеспечения безаварийной работы ежегодно проводится их реконструкция и капитальный ремонт. В 2023 году в Федеральную адресную инвестиционную программу включены следующие мероприятия по реконструкции:

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско–Балтийского канала. 3–й (третий) этап. Шлюз № 18;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско–Балтийского канала. 4–й (четвертый) этап. Шлюзы № 2, 14;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско–Балтийского канала. Плотина № 23;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско–Балтийского канала. Шлюз № 16;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы. Реконструкция канала № 294;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы. Реконструкция гидроузла № 2;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы.

2–й этап. Реконструкция гидроузла № 3;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы. Реконструкция подстанции 110 кВ «Икша II» № 232;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго–Донского судоходного канала. II этап. 3–й (третий) этап. Первая очередь. Механическое оборудование гидроузлов № 6,13, Николаевского гидроузла;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Проектные работы. II этап. Шлюзы № 25–26 Саратовского гидроузла. Гидротехнические сооружения;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Шлюзы

№ 21–24 Самарского гидроузла. Нижние двустворчатые ворота (НДВ);

– реконструкция судоходных шлюзов 15–16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап. Реконструкция Нижне–Камского шлюза;

– разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго–Балтийского водного пути. Этап. Комплекс работ по реконструкции Волховского шлюза. II пусковой комплекс.

– Основная проблема последних навигаций – это маловодье. Какой ожидается прогноз по уровню воды в этом году? Какие планы по перевозкам на 2023 год?

– Водность рек зависит от многих условий и трех основных факторов: запаса воды в снеге в начальный период навигации для заполнения водохранилищ, температурного режима и количества осадков в межень и в осенний период перед закрытием навигации.

По последним данным, наблюдений в европейской и сибирской частях ожидается наполнение водохранилищ для обеспечения судоходства при среднегодовых показателях температуры воздуха и количества осадков летом.

Также необходимо отметить, что долгосрочного прогноза по уровням воды на реках в период навигации нет. Поэтому режим работы водохранилищ назначается и корректируется оперативно в зависимости от складывающейся гидрометеорологической обстановки в конкретный период.

На свободных участках рек прогнозировать условия судоходства можно только после прохождения весеннего половодья.

За прошлый год объемы перевозок грузов и пассажиров были увеличены на 5,2% и 5,9% соответственно. При этом необходимо отметить, что перевозки грузов во внутреннем сообщении и грузооборот были увеличены более чем на 10%, а рост пассажирооборота составил более 39%.

В этом году мы прогнозируем дальнейший умеренный рост перевозки грузов на 2,2% до 118,8 млн тонн. Также ожидается рост на 20% объема пассажирских перевозок на всех видах сообщений примерно до 10,9 млн человек.

Планируется ли оптимизация штатной численности администраций бассейнов ВВП?

– Да, мы сейчас проводим небольшую реорганизацию. В прошлом году с целью оптимизации штатной численности администраций бассейнов ВВП была закончена реорганизация Северо–Двинской и Печорской администраций с созданием единой администрации Двинско–Печорского бассейна.

В данный момент у нас происходит объединение Обского и Обь–Иртышского бассейнов. Это единый бассейн рек, просто в предыдущие годы они были разделены на две части из–за того, что там работали разные пароходства. Сегодня мы их объединяем, и это будет наш ведущий бассейн по выполнению дноуглубительных работ. Река Обь и река Иртыш почти не зарегулированы, там существует всего один шлюз, вот поэтому, чтобы поддерживать необходимые судовые габариты, там приходится каждый год проводить большой объем дноуглубительных работ.

Росморречфлот также прорабатывает вопросы о целесообразности объединения и других смежных бассейнов. Решение зависит от результативности таких действий при сохранении высокопрофессионального кадрового потенциала.

– Планируется ли совершенствование нормативной базы деятельности портового контроля на ВВП. Насколько оправдало себя создание этой службы?

– Государственный портовый контроль был введен десять лет назад. За это время государственный портовый контроль показал свою действенность и результативность при проверке соблюдения на судах и плавучих объектах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации, а также профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

Все это приводит к повышению безопасности судоходства, сокращению транспортных происшествий и аварий на внутренних водных путях.

– С какими основными проблемами приходится сталкиваться в обеспечении безопасности судоходства на ВВП?

– Безопасность судоходства зависит от подготовки судовладельцем судна к плаванию, создания и обеспечения судовладельцем системы управления безопасностью судов.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях.

Безусловное выполнение требований указанных правил позволяет минимизировать количество транспортных происшествий.

В то же время администрации бассейнов внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляют содержание внутренних водных путей, пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения, диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте, государственный портовый контроль и другие функции, установленные законодательством.

Как показывает статистика транспортных происшествий, основная часть их связана с человеческим фактором. Это и некачественный ремонт или недостаточная подготовка судна к плаванию, ошибочная оценка рисков при принятии тех или иных решений или окружающей обстановки при судовождении.

– Какая работа ведется для обеспечения содержания внутренних водных путей в надлежащем состоянии?

– В процессе обеспечения содержания внутренних водных путей администрации бассейнов проводят дноуглубительные работы, в том числе ремонтные и поддерживающие.

Данные работы проводятся при использовании дноуглубительного флота тремя основными способами: с применением плавучего пульпопровода, с выгрузкой на шаланды и «выбросным» методом.

В целях оптимизации затрат на выполнение дноуглубительных работ администрациями бассейнов ежегодно проводится капитальный ремонт флота, в том числе с заменой грунтовых насосов и обновлением плавучего пульпопровода.

В администрации Двинско–Печорского бассейна сейчас активно ведутся работы по обновлению технического флота. Работа ведется по нескольким направлениям. Одно из них – капремонт судов, включающий восстановление корпусов, ремонт движительно–рулевого комплекса с заменой выработавших моторесурс дизель–редукторных агрегатов и дизель–генераторов, замену электрооборудования. Таким образом обеспечивается повышение производственно–технических и технико–экономических показателей, унификация состава дизельного парка, что позволяет сократить расходы на приобретение запчастей и количество агрегатов в обменном фонде. В 2023 году администрацией бассейна планируется выполнить капитальный ремонт на 17 судах. В филиалах ФБУ «Администрация «Волго–Балт» в разгаре подготовка флота к навигации 2023 года. В графике ремонта 127 единиц флота из 206 судов и плавучих объектов учреждения. На сегодня, опережая плановые показатели, в техническую готовность сдано 61 судно. На слипах предприятия находятся 9 единиц флота с очередными освидетельствованиями. В администрации Обь–Иртышского бассейна в рамках зимнего судоремонта 2022–2023 годов отремонтируют около 150 единиц флота.

Кроме того, на наиболее затруднительных для судоходства лимитирующих участках Росморречфлотом проводятся научно–исследовательские работы по улучшению судоходных условий с применением методов математического моделирования в целях определения наиболее оптимальных положений судового хода и перекатов, требующих разработки.

– Какие сегодня существуют наиболее перспективные проекты в области создания дноуглубительного флота?

– В настоящее время на балансе администраций внутренних водных путей числится более 2,5 тыс. единиц судов технического флота, в том числе около 150 единиц дноуглубительного флота. Средний возраст судов дноуглубительного флота составляет более 40 лет. Безусловно, такой флот нуждается в обновлении.

В рамках реализации мероприятий по обновлению дноуглубительного флота в 2022 году построены и сданы в эксплуатацию два землесоса проекта 4395 для Двинско–Печерского и Волго–Донского бассейнов внутренних водных путей.

Также в рамках заключенных контрактов строятся еще 4 единицы аналогичных земснарядов.

Кроме того, в целях ускорения процесса обновления дноуглубительного флота Росморречфлотом при поддержке Минпромторга России и при участии ГТЛК реализуются мероприятия по строительству земснарядов по программе льготного лизинга. Так, в рамках заключенных контрактов с АО «ГТЛК» на АО «СЗ «Лотос» и АО «Цимлянский судомеханический завод» строятся современные роторно–ковшевые земснаряды проекта 93.159, а также мелкосидящие земснаряды проекта Ц490ДА. Самоходный земснаряд проекта 93.159 должен быть сдан в эксплуатацию в 2023 году. Земснаряд данного проекта будет направлен на выполнение дноуглубительных работ в Волго–Каспийский канал. В этой серии строятся еще три аналогичных земснаряда. Уникальная особенность земснарядов проекта Ц490ДА заключается в том, что за короткое время их можно легко разобрать, погрузить на автомобиль, перевезти на другой участок, снова собрать и запустить в работу.

Вместе с тем, не на всех участках внутренних водных путей эффективно использование земснарядов землесосного типа. Так, на реках Енисей, Лена, Ока из–за наличия грунтов твердых пород целесообразно применение многочерпаковых земснарядов. В 2021 году по заказу Росморречфлота на АО «Порт Коломна» был построен и сдан в эксплуатацию несамоходный многочерпаковый шаландовый земснаряд проекта № 3409.

Также в целях развития судоходства и обеспечения необходимых габаритов судовых ходов, особенно на баровых участках рек Лена, Яна и Индигирка, и обеспечения северного завоза необходимо проектирование и строительство самоходных земснарядов производительностью 4000 куб. м/ч. Имеющимся трем земснарядам мощностью 4 мВт, возраст которых 40 лет, сегодня необходима замена. Мы поставили вопрос перед Правительством и проектировщиками–судостроителями о строительстве как минимум двух 4 мВт земснарядов на замену устаревшим.

– Как проходит сегодня подготовка рядового плавсостава: матросов, мотористов. Какие основные кадровые проблемы и пути их решения? Что нового можно ожидать в этом году в области развития отраслевого речного образования?

 

– В настоящее время законодательством Российской Федерации об образовании компетенция в области подготовки по профессиям рабочих и служащих, к которым относится подготовка матросов и мотористов, отнесена к ведению субъектов Российской Федерации.

Однако учебные заведения Росморречфлота в рамках подготовки специалистов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на судоводителей, механиков и электромехаников, в обязательном порядке обеспечивают получение курсантами квалификационных свидетельств матросов, мотористов и судовых электриков. В дальнейшем на плавательной практике курсанты, имеющие квалификационные свидетельства рядового состава, работают на штатных должностях. Такая система подготовки специалистов рядового состава в значительной степени обеспечивает потребность судоходных компаний в кадрах.

Если говорить о статистике, то подведомственные образовательные организации реализуют обучение по программам среднего профессионального образования в 19 филиалах (МГУ имени адмирала Г.И. Невельского – 3 филиала, ФГБОУ ВО «СГУВТ» – 4 филиала, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» – 6 филиалов, ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» – 1 филиал, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – 5 филиалов).

По состоянию на 31 декабря 2022 года контингент обучающихся по программам СПО составлял 23 589 человек.

В 2022 году на уровень среднего профессионального образования было принято всего 4395 человек.

По уровню среднего профессионального образования было выпущено всего 3 976 человек.

В начале марта 2023 года, в целях подключения к решению задачи по подготовке специалистов для морского и речного флота региональных учебных заведений, неподведомственных Росморречфлоту, был проведен семинар–совещание в Казани на базе Института морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева – Казанского филиала ВГУВТ. Одним из важных вопросов для обсуждения как раз был вопрос о подготовке кадров рядового состава не только членов экипажей судов, но и береговых специалистов. На базе ВГУВТ планируется создать информационный ресурс по подготовке специалистов СПО, в том числе и рядовых, где будут данные об образовательных учреждениях, возможностях по проведению практики, методические материалы, лучшие учебные материалы, что позволит проводить консолидированную работу по подготовке специалистов СПО и рядовых специальностей в учебных заведениях Росморречфлота и региональных образовательных организациях.

– Ваши ожидания от навигации 2023 года? Какие основные задачи предстоит решить?

– Основные задачи внутреннего водного транспорта на перспективу определены и направлены на выполнение целей, установленных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Об ожидаемом росте перевозок грузов и пассажиров, улучшении качественных параметров внутренних водных путей мы уже говорили.

Предстоит нормальная рабочая навигация. Для этого сейчас ремонтируются транспортный и технический флот, береговая инфраструктура и судоходные гидротехнические сооружения. Уже началась договорная компания по оказанию транспортных услуг.

Из важных приоритетных мероприятий необходимо отметить следующее. Мы ожидаем увеличение объема перевозок грузов в Обь–Иртышском и Енисейском бассейнах.

В части расширения географии круизов в 2023 году будет запущен новый маршрут «Тобольск – Сургут – Салехард – Тобольск» на трехпалубном пассажирском судне «Северная сказка», а в навигацию 2024 года маршрут планируется увеличить до Томска.

Также на реке Вятка в Кировской области планируется возродить круизный туризм. Возобновление судоходства от города Мамадыш Республики Татарстан до Вятских Полян имеет большое значение для Кировской области. С этой целью Минтрансом России и Росморречфлотом проведена работа по организации данного проекта. На данном участке выполнены необходимые изыскательские работы и гидрологические исследования. Реализация проекта дноуглубительных работ будет проходить под контролем Росморречфлота. С улучшением судоходных условий на реке Вятка появится перспектива развития пассажирских и грузовых перевозок.

Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР».


просмотры:

1252

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться