Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Упорядочить транспортную систему

Над этим работает Ситуационно–информационный центр Минтранса России.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ситуационно–информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГБУ «СИЦ Минтранса России») – отраслевой интегратор Министерства транспорта РФ, нацеленный на решение задач Минтранса России по комплексной цифровой трансформации и цифровому развитию транспортной отрасли Российской Федерации.
В частности, речь идет о сборе и анализе данных транспортной отрасли относительно состояния инфраструктуры, транспортно–экономическом балансе, пассажиропотоках, грузоперевозках, оперативной обстановке и большом количестве другой информации, необходимой для прогнозирования ситуации на транспорте и принятия соответствующих управленческих решений.
Сегодня в разработке СИЦ Минтранса России большое количество проектов. О некоторых, имеющих особую актуальность, мы попросили рассказать директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия ГОРШКОВА.
– Признаюсь, впервые прочитав название вашей организации, я не сразу понял, что имеется в виду. Впрочем, если вникнуть, все становится понятным. И все же СИЦ простым языком, что это?
– Простыми словами: СИЦ Минтранса России – это фабрика цифровых проектов и данных Минтранса. Многие воспринимают СИЦ как комнату с видео-
стеной, где работают операторы, наблюдающие за некой картинкой. Конечно, есть у нас и видеостена, без этого никак. Но главное в нашей работе – аналитика.
В транспортной стратегии прописан клиентоцентричный подход к организации перевозок. Он предполагает, что во главу угла ставятся интересы пользователя транспортом – пассажира и грузоперевозчика. Вопрос: как определить реальные потребности, интересы и проблемы пассажиров и грузоперевозчиков?
Мы получаем миллионы различных не агрегированных данных, которые необходимо довести до понятного состояния, разложить по полочкам и выдать конечный результат. Допустим, посмотреть, как по стране перемещаются грузы, – задача не очень тривиальная. Скажем, грузы с запада на восток или с севера на юг движутся через определенные грузовые хабы. А по какому коридору они движутся? Какими видами транспорта? Где возможны задержки? В чем причины их возникновения? И самое главное – как их устранить?
СИЦ Минтранса России собирает и анализирует большие данные транспортной отрасли. И уже исходя из этого, формирует аналитические продукты, которые позволяют принимать оптимальные решения по развитию транспортной отрасли России.
– Один из проектов, над которым работал СИЦ Минтранса России, это информационно–аналитическая система в области перевозок легковым такси (ФГИС «Такси»). Система начала работать 1 сентября текущего года. Чего ожидать от реализации проекта?
– Не секрет, что достаточно большая часть перевозок такси в стране находится в «серой» зоне – более 20%. ФГИС «Такси» создана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2022 № 580–ФЗ, который направлен на обеление рынка. Закон этот долгожданный и очень актуальный. Он меняет подходы к регулированию таксомоторной деятельности в России. Толчком для разработки и принятия нового федерального закона о такси послужило наличие ряда острых проблем, включая качество оказываемых услуг, высокую аварийность с участием такси и многое другое.
Если о задачах более конкретно, то это, в частности, сбор, обработка и предоставление доступа к данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных законами или иными нормативными правовыми актами субъектов на осуществление функций по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Кроме того, повышение достоверности информации в области перевозок, обеспечение единства ввода информации и информационного обмена данными, исключение дублирования запросов информации непосредственно из ее источника. Далее, обеспечение защиты сведений, содержащихся во ФГИС «Такси», и доступности информации, содержащейся в системе, и многое другое.
– Какую пользу от нового закона и ФГИС «Такси» получит конкретный пассажир?
– Простой пример: ребенка надо отвезти на кружок или секцию, но мама или папа в силу занятости на работе сделать это не успевают. Понятная и распространенная ситуация. Как вариант – вызвать такси и отправить ребенка в секцию на такси одного. Очень удобно. Но сегодня многие родители боятся отправлять на такси даже самых самостоятельных детей. Причина? Скажем, никто не может гарантировать, будет ли водитель адекватен, а машина исправна. Словом, родительских страхов много. Но теперь, после 1 сентября, ребенку достаточно дать строгое распоряжение – приедет такси, наведи смартфон на QR–код и проверь легальность. Если в машине есть QR–код, то автомобиль, перевозчик могут быть проверены. Тогда и родитель почувствует себя спокойнее.
Функционал системы включает в себя проверку перевозчика по основным базам (ГИБДД, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и др.) и позволит решить целый спектр принципиальных для безопасности и качества работы такси задач. В том числе сбор общей статистики по отрасли, то есть количество выданных разрешений, динамика роста или снижения отрасли, мониторинг репутации автопарка и консолидация ключевых данных по перевозчикам, обеспечение достоверности, доступности и защиты сведений, содержащихся во ФГИС «Такси».
Результатом внедрения системы также станет минимизация затрат региональных органов исполнительной власти на создание собственных региональных систем.
– Что такое реестр такси? В чем разница между региональным реестром перевозчиков легковым такси и федеральной государственной информационной системой легковых такси?
– Региональный реестр перевозчиков легковым такси – это информационный ресурс, который содержит сведения о перевозчиках легковым такси, в том числе о предоставлении им разрешения. Что касается ФГИС «Такси», то это информационно–аналитическая система, обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из региональных реестров.
В соответствии с новым законом с 1 сентября 2023 года в каждом субъекте Российской Федерации начали функционировать три реестра – реестр перевозчиков, реестр легковых такси и реестр служб заказа легкового такси. Все участники рынка – агрегаторы, перевозчики и их машины – должны быть внесены в эти реестры.
Мы хотим, чтобы на рынке были только соответствующие всем критериям машины, проверенные и имеющие все разрешения водители, легальные агрегаторы. Именно для этого создаются три реестра, которые будут интегрированы во ФГИС «Такси». Это поможет упорядочить деятельность в сфере легальных таксомоторных перевозок, повысит прозрачность как отрасли, так и контроля за ней.
– Повлияет ли начало действия ФГИС «Такси» на снижение количества ДТП и за счет чего планируется это сделать?
– Чтобы не быть голословным, приведу статистику Мосгортранса. С января 2023 года число ДТП с участием такси в Москве сократилось на 13%. То есть 850 аварий против 971 за тот же период прошлого года. Произошло это в том числе потому, что в Москве уже работает комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»), которая позволяет отсеивать водителей с недостаточным стажем и тех, кто нарушает ПДД и не проходит медицинские и технические осмотры. Таких же результатов мы ожидаем и от внедрения ФГИС «Такси» в масштабах страны.
По данным Росстата, система охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси. Система будет работать в 89 субъектах Российской Федерации, а также на Байконуре.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2023 года об утверждении Положения о ФГИС «Такси» власти на местах должны до 1 декабря 2023 года обеспечить передачу информации в отношении разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси во ФГИС «Такси».
В настоящее время рассматривается вопрос дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственностью за нарушение порядка обработки информации о заказе легкового такси и за осуществление деятельности службой заказа легкового такси без подачи извещения о начале осуществления этой деятельности.
– Перед вступлением в силу ФЗ ходило много слухов, страшилок, вплоть до того, что «страна встанет « и «регионы не готовы»?
– Еще раз подчеркну: в системе практически нет новых требований к водителям и перевозчикам. И введение ФГИС «Такси» не привело к увеличению стоимости такси для пассажиров. К работе в системе необходимо просто привыкнуть. Это не отнимет много времени и не потребует больших вложений. С введением ФГИС «Такси» страна не встала, система и регионы были полностью готовы. В этом мы полностью уверены. СИЦ Минтранса России ведет активную работу с регионами по мониторингу, сопровождению, сбору обратной связи и предложений по развитию.
Регионы могут на свое усмотрение – или работать непосредственно во ФГИС «Такси», или продолжать вести собственный реестр, передавая данные в автоматическом режиме в систему.
– Каким образом строилась работа? Что должны были сделать регионы, которые хотели использовать свои системы?
– Для начала они направляли обращение о необходимости подключения к ФГИС «Такси» для обеспечения интеграции региональной системы, подписывали соглашение с СИЦ Минтранса России об информационном взаимодействии, включая Регламент информационного взаимодействия, назначали ответственных в уполномоченном органе по работе с ФГИС «Такси» в части информационного взаимодействия и предоставляли список контактных лиц. Кроме этого, синхронизировали текущие требования регионального законодательства в области перевозок легковым такси с требованиями №580-ФЗ и функционалом ФГИС «Такси» в рамках рабочей группы с оператором ФГИС «Такси», обеспечивали доработку региональной системы в соответствии с требованиями этого закона. Кроме того, организовывали обмен информацией с ФГИС «Такси» о предоставленных в регионе разрешениях и их статусах в региональных реестрах посредством API, тестировали корректность интеграции и обеспечивали технические условия для подключения к продуктивной среде ФГИС «Такси».
– А что должны были сделать регионы, которые работают напрямую во ФГИС «Такси»?
– Они направляли обращение о необходимости подключения к ФГИС «Такси» для ведения региональных реестров служб заказа такси, перевозчиков такси на имя оператора ФГИС «Такси», как и в прежнем варианте, подписывали соглашение с СИЦ Минтранса России об информационном взаимодействии, включая Регламент информационного взаимодействия, опять же назначали ответственных в уполномоченном органе по работе во ФГИС «Такси» и предоставляли список контактных лиц, синхронизировали текущие требования с упомянутым федеральным законом, проходили обучение по работе с ФГИС «Такси» в соответствии с руководством пользователя, обеспечивали технические условия для организации рабочего места сотрудника уполномоченного органа по подключению и работе во ФГИС «Такси».
Основным направлением в плане разработки системы в 2023 году являлась реализация программного обеспечения, которое исполняет требования федерального закона в части ведения региональных реестров. В 2024–2025 годах планируется развитие системы в рамках контрольно–надзорной деятельности, предоставления и адаптации госуслуг в регионах, а также по взаимодействию с внешними системами. В перспективе ФГИС «Такси» должно стать единым окном для регулирования деятельности в области перевозок легковым такси.
Кстати, хочу подчеркнуть, что ФГИС «Такси», как и другие программные продукты, разрабатываемые по заданию Минтранса ФГБУ «СИЦ Минтранса России», не является копией или аналогом зарубежного программного обеспечения.
– Работа с регионами – одно из направлений деятельности вашего центра. В чем она заключается?
– Наша глобальная миссия – находить все лучшее в регионах и транслировать по всей стране. Эта работа ведется в рамках Центра развития цифровых компетенций транспорта регионов. Мы собираем лучшие системные решения, в которых продуманы все нюансы, а затем передаем этот опыт другим регионам.
– С 1 июля 2023 года Минтранс России запустил информационную систему «Портал субсидированных перевозок», которая будет работать в тестовом режиме до 1 июня 2024 года. В роли перевозчиков будут выступать пока что авиакомпании. Разработкой этого проекта ведь тоже занимался СИЦ Минтранса России?
– Так и есть. Речь идет о различных льготах, которые в свою очередь в разных субъектах могут быть тоже разными. Сегодня пока что во многих случаях, если человек хочет воспользоваться льготным билетом – многодетная семья, маломобильный пассажир или житель дальнего региона, он должен приехать, к примеру, в аэропорт, подойти к конкретной кассе авиакомпании с «веером» всевозможных бумажек и потребовать выдать билет.
Наша задача – дать возможность гражданам, имеющим льготы, приобретать билеты онлайн «в один клик», не выходя из дома.
Сам Портал субсидированных перевозок не предназначен для продажи авиабилетов. Продажа – это коммерческий процесс, который, как и ранее, остается исключительно на стороне авиакомпаний или специализированных сайтов. Но портал позволяет «одним кликом» подтвердить право пассажира на приобретение субсидированного авиабилета.
