Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Погранпереходы – в новый формат

О современных подходах к развитию автомобильных пунктов пропуска.

В условиях изменения конфигурации транспортно–логистических потоков и санкционной политики недружественных стран вопросы обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ приобретают особое значение.

Важные шаги

На протяжении продолжительного времени развитию пунктов пропуска не уделялось необходимого внимания. Финансовое обеспечение мероприятий по их модернизации и надлежащей эксплуатации в полном объеме не осуществлялось. И, как следствие этого, возросло количество объектов незавершенного строительства, в том числе таких, где проектирование было выполнено с ошибками.

В 2016 году распоряжением Правительства РФ Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) было ликвидировано и его полномочия переданы Минтрансу России. Соответственно, к ведению министерства были отнесены и пункты пропуска. Специалистам предстояло в корне изменить ситуацию, свести к минимуму количество незавершенных объектов, реализовать разработанную при поддержке Минтранса России и одобренную Президентом России и Правительством РФ масштабную производственную программу, призванную коренным образом изменить архитектуру и технологическую базу приоритетных пунктов пропуска на границе и создать благоприятный имидж страны для международных перевозчиков и туристов. В том же году согласно распоряжению Правительства РФ ФГКУ Росгранстрой, главной задачей которого является развитие и модернизация пунктов пропуска, было отнесено к ведению Минтранса России.

Важные шаги в сфере погранпереходов были предприняты в 2018–2021 годы. По словам директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаила Кокаева, для решения задач по развитию системы пунктов пропуска проведена большая работа по совершенствованию нормативно–правового регулирования в этой сфере. Благодаря проведенной Минтрансом России работе утверждены нормативы затрат на содержание пунктов пропуска, с шести до одного месяца сокращен срок согласования и регистрации Минюстом России приказов об их реконструкции, определены иные места прибытия грузов в ряде пунктов пропуска, где ведется реконструкция (Бурачки, Верхний Ларс, Яраг–Казмаляр). Кроме того, в два раза сокращены регламентные сроки проведения закупочных процедур, нормативно закреплено заключение контрактов «под ключ» (проектирование и строительство – в рамках одного контракта), изданы правила режима в пункте пропуска.

Сократили долгострой

В 2022 году впервые за длительное время был ликвидирован дефицит финансирования на содержание и техническое обслуживание пунктов пропуска, увеличены объемы и периодичность работ. Это позволило провести большую работу по заключению долгосрочных контрактов на содержание пунктов пропуска и организовать масштабные мероприятия по текущему ремонту и дооснащению целого ряда погранпереходов. Что касается объектов незавершенного строительства, то в период с 2019 по 2021 год удалось снизить их количество в два раза.

Так, в 2021 году в Бурятии была завершена реконструкция автомобильного пункта пропуска Кяхта на границе с Монголией, которая длилась с 2012 года. Модернизация погранперехода позволила создать новую инфраструктуру для служб пограничного, таможенного и иных видов контроля. Построено более 40 зданий и сооружений административного, хозяйственного, бытового и инженерно–технического назначения. Проведена работа по оснащению погранперехода современным оборудованием. Благодаря двукратному увеличению количества полос движения разделены транспортные потоки, что позволило повысить безопасность движения в пункте пропуска. Пропускная способность МАПП была увеличена в два раза по количеству транспорта (до 1000 транспортных средств в сутки) и в три раза по количеству людей (до 5000 человек в сутки). Это позволило сократить время прохождения контрольных процедур при пересечении границы и способствует увеличению скорости доставки грузов, основными из которых являются лесо– и пиломатериалы, пищевые продукты, корма.

В апреле прошлого года запущено движение в реконструированном железнодорожном пункте пропуска Забайкальск на границе с КНР, который строился почти десять лет. Забайкальск – один из основных транзитных узлов, на его долю приходится более половины общего объема грузоперевозок между Россией и Китаем. Кроме того, он обеспечивает транзит грузов не только по России, но и в страны Таможенного союза. После модернизации на этом пункте пропуска создан первый в России железнодорожный стационарный инспекционно–досмотровый комплекс. Контроль грузов проходит без вскрытия контейнеров и остановки состава, идущего со скоростью до 70 км/ч, что значительно сократило время транспортировки.

Почти год назад в Амурской области было открыто движение по трансграничному автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ через пункт пропуска Кани–Курган на границе с КНР. Он обустроен по временной схеме. В настоящее время активно возводится постоянный погранпереход, строительство которого должны завершить в декабре 2023 года. Он обеспечит пропуск не только грузового, но и пассажирского трафика. Сейчас через пункт пропуска Кани–Курган в среднем в сутки проходят 190 грузовых автомобилей. Как только погранпереход будет открыт по постоянной схеме, его пропускная способность по грузовикам вырастет до 630 транспортных средств в сутки. Он также сможет пропускать до 160 автобусов и 70 легковых автомобилей. В дальнейшем в районе моста Благовещенск – Хэйхэ планируется создать так называемый сухой порт с необходимой инфраструктурой для того, чтобы обеспечить мультимодальные перевозки грузов с использованием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.

Завершено также строительство железнодорожного пункта пропуска Нижнеленинское и стационарного инспекционно–досмотрового комплекса в районе первого железнодорожного моста, соединяющего российский и китайский берега реки Амур.

С учетом приоритетов

В связи с введением санкционных ограничений в отношении нашей страны произошли значительные изменения в логистических маршрутах для доставки товаров автомобильным транспортом. Для увеличения грузопотоков в минувшем году основной упор был сделан на развитие приграничной инфраструктуры. Дальний Восток фактически стал ключевым направлением перевалки грузов.

Для завершения реконструкции по АПП Краскино и АПП Пограничный в Приморском крае потребовались корректировка проектов, возобновление финансирования и заключение новых контрактов. В прошлом году решения по реализации проектов были найдены. Работы в Краскино продолжились. В декабре был заключен контракт на реконструкцию пункта пропуска Пограничный со сроком завершения строительства в 2024 году. Модернизация погранперехода повысит его пропускную способность в девять раз. Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» также получено на реконструкцию приморского пункта пропуска Турий Рог.

Всего в Приморье располагается 5 автомобильных пунктов пропуска: Краскино, Пограничный, Марково, Турий Рог и Полтавка. Предполагается, что они будут модернизированы с разными сроками открытия объектов. Реконструкция АПП Полтавка начнется после завершения строительства нового моста через реку Гранитная.

На другом направлении – на подходе к АПП Верхний Ларс на российско–грузинской границе – летом прошлого года построено 12 новых полос движения, позволивших минимизировать очереди легкового транспорта на выезд из России. Строительство еще 12 новых полос на въезд завершено в ноябре. В сентябре–октябре 2022–го заключены контракты на разработку проектов и реконструкцию «под ключ» девяти автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ (Бугристое, Илек, Маштаково, Караузек, Озинки, Адлер, Торфяновка, Люття и Вяртсиля). Всего за 2022 год отремонтировано и модернизировано 65 пунктов пропуска (за предыдущие пять лет – 64). В 2023 году ремонт запланирован в 73 пунктах.

Проекты «под ключ»

В контексте развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и увеличения пропускных мощностей погранпереходов вопросы модернизации пунктов пропуска на южном направлении приобрели особую актуальность. В прошлом году ФГКУ Росгранстрой заключен государственный контракт «под ключ» на реконструкцию погранперехода Караузек – основного в Астраханской области пункта пропуска автомобильного транспорта в Казахстан. Средства на эти цели выделены из федерального бюджета. Сроки реализации проекта – 2022–2025 годы. Работы по проектированию и строительству будет выполнять одна подрядная организация, что позволит ускорить производственные процессы. В рамках реконструкции неподалеку от действующего пункта пропуска будет построен новый погранпереход с учетом растущих потребностей по пассажиро– и грузопотокам. Он сможет обеспечить пропуск до 2000 транспортных средств в сутки.

«С учетом приоритетности Караузека будут приложены все усилия, чтобы завершить работы раньше, – подчеркнул руководитель ФГКУ Росгранстрой Геннадий Безлобенко. – Уже сегодня с представителями государственных контрольных органов (пограничная, таможенная служба, Россельхознадзор и Роспотребнадзор) ведется работа по согласованию концепции проекта реконструкции». В настоящее время границу в действующем пункте пропуска Караузек пересекают около 1200 человек и более 600 транспортных средств в сутки. В тесном контакте с государственными контрольными органами и правительством региона решаются вопросы увеличения пропускной мощности погранперехода в целях обеспечения растущих объемов грузоперевозок на юг до момента открытия нового пункта пропуска Караузек.

В Дагестане завершен первый этап модернизации автомобильного пункта пропуска Яраг–Казмаляр на границе с Азербайджаном. Реконструкция самого загруженного в республике сухопутного погранперехода, входящего в створ международного транспортного коридора «Север – Юг», ведется в рамках комплексной модернизации приоритетных пунктов пропуска. В настоящее время на территории МАПП Яранг–Казмаляр построены более 30 новых зданий и сооружений: административно–бытовой комплекс, здания кинологической службы, санитарно–карантинного поста, бокс углубленного досмотра, павильоны, пешеходная галерея, гараж, навесы, складские помещения и другие. Смонтировано современное высокотехнологичное оборудование. После реконструкции пропускная способность Яраг–Казмаляра вырастет почти в три раза (до 1400 транспортных средств и до 5100 человек в сутки).

До конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север – Юг». Это морские, железнодорожные и автомобильные пункты пропуска. Среди них Верхний Ларс, Ново–Филя, Тагиркент–Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербент. Развитие инфраструктуры МТК будет способствовать укреплению торгово–экономических связей, оптимизации транспортно–логистической системы, созданию новых инфраструктурных маршрутов и наращиванию объемов грузоперевозок в Азербайджан, Иран, Индию и другие страны Южной Азии и Персидского залива.

Принятые в 2022 году меры по развитию инфраструктуры МТК позволили устранить пробки на азербайджанском участке и увеличить пропускную способность пунктов пропуска в четыре раза. Раньше в сутки через азербайджанские пункты проезжали 400 грузовиков, теперь – 1700. На российско–грузинской границе пропускная способность увеличилась за прошлый год с 700 до 1200 грузовиков ежедневно. Но решить проблему пробок на этих и других международных пунктах пропуска через государственную границу РФ пока не удалось. Увеличить пропускную способность может не только ремонт и обновление инфраструктуры, но и более активное использование цифровых сервисов.

Реактивный ресурс

Бесплатный сервис, позволяющий не стоять в очередях и вовремя доставлять товары получателям, обеспечит российским и зарубежным автомобильным перевозчикам электронная очередь. Напомню, такой закон Госдума РФ приняла на пленарном заседании в феврале, внеся изменения в ФЗ № 257 об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, разрешающие введение механизма предварительного резервирования времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска для грузовых транспортных средств. Закон вступит в силу с сентября 2023 года.

Забронировать время, дату и место прохождения границы можно будет на Едином портале госуслуг и в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) с 1 марта 2024 года. До этого времени услуга будет доступна на информационном портале или на площадке–накопителе через терминал самообслуживания. Данные будут передаваться в информационные системы контрольно–надзорных органов на пунктах пропуска для использования в своих процессах.

«Электронная очередь – это первый этап комплексного подхода организации и изменения инфраструктуры международных пунктов пропуска. Мы планируем постепенно внедрять технологию резервирования времени. Отмечу, что цифровой сервис, прежде всего, позволит распределять нагрузку на МАПП, сократить очереди. Для участников движения введение механизма предварительного резервирования времени повысит качество планирования сроков перевозки», ? прокомментировал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.

Подведомственное Минтрансу России ФГКУ Росгранстрой реализует пилотный проект по оснащению погранпереходов новейшим высокотехнологичным оборудованием. В конце прошлого года на АПП Маштаково Оренбургской области на границе с Казахстаном и АПП Тагиркент–Казмаляр в Дагестане на границе с Азербайджаном появились инспекционно–досмотровые комплексы (ИДК) портального типа. В рамках проекта в каждом пункте пропуска установлено по два портальных ИДК (на въезд и на выезд из страны). Финансирование мероприятий осуществляется из федерального бюджета. Специализированное высокотехнологичное оборудование отечественного производителя обладает уникальными возможностями и способно в динамическом потоке сканировать транспортные средства и грузы. Проезжающий через портал грузовик или другой тип транспортного средства с грузом «просвечивается» с целью обнаружения запрещенных к провозу веществ и вложений. Проверка осуществляется без вскрытия и нарушения целостности упаковки грузов.

Такой вид досмотра обеспечивает высокий уровень защиты от перемещения незаконных вложений, существенно сокращает время прохождения контрольных процедур на границе и позитивным образом влияет на скорость доставки товаров. Кроме того, этот вид досмотра абсолютно безопасен для водителей. По сравнению с мобильными и стационарными инспекционно–досмотровыми комплексами портальный ИДК требует минимальных сроков производства и установки и позволяет досматривать в движении 100% транспортных средств оперативно и без пробок.




ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться