Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На полпути к РИМу

Переход на новый метод ценообразования затягивается.

Отрасль строительства, в том числе объектов транспортной инфраструктуры, сейчас находится на подъеме. Реализуются масштабные проекты в области автомобильных и железных дорог, строятся аэропорты и др. В части крупных строек всегда возникает вопрос стоимости их строительства. Если ошибиться в подсчете – объект либо не будет построен, либо его стоимость может кратно возрастать, что крайне нежелательно в условиях дефицита бюджета. Повысить точность определения сметной стоимости строительства была призвана реформа ценообразования, однако ее постоянный перенос делает эту задачу все более призрачной.
Суть реформы состоит в изменении подхода к определению сметной стоимости строительства для приближения к рыночным ценам. «Цель составления сметной документации – достоверно определить сметную стоимость строительства, используемую при установлении начальной максимальной цены контракта, – отметил заместитель – советник начальника Главгосэкспертизы России Сергей Головин. – Ресурсно–индексный метод (РИМ) позволяет сделать это максимально достоверно. Однако для этого необходимо обеспечить качественный мониторинг цен на строительные ресурсы. Нам нужно не только научиться достоверно определять сметную стоимость, но и встроить технологию составления смет в технологию информационного моделирования. РИМ – шаг в этом направлении, а также в сторону внедрения системы управления стоимостью строительства».
Напомним: реформа тянется с 2015 года, начавшись после выявленных фактов серьезного удорожания некоторых крупных государственных объектов. Изначально планировался переход от базисно–индексного метода к ресурсному, построенному на мониторинге рыночных цен. Однако запуск реформы не раз откладывался, в том числе из–за медленного наполнения данными о ценах на строительные ресурсы Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), которая является ключевым элементом реформы. В итоге было решено сделать переход на новую модель ценообразования постепенным, начав с перехода на ресурсно–индексный метод. Минстрой России является регулятором в сфере ценообразования в строительстве в целом. В свою очередь Минтранс России наделен полномочиями по утверждению и ведению отраслевой сметно–нормативной базы, которая применяется при определении стоимости работ по ремонту и содержанию автодорог.
Согласно плану мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ, утвержденному вице–премьером Маратом Хуснуллиным, и постановлению Правительства РФ № 1452 от 23 декабря 2016 года переход на РИМ должен был начаться с 25 февраля 2023 года и завершиться в конце ноября 2023–го. После чего РИМ должен был распространиться на объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику. Это автомобильные дороги (за исключением дорог с грунтовым покрытием), искусственные дорожные сооружения, объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты магистрального трубопроводного транспорта, линейные объекты капитального строительства и др. Для них Минстрой России публикует индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную отраслевую специфику таких объектов.
В реальности в феврале текущего года лишь семь регионов перешли на РИМ, а на конец августа – в общей сложности 49 субъектов РФ. «Таким образом, поручение профильного вице–премьера в части перехода на новый прогрессивный метод ценообразования стройки исполнено наполовину, – прокомментировал ситуацию вице–президент Союза инженеров–сметчиков по региональному развитию Максим Горинский. – Половина страны дошли до РИМ, остальные – застряли». Основной причиной отставания стали проблемы с наполнением ФГИС ЦС, точнее говоря – с мониторингом. Еще в 2019 году вышло поручение Президента России о создании центров мониторинга строительных ресурсов, которые бы занимались сбором информации, необходимой для определения достоверной стоимости строительных материалов, технических и трудовых ресурсов. Однако часть регионов подошли к его исполнению формально.
В настоящее время все регионы так или иначе начали наполнять ФГИС ЦС, однако качество этого наполнения везде разное. Так, в Приморском крае, Новосибирской, Ивановской и Кемеровской областях наполняемость системы составляет более 40%, в то же время в семи регионах этот показатель менее 1%. В среднем во втором квартале 2023 года он едва превышал 10%. Процесс идет медленно, потому что, с одной стороны, специалисты не имеют соответствующих компетенций по мониторингу, а с другой –
участники рынка – производители и поставщики материалов – неохотно делятся информацией об их стоимости. Чтобы как–то форсировать этот процесс в отстающих регионах, эксперты предлагают разработать пошаговый алгоритм и «светофоры» по наполнению ФГИС ЦС, а также создать единую справочную систему с верифицированными ответами на часто задаваемые вопросы.
«Конечно, переход на новую модель проходит сложно. Но регионы, которые не успеют выйти на ресурсно–индексный метод, столкнутся с невозможностью прохождения госэкспертизы новых объектов», – предупредил президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Другими словами, нельзя будет получить положительное заключение экспертизы на ввод объекта в эксплуатацию, если сметы будут разработаны не в РИМ. (Впрочем, до сих пор на госэкспертизу пока не зашел еще ни один проект в РИМ, за исключением капремонтов в гражданском строительстве). В результате в августе текущего года Минстрой России в очередной раз выступил с инициативой переноса перехода на РИМ – теперь уже с III квартала 2023 года на I квартал 2024 года. Официальное объяснение – стремление исключить возможные негативные последствия для стройкомплекса и не допустить срыва сроков реализации проектов.
Ход реформы ценообразования прокомментировал заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев. Он отметил важность сбора объективной информации о ценах, для чего были созданы восемь региональных центров мониторинга, которые выполняют задачи верификации данных о фактической стоимости строительных ресурсов, представляемых субъектами Российской Федерации для пересчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Кроме того, сегодня Главгосэкспертиза совместно с Минстроем России продолжает работу по созданию агрегированного ресурса для сбора информации о ценах в автоматизированном режиме.
«В современных реалиях данные о фактических сделках на строительном рынке – один из самых перспективных источников информации о ценах, и мы видим за ним будущее», – подчеркнул Сергей Лахаев. Но в силу большого объема торгов этот источник, конечно же, не может быть единственным, поэтому ведомство продолжает активную работу с центрами мониторинга и органами исполнительной власти для увеличения наполняемости ФГИС ЦС. По словам эксперта, внедрение на ее платформе личных кабинетов органов исполнительной власти и возможность предоставлять данные за поставщиков строительных ресурсов позволяют существенно увеличить объем поступающей информации. «Чтобы переход на ресурсно–индексный метод состоялся безболезненно и в плановые сроки, субъекты Российской Федерации и компании должны быть максимально вовлечены в систему формирования цен строительных ресурсов», – отметил Сергей Лахаев.
Что касается отраслевого разреза, то Росавтодор принимает активное участие в работе по переходу дорожно–строительной отрасли на ресурсно–индексный метод, рассказала начальник отдела методологии ценообразования Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Александра Зайцева. Основными направлениями работы она назвала разработку отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно–монтажных работ по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям, мониторинг основных цено-
образующих строительных ресурсов, актуализацию федеральной сметно–нормативной базы (ФСНБ) и разработку новых, а также актуализацию существующих отраслевых сметных нормативов. В частности, актуализация сметных нормативов касается сборника 27 «Автомобильные дороги» и сборника 30 «Мосты и трубы».
Переход на РИМ Росавтодор осуществляет совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России». Как подчеркнула Александра
Зайцева, он будет осуществлен на всей территории страны в обязательном порядке, независимо от уровня информационной наполняемости ФГИС ЦС, а также от наличия специализированных строительных ресурсов в Федеральном сборнике базовых цен – 2022. Она напомнила, что суть ресурсно–индексного метода состоит в том, что при его использовании источником формирования сметной стоимости строительства объектов является информация о текущих сметных ценах строительных ресурсов, опубликованных во ФГИС ЦС для соответствующего субъекта РФ, а в случае отсутствия текущих сметных цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС используются сметные цены ресурсов из ФСНБ–2022 (в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года) с применением индексов по группам однородных ресурсов при пересчете в текущий уровень цен для соответствующего субъекта РФ.
В части актуализации отраслевых сметных нормативов начальник отдела ценообразования департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Иван Афанасьев добавил, что на сегодняшний день переработаны порядка тысячи норм по содержанию дорог, также модернизируются нормы по ремонту. Подготовлена первая редакция проектной методики определения сметной стоимости содержания; прорабатывается возможность распространения отраслевых сметных нормативов на дороги регионального и местного значения. Однако, чтобы появилась возможность применять отраслевые сметные нормативы на ремонт и содержание вне зависимости от статуса автомобильной дороги, необходимо внести изменения в федеральный закон № 257–ФЗ, и этот вопрос также решается ведомством.
Часть вопросов ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве решает ФАУ «РОСДОРНИИ», которое с 2023 года находится в ведении Росавтодора. Для успешного внедрения РИМ в дорожном хозяйстве институт ведет разработку сметных нормативов для определения сметной стоимости проектных и строительно–монтажных работ, анализ и расчет заработной платы работников дорожного хозяйства, а также мониторинг цен специализированных строительных ресурсов, необходимых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов, отметила директор департамента цено-
образования РОСДОРНИИ Анна Платунова.
Что касается мониторинга, то сегодня в соответствии с приказом Минстроя России в перечень специализированных строительных ресурсов для дорожного хозяйства входят 95 позиций: 74 позиции – материальные ресурсы, 21 – машины и механизмы. Именно они будут определять динамику изменения стоимости ресурсов, на которые отсутствуют текущие сметные цены во ФГИС ЦС. Для сбора и анализа данных о стоимости специализированных ресурсов РОСДОРНИИ взаимодействует с производителями, поставщиками, субъектами РФ, подрядными организациями, региональными центрами мониторинга и федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору. «Успешный переход отрасли на РИМ требует конструктивного взаимодействия между всеми участниками строительного процесса, в том числе в части обмена информацией как о фактической стоимости ресурсов, так и о проблемных вопросах, возникающих при апробации РИМ», – резюмировала Анна Платунова.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться