Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Выбор приоритетов

Транспортная тема была одной из главных на Восточном экономическом форуме ВЭФ–2023.

Президент России, выступивший на пленарном заседании ВЭФ, обозначил ключевые перспективы развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.

Как отметил в своем выступлении глава государства, на территории Дальнего Востока работают важнейшие стратегические предприятия, морские порты и железные дороги. За 10 лет грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза.

По словам президента, для поддержки деловых инициатив и в целом для экономики Арктики и Дальнего Востока, их жителей важны транспортные проекты. При этом необходимо расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры перевозки грузов. «Особое место в этом ряду, конечно, занимает развитие Северного морского пути. В прошлом году по нему прошли 34 млн тонн грузов, и в ближайшие годы грузопоток этого глобального транспортного коридора будет только расти, что требует опережающего строительства современного ледокольного флота, модернизации арктических портов и их инфраструктуры», – подчеркнул Владимир Путин.

Кроме того, Президент России сообщил, что к 2030 году предполагается удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. «Если в прошлом году она составила 123 млн тонн, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 млн тонн, в том числе за счет строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов. Уже к 2027 году планируется существенно увеличить мощности мурманского порта с нынешних 56 млн до 110 млн тонн в год», – сказал он.

Владимир Путин призвал нарастить темы модернизации БАМа и Транссиба, в том числе с помощью механизмов концессии, привлечения частного капитала для строительства мостов, тоннелей и путепроводов. «По инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога, возводится новый порт на побережье Охотского моря. Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки АТР», – подчеркнул глава государства.

Говоря о недавно открытом участке скоростной автодороги М–12 от Москвы до Арзамаса, Владимир Путин сообщил, что к концу текущего года трасса дойдет до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени. «Хочу сегодня сказать, что мы, безусловно, продолжим этот масштабный проект, скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток до Тихого океана. Будет сформирован единый транспортный коридор «Россия» от Санкт–Петербурга до Владивостока. Он послужит основой для развития туризма, для связи логистических, аграрных и производственных центров, даст импульс предпринимательству, обновлению городов и поселков», – заявил президент.

Отдельно была затронута тема развития авиационного сообщения Дальнего Востока с европейской частью России, а также повышения прямой связанности дальневосточных регионов между собой. Как напомнил глава государства, с этой целью была создана единая дальневосточная авиакомпания. Ее наиболее важные маршруты субсидируются государством, таким образом, цена билетов становится доступнее для граждан, появляются дополнительные возможности осваивать новые направления перелетов, в том числе и местные.

«Предлагаю поддержать эту, безусловно, важную работу, перевести ее на системную основу. Прошу правительство до 1 марта будущего года подготовить комплексный план мероприятий по развитию воздушных перевозок внутри дальневосточного региона. Он должен охватывать строительство новых и модернизацию действующих аэропортов, улучшение стандартов для работы малой авиации, поставку отечественных самолетов и вертолетов и, конечно, повышение доступности авиаперелетов прежде всего за счет уменьшения расходов авиакомпаний на лизинг воздушных судов», – сказал Владимир Путин.

В качестве целевого показателя президент страны обозначил рост пассажиропотока на рейсах внутри Дальнего Востока не менее чем до 4 млн пассажиров в год к 2030 году.

Восточный экономический форум посетил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он, в частности, принял участие в совещании Президента России по развитию дальневосточных городов.

Также Виталий Савельев принял участие в пленарном заседании, прошедшем в рамках ВЭФ–2023.

В рамках Восточного экономического форума состоялась сессия на тему «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество». В ней приняли участие губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров, генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская, председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев, первый вице–президент АО «Газпромбанк» Павел Бруссер, заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов. Модератором дискуссии выступил председатель совета директоров АО «Бамтоннельстрой–Мост» Руслан Байсаров.

В своем выступлении Валентин Иванов отметил, что проект модернизации Восточного полигона реализуется с 2013 года и за истекший период его провозная способность увеличилась более чем в полтора раза, с 98 млн тонн в 2013 году до 158 млн тонн по итогам 2022 года. По итогам 2022–го в полном объеме завершен комплекс мероприятий I этапа развития Восточного полигона. Открыто движение по всем объектам I этапа, а также по 8 первоочередным объектам II этапа развития Восточного полигона.

C 2013 года выполнены работы по строительству 8 и реконструкции 47 станций, строительству 39 разъездов, 496,4 км станционных путей, построены 525,8 км вторых путей, выполнено техническое перевооружение 58 тяговых подстанций, модернизированы 5019,9 км железнодорожного пути, реконструированы 3 тоннеля (Кипарисовский, Облученский и Владивостокский), выполнено строительство Кузнецовского тоннеля и нового однопутного электрифицированного Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 км.

В текущем году планируется достичь показателя провозной способности Восточного полигона в 173 млн тонн с увеличением до 180 млн тонн по итогам 2024 года. «У нас создана программа по увеличению объема перевозок импортных грузов с Дальнего Востока. На сегодняшний день ежесуточно порядка 4 тыс. ДФЭ (20–футовых контейнеров) импорта вывозим и понимаем, что с учетом перспектив увеличения перевозок контейнерных грузов это увеличение будет не менее чем в полтора раза», – сказал заместитель министра.

Дальнейшее развитие Восточного полигона в рамках III этапа предусматривает увеличение провозной способности до 210 млн тонн в 2030 году. Для своевременной реализации данного этапа развития железных дорог Восточного полигона и наращивания провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта необходимо осуществить проектирование с началом строительства ряда объектов с 2024 года.

Как подчеркнул Валентин Иванов, на сегодняшний день есть программа по развитию транспортно–логистических центров, включающая в себя более 30 ТЛЦ на всем протяжении маршрута. К 2027 году объем переработки ТЛЦ в целом по стране увеличится в 2,5 раза. При этом на Дальнем Востоке он вырастет более чем в 4 раза – с 700 тыс. ДФЭ до более чем 3 млн ДФЭ.

«Есть также несколько трансграничных проектов, связанных с новыми железными дорогами в Китай, есть и грузовая база под эти проекты и заинтересованность инвесторов», – сообщил Валентин Иванов.

О передовых цифровых решениях для внутренней и международной логистики рассказал на форуме заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Это прежде всего электронные навигационные пломбы, электронные очереди и электронный документооборот.

Электронный документооборот внедряется на всех видах транспорта на базе Государственной системы электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД. «С октября Минтранс России и РЖД опробуют использование электронного документооборота при мультимодальной грузовой перевозке», – отметил Дмитрий Баканов.

Для отслеживания перево-

зок товаров по территориям двух и более государств – членов ЕАЭС применяются электронные навигационные пломбы. Совместно с Республикой Беларусь они используются при перевозке лесоматериалов. Их внедрение позволило значительно ускорить процедуру обработки судов в порту Новороссийска. Планируется также подключить порт Владивостока.

Для грузовых транспортных средств в трех пунктах пропуска через государственную границу, включая «Забайкальск» на границе с Китаем, начала работать электронная очередь. С 1 марта 2024 года перевозчики смогут бронировать дату и время не только на сайте ФГКУ «Росгранстрой» или через терминалы самообслуживания перед погранпереходом, но и на портале «Госуслуги», а граждане иностранных государств – в ГИС ЭПД.

Конечная цель формирования единой цифровой среды – создание системы «одного окна» для всей транспортной отрасли и бесшовной мультимодальной логистики.

На пути к мультимодальной логистике российский транспортный бизнес давно и успешно инвестирует в цифровые решения как для повышения эффективности и прозрачности, так и для увеличения безопасности и управления грузопотоками. Прошедшие 1,5 года показали, что именно «цифровой задел» стал «подушкой безопасности» для российского транспорта: позволил в кратчайшие сроки перестроиться, продолжить развитие, попутно решая вопросы импортонезависимости.

«Бесшовная» грузовая логистика является одним из основных направлений, которые реализуются Минтрансом в рамках стратегии цифровой трансформации отрасли. По мнению Дмитрия Баканова, юридически значимый электронный документооборот позволит построить ядро дальнейшей мультимодальной логистики. «Сегодня наша основная задача – не останавливаться на дос-

тигнутом, двигаться дальше, и главное здесь – от реализации монопроектов перейти к их комплексному использованию, системно увязав их между собой», – добавил замминистра.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, у РЖД существует ряд проектов для грузовой логистики, при этом компания старается предоставить клиентам комплексные и удобные услуги. Речь в первую очередь о системе «ЭТРАН», к которой уже подключены 16 тыс. клиентов, а также о системе «Интертран», которая позволяет значительно сократить время прохождения груза на всех этапах. Евгений Чаркин рассказал о системе смарт–контрактов, делающей взаимодействие со всеми участниками отрасли максимально прозрачным, и электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» – сейчас ею пользуются более 9 тыс. клиентов из 15 стран.

ОАО «РЖД» планирует больше использовать технологии 

искусственного интеллекта. «Мы считаем, что до 2035 года в основе каждого бизнес–процесса компании будет стоять 

искусственный интеллект, который поможет нам принимать эффективные решения. Ключевые направления – планирование и моделирование, анализ того, что происходит на инфраструктуре, для того чтобы перей-

ти на предиктивную модель», – отметил Евгений Чаркин.

Вице–президент по информационным технологиям FESCO Дмитрий Суровец напомнил, что цифровая трансформация в компании началась более 5 лет назад. Результатом стало создание во Владивос-

токском морском торговом порту инновационной для России системы информационной обработки. При этом компания готова делиться своими наработками со всеми участниками рынка. «Мы можем совместными усилиями создать некоторое пространство, в котором компании, партнеры и государство могут взаимодействовать между собой», – сказал он.

По словам генерального директора Global Ports Альберта Лихолета, на протяжении последних 15 лет цифровые решения разрабатывались несистемно и на рынке присутствует множество разрозненных информационных решений, многие из которых используют свои форматы, что кратно увеличивает затраты на интеграцию. «Мы нуждаемся в создании единой цифровой платформы, единого подхода в области цифровой логистики, единой экосистемы, на базе которой можно развивать мультимодальные перевозки. Платформа должна создаваться под началом государства и быть равноудаленной от всех участников, чтобы обеспечить равные конкурентные условия», – подчеркнул он.

Как и любая масштабная инновационная задача, создание транспортно–логистической платформы потребует не только новых цифровых решений, но и совершенствования правового регулирования. Как считает сенатор Артем Шейкин, главная задача, которую должна решать такая платформа, – формирование единых стандартов, правил и требований ко всем участникам рынка. «Для этого, во–первых, нужно выявить и проанализировать противоречия, которые сегодня есть в законодательстве. Затем нужно обеспечить функционирование этой платформы с учетом существующих норм, потребностей и интересов заинтересованных сторон. В–третьих, необходимо вовремя утвердить и принять законодательные акты. Все эти пункты были синхронизированы», – сообщил сенатор.

По словам директора ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, на площадке ассоциации уже давно обсуждается тема создания единой платформы, которая стала бы «одним окном» для всех участников рынка. «Мы провели опрос, чтобы узнать, какие государственные сервисы необходимы для эффективного развития международных мультимодальных грузовых перевозок. В топ–3 вошли электронный документооборот на всех видах транспорта, единые стандарты информационного взаимодействия, системы мониторинга движения грузов», – рассказала Полина Давыдова.

Вопросы развития транспорта обсуждались и на других мероприятиях форума.

Юрий ПОЛИКАРПОВ.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться