В верхней палате обсудили ход реализации постановлений СФ о государственной поддержке социально–экономического развития регионов.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий провел итоговое совещание, посвященное реализации постановлений Совета Федерации о государственной поддержке социально–экономического развития Республики Адыгея, Республики Саха (Якутия), Новгородской, Иркутской и Омской областей, принятых в рамках проведения дней субъектов в верхней палате парламента.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, руководители и представители федеральных и региональных органов исполнительной власти.
По словам Владимира Городецкого, информация, полученная от регионов, свидетельствует о том, что проведена значительная работа как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. «Решение многих вопросов удалось сдвинуть с места. При этом многие рекомендации имеют длящийся характер», – сказал сенатор.
В ходе совещания прозвучала информация о проводимых в регионах мероприятиях, получены комментарии представителей профильных ведомств по обсуждаемым проблемам.
Практически все регионы затрагивали темы строительства и модернизации транспортной инфраструктуры.
Регион с большим потенциалом
Иркутская область входит в число пяти самых больших по площади регионов страны, поэтому неудивительно, что актуальным вопросом остается транспортное сообщение. Проблемной точкой на федеральной автомобильной трассе «Вилюй» и железнодорожной Байкало–Амурской магистрали является плотина Братской ГЭС. Обе дороги проходят по гребню плотины, что противоречит требованиям закона о транспортной безопасности и препятствует увеличению пропускной способности.
В своем постановлении Совет Федерации рекомендовал Правительству РФ рассмотреть предложения правительства Иркутской области о реализации мероприятий по разработке проектной документации и строительству автомобильного и железнодорожного мостов в нижнем бьефе Братской гидроэлектростанции в 2023–2030 годах с участием хозяйственных обществ, в собственности которых находится этот объект, и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
По словам первого заместителя губернатора Иркутской области Руслана Ситникова, строительство автомобильного и железнодорожного моста в нижнем бьефе Братской ГЭС – это вопрос не только удобства жителей Иркутской области, но и безопасности стратегически важного объекта. Строительство альтернативного маршрута автомобильной дороги федерального значения А–331 «Вилюй» Тулун – Братск – Усть–Кут – Мирный – Якутск в обход плотины Братской ГЭС предполагает строительство двух мостовых сооружений автомобильного и железнодорожного транспорта в нижнем бьефе Братской ГЭС. Это позволит снизить нагрузку на плотину ГЭС и вывести движение большегрузных автомобилей за черту жилого района Братска.
Предполагаемая стоимость строительства автомобильного и железнодорожного мостов в обход плотины Братской ГЭС – 89,3 млрд руб., из которых 25,6 млрд руб. стоимость строительства железнодорожного моста, 63,4 млрд руб. – автомобильного моста. Срок реализации – 2023–2030 годы.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Руслан Гайнетдинов заявил о поддержке включения обхода Братска в схему территориального планирования. По его словам, финансирование строительства этого объекта будет выделено не ранее 2027 года, учитывая, что все средства в федеральном бюджете расписаны на пять лет вперед. «Постановление СФ будет работать в течение бюджетного цикла – до 2025 года. За это время должны быть подготовлены технические и технологические решения, пусть даже проект будет финансироваться за пределами этого срока», – заметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Наговицын.
Для улучшения качества жизни жителей области также необходимы строительство нового аэропортового комплекса в г. Иркутске и реконструкция плоскостных сооружений аэродромных комплексов аэропортов местных воздушных линий городов Усть–Кут, Киренск и Ербогачен, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Руслан Ситников напомнил, что приказом Минтранса России создана межведомственная комиссия по вопросам развития аэропортовой инфраструктуры Иркутска, в рамках которой будут решаться все вопросы по финансированию строительства нового авиаузла.
Международный аэропорт Иркутска стабильно входит в первую двадцатку аэропортов–миллионников страны. По прогнозным оценкам, пассажиропоток может составить в 2024 году – 3 млн человек, в 2025 году – 3,4 млн человек, к 2031 году – 4,3 млн человек, к 2035 году – 4,9 млн человек.
Развитие аэропорта стеснено его географическим местоположением (он находится в границах г. Иркутска), в свою очередь расположение 7–й подзоны приаэродромной территории аэропорта сдерживает социально–экономическое развитие областного центра. Вопрос выноса Международного аэропорта Иркутска за пределы областного центра обсуждается с 60–х годов прошлого столетия. В настоящее время состояние аэровокзального комплекса и плоскостных сооружений АО «Международный Аэропорт Иркутск» не соответствует текущим потребностям и современным требованиям безопасности при обслуживании пассажиров. Министерство обороны Российской Федерации согласовало площадку Позднякова в Иркутском районе, которая определена под размещение аэропортового комплекса Иркутска. Начать строительство нового аэропорта под Иркутском планируют в 2028 году.
Общая протяженность автомобильных дорог Иркутской области – более 30 тыс. км. При этом из 12 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии находятся чуть более 30%, а без асфальтобетонного покрытия – почти 68%. До 2027 года предусмотрено ежегодное выделение средств для обеспечения транспортно–эксплуатационного состояния дорог, но этого недостаточно. В Совете Федерации поддержали предложение правительства Иркутской области о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир на участке км 124+332 – км 153+932 в Ольхонском районе, автомобильной дороги Иркутск – Листвянка на участке км 12 – км 29 в Иркутском районе и автомобильной дороги Тайшет – Чуна – Братск на участке км 220+000 – км 244+000.
Географическое положение Иркутской области, сочетание природных ландшафтов, богатого культурно–исторического наследия, этнокультурное разнообразие способствуют привлечению значительного числа туристов и открывают широкие возможности для развития туристской отрасли. Правительству Иркутской области необходима федеральная поддержка при реализации мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту причальных сооружений, расположенных на озере Байкал и находящихся в собственности Российской Федерации, и комплексному оснащению объектами транспортной инфраструктуры водных путей озера Байкал и реки Ангары. Как сказал член Комитета СФ по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Иркутской области Андрей Чернышев, причальные сооружения на озере Байкал и реке Ангара имеют важное значение для развития туризма: «Правительством РФ не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за данное направление, отсутствует балансодержатель причальных сооружений, находящихся в собственности РФ. Для приведения причалов в нормативное состояние требуются значительные средства, в настоящее время источник финансирования не определен. Этот вопрос был поднят на заседании Госсовета под руководством Президента РФ Владимира Путина, где прозвучало предложение о создании отдельного федерального проекта по развитию туристической деятельности на озере Байкал для Иркутской области и Республики Бурятия. Со своей стороны мы готовы включиться в эту работу по развитию инфраструктуры».
В ходе дискуссии был сделан акцент на необходимости проведения комплекса дополнительных мер по сохранению экологической системы озера Байкал. Негативно влияет на экологию наличие затонувших судов в акватории озера Байкал, рек Ангары и Лены, Иркутского и Братского водохранилищ. «Мы предлагали решить этот вопрос в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Однако Минприроды России пока не определило возможность финансирования работ по объему затонувших судов», – сказал представитель Иркутской области.
Прорубить окно в Азию
Омская область обладает значительным экономическим, кадровым, интеллектуальным и природным потенциалом. По территории региона проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, а также автодороги, связывающие регион со странами Центральной Азии и Китаем. Важнейшей транспортной артерией является река Иртыш с выходом на Северный морской путь. Вместе с тем существует ряд факторов, сдерживающих социально–экономическое развитие Омской области. Возможности региона как полноценного логистического хаба не реализованы в полной мере, что особенно актуально в условиях переориентации внешнеэкономических связей Российской Федерации на страны Центральной и Юго–Восточной Азии, Ближнего Востока.
В этой связи первостепенное значение приобретают два ключевых проекта: строительство автомобильного северного обхода города Омска и строительство нового аэропорта Омск–Федоровка.
Строительство Северного обхода Омска позволит вывести значительный объем грузоперевозок за пределы городской черты, сократить пробег транзитного транспорта на 20 км и улучшить экологическую обстановку в областном центре. В сентябре 2022 года было подписано концессионное соглашение по строительству обхода между Газпромбанком и правительством Омской области в лице регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства с общим объемом финансирования 63 млрд руб. Дорога протяженностью 67 км соединит федеральные трассы Омск – Тюмень и Челябинск – Новосибирск. Будут построены два моста через реки Иртыш и Омь, 15 путепроводов и 7 транспортных развязок.
Как проинформировал заместитель председателя правительства Омской области, министр финансов Вадим Чеченко, в Федеральное дорожное агентство направлена заявка о строительстве автомобильной дороги «Северный обход г. Омска» для участия в отборе проектов строительства автодорог в рамках концессионных соглашений. «Сейчас идет процесс проектирования. Мы понимаем, что без федерального софинансирования столь масштабный проект продвигаться не будет. Необходимо решить вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу строительства этого объекта», – заявил Вадим Чеченко.
Как сказал представитель Минтранса России, заявка по Северному обходу Омска направлена в межведомственную комиссию при Минтрансе. После рассмотрения заявки на МВК она будет направлена в правкомиссию по региональному развитию, и далее уже будет решаться вопрос об ускорении строительства этого капиталоемкого объекта. Средства федеральной поддержки составляют 27 млрд руб., из них на 2027 год предусмотрены 5,2 млрд руб.
Есть проблемы с аэропортом. Он находится в городской черте и блокирует развитие города, накладывая серьезные ограничения на строительство в областной столице. Например, в 2022 году власти не смогли выдать разрешения на строительство школ и детских садов, которые должны были появиться в рамках национальных проектов.
Вадим Чеченко напомнил, что 2 мая 2023 года Минтрансом России и правительством Омской области утвержден план мероприятий по реализации проекта на условиях концессионного соглашения. Минтрансом России создана рабочая группа по формированию ключевых параметров реализации проекта, разрабатывается проектно–сметная документация, есть потенциальный концессионер. Проект строительства аэропорта предварительно включен в перечень объектов комплексной госпрограммы РФ «Строительство» на 2026–2028 годы. Планируется вывести аэропорт за 30 км от центра и завершить строительство до 2028 года.
Стоимость объекта – 43 млрд руб. Для реализации этого проекта необходимо выделение 16,8 млрд руб. из федерального бюджета на строительство взлетно–посадочной полосы и аэронавигационных систем. Областной бюджет должен профинансировать строительство дороги к аэропорту и инженерных сетей. Все остальное возьмет на себя частный инвестор.
Федоровка станет частью трансконтинентального коридора, проходящего через ЯНАО, ХМАО, Тюменскую и Омскую области, с прицелом на Китай и Индию. Площадь будущего аэропорта составит 350 гектаров. Пропускная способность на порядок превысит объемы существующих перевозок Омска–Центрального. Помимо пассажирских перелетов ставку сделают на транспортировку грузов из Центральной Азии в Россию и Европу.
После завершения 40–летней эпопеи со строительством нового аэропорта территорию действующего аэропорта можно будет отдать под городскую застройку.
Наконец, еще одна проблема, которая не решается уже много лет, – реконструкция и обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ «Исилькуль» и «Одесское», а также строительство речного пункта пропуска «Черлак» на омском участке российско–казахстанской государственной границы.
Средства федерального бюджета недостаточны, чтобы максимально закрыть все потребности. В связи с этим регион предложил рассмотреть возможность модернизации пунктов пропуска на основе государственно–частного партнерства. Решение этого вопроса – насущная необходимость не только для Омской области, но и для соседей из других регионов Урала и Сибири.
Уникальный регион
Новгородская область – это и музей под открытым небом, исторический центр России, и стремительно развивающийся субъект страны.
Между тем – это единственный регион на Северо–Западе России и один из всего лишь девяти по всей стране, где нет собственного аэродрома. Поэтому ключевой вопрос для Новгородской области – развитие авиасообщения.
Регионом разработана проектно–сметная документация на капитальный ремонт взлетно–посадочной полосы аэропорта Кречевицы под Великим Новгородом. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы, комплект документов представлен в Минтранс России. Есть и соответствующее поручение Президента России. К сожалению, финансирование на сегодняшний день не доведено.
Разработан и согласован план–график реализации мероприятий по капитальному ремонту аэродрома Кречевицы под Великим Новгородом с вводом его в действие в виде посадочной площадки, который включает работы по капитальному ремонту существующих объектов аэродромной инфраструктуры, устройству периметрового ограждения, устройство светосигнального и метеорологического оборудования за счет средств федерального бюджета, а также установку средств радиотехнического обеспечения полетов и аэронавигационной связи.
Модернизация посадочной площадки Кречевицы под Великим Новгородом позволит создать дополнительные возможности для транспортной доступности жителей региона, а также будет содействовать увеличению туристического потока в Новгородскую область.
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Новгородской области составляет 15,2 тыс. км. Из них 862 км – дороги федерального значения, 7339 км – регионального и межмуниципального значения, 6953 км – местного значения. Опорная сеть Новгородской области приведена в нормативное состояние на 85%.
Пять лет назад в Новгородской области менее трети дорог находились в нормативном состоянии – сегодня их доля составляет 50%. К концу 2030 года не менее 85% дорог регионального значения будут соответствовать нормативным требованиям.
За период 2017–2021 годов приведены в нормативное состояние более 2 тыс. км дорог. На ремонтные работы направлены 16,4 млрд руб., из них 60% – это средства федерального бюджета. В 2022 году введены в эксплуатацию 524 км, на эти цели предусмотрены 5,7 млрд руб.
Благодаря федеральным программам и активной работе региональных транспортников удалось обновить 85% подвижного состава автопарка, возраст которого меньше пяти лет (этот показатель – один из лучших в стране). При этом 91% городских автобусов работают на природном газе.
С 2022 года и на плановый период до 2030 года поэтапно будут приведены в порядок 83 мостов. На эти цели будут направлены более 6 млрд руб. На 34 мостовых сооружениях запланирован ремонт, на 17 – капитальный ремонт, 12 мостов будут заменены на водопропускные трубы, 15 искусственных сооружений ждет реконструкция, и будут построены 5 мостов.
В ходе дискуссии было отмечено, что регион нуждается в дополнительных бюджетных ассигнованиях на софинансирование мероприятий по модернизации транспортной инфраструктуры Валдайского муниципального района, в том числе по реконструкции и ремонту автомобильных дорог, а также по капитальному ремонту мостовых сооружений.
Приоритетная территория
В Якутии из года в год увеличивается федеральное софинансирование государственных программ, за четыре года реализации национальных проектов в республику направлены 173 млрд руб., в том числе более 76% средств – из федерального бюджета.
Первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков подчеркнул, что из 22 пунктов постановления СФ о государственной поддержке социально–экономического развития РС(Я) выполнены 5, в работе находятся 17 пунктов.
Ключевым проектом, связующим пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, является строительство моста через реку Лена в районе города Якутска. Мост соединит в единый транспортный узел три федеральные автодороги, пять региональных автодорог, Амуро–Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
По экспертным оценкам, социально–экономические эффекты от строительства моста и его использования должны превзойти инвестиции более чем в 1,6 раза. Круглогодичная транспортная доступность населения республики возрастет кратно – с 21% до 80%. С повышением транспортной доступности прогнозируется приток более 200 млрд руб. инвестиций в проекты, ежегодная экономия расходов бюджетов на северный завоз составит не менее 4,1 млрд руб.
Незамедлительного решения требуют вопросы финансирования расходов субъектов Дальнего Востока по организации местных воздушных перевозок, которые сейчас осуществляются за счет региональных бюджетов, а также развития и модернизации аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики.
В адрес Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина направлено письмо, которое находится в подразделениях Минфина и Минтранса, о включении в транспортную часть КПМИ на период до 2024 года и выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции семи аэропортов в РС(Я).
По итогам рассмотрения предложений правительства республики о софинансировании мероприятий по обеспечению транспортной доступности для населения и расширению маршрутной сети местных воздушных перевозок до 35 маршрутов Минтрансом России подготовлен проект правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, входящих в состав ДВФО и расположенных в АЗ РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов. Проект согласован с Минэкономразвития и Минвостокразвития. Минфин направил свои замечания, после их устранения проект будет направлен повторно на согласование, сообщил Кирилл Бычков.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.