Портал – это закрытый программный интерфейс. Авиакомпания, получив запрос пассажира на льготный авиабилет, направляет на портал запрос для проверки права пассажира на приобретение льготного билета. А портал в свою очередь с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия автоматически связывается с соответствующими реестрами и получает цифровое подтверждение права или его отклонение на приобретение билета пассажира по специальным тарифам.
Для пассажира весь этот процесс полностью бесшовный. Человек просто заходит на сайт продавца авиабилетов, нажимает несколько кнопок, и если льготный билет ему положен, то получает его в соответствии с льготой.
Таким образом, для авиакомпаний будет обеспечен более удобный способ подтверждения права пассажиров на приобретение субсидированного билета. Уполномоченные государственные органы получат удобный и прозрачный инструмент контроля расходования субсидий авиакомпаниями, а пассажир получит возможность приобрести субсидированный билет без визита в офис авиакомпании с бумажными документами, подтверждающими право на приобретение билета по специальному тарифу, и при оформлении онлайн (на сайте авиакомпании) не потребуется прикреплять сканы документов, подтверждающих право пассажира на субсидированный билет.
В перспективе возможность бесшовной покупки льготного билета будет распространена на другие виды транспорта.
– СИЦ Минтранса России, если не ошибаюсь, занимается разработкой проектов, которые помогали бы пассажиру выстраивать оптимальный маршрут своего путешествия. Так?
– По данным статистики, основной запрос и ключевые ожидания граждан от транспортной отрасли заключаются в удобстве транспорта во всех его аспектах: от выбора маршрута и покупки билетов до бесшовных пересадок и использования льгот. Особенно ярко этот запрос выражен у возрастной группы до 45 лет. На данный момент мы ведем разработку портала «Российский транспорт». Он станет удобным инструментом, единой точкой доступа пассажира к транспортной системе.
К примеру, я хочу поехать в Ярославль. У меня супруга, дети. Конечно, такси там есть – скорее всего. Но как заказать? И что есть еще? Где получить подробную информацию? Есть ли каршеринг? Как можно добраться до гостиницы, где уже забронирован номер? Как можно оплатить использование этих средств? Картой или с телефона. Может, подойдет московская карта? Или нужны наличные, чтобы где–то в ларьке купить билет?
Портал «Российский транспорт» поможет построить мультимодальный маршрут, спланировать дорогу от точки А до точки Б, оценить стоимость путешествия. В перспективе портал объединит всю совокупность запросов и потребностей всех категорий пользователей в области пассажирского транспорта.
Помимо удобства для пассажиров, портал «Российский транспорт» обладает высоким потенциалом социальной значимости и экономической эффективности. Для государства это сквозная цифровизация отраслевого управления и получение достоверных первичных данных по пассажирским перевозкам на всех видах транспорта. Для бизнеса – удобство и прозрачность взаимодействия с государством и экономия на операционных расходах. На данный момент выполнен ряд необходимых научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, а также проводится работа по пилотированию прототипа портала в регионах.
Важно, что разработка портала «Российский транспорт», как и внедрение ФГИС «Такси», позволит создать эффективный инструмент управления и реагирования на актуальные вызовы сегодняшнего дня.
В заключение хочу еще раз отметить: данные системы, как и другие программные продукты, разрабатываемые ФГБУ «СИЦ Минтранса России» по заданию Минтранса, не являются копией или аналогом зарубежного ПО. Это программное обеспечение, создание которого обусловлено вызовами времени и потребностями общества, бизнеса и государства.
С 1 января 2025 года согласно Указу Президента России № 250 от 01.05.2022 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» организациям, управляющим критически важной информационной инфраструктурой, в число которых в полной мере подпадает и транспорт, на использование иностранных ПО будет наложен запрет. Мы идем опережающими темпами, и поручение Президента России, конечно, будет выполнено.

Беседу вел Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